Цели:
- Образовательная: Закрепить знания о жанре пейзажа.Обучить учащихся нетрадиционным способам рисования.
- Развивающая: Продолжить формировать умения и навыки работы с гуашью, акварелью, научить подбирать цвета и различать цветовой тон.
- Воспитательная: Развивать умения эмоционально воспринимать образ природы, воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе. Прививать учащимся любовь к природе, искусству, к Родине.Соблюдать аккуратность при работе на уроке.
Межпредметные связь: с музыкой, литературой.
Тип урока: комбинированный.
Вид занятий:тематическое рисование.
Методы и приемы:словесные (беседа, чтение стихотворения), наглядные (демонстрации, иллюстрации), практические.
Оборудование: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft PowerPoint, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята! садитесь.Меня зовут Ольга Олеговна, сегодня я буду вести у вас урок! (Звучит музыка, клип).
Люблю вечерний я закат
И горизонт с вечерним солнцем,
Где сумерки вечерние таят
Заката краски, теплый свет в оконце,
Иду вечернею порой,
Мгновенью жизни я послушен,
Любуюсь этой красотой,
Мне в этот миг никто не нужен.
Ребята, вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока «Закат солнца»
ЦЕЛЬ УРОКА Сегодня мы вспомним с вами такой жанр живописи как пейзаж, и я вас научу нетрадиционным способам рисования.
II. Повторение материала.
Для начала я предлагаю поиграть в игру «пятый лишний»
(СЛАЙД) – сейчас мысовершить небольшую экскурсию в картинную галерею…. в каждом зале нам необходимо будет выполнить задание…, надеюсь, вы справитесь.
(слайд) – В первом зале вам представлены картины известных художников. Но среди них есть лишняя, не из этого зала.
– Ребята попробуйте определить. (называют номер картины)
– А отставшие картины к какому жанру живописи относятся? (натюрморт)
Если видишь на картине, чудо-вазу на столе
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем
Стоит множество посуды, и стеклянной и простой
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А еще и так бывает нарисована там дичь.
В завершении положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт
А поэтому картина назовётся натюрморт
Прошу вас пройти в следующий зал
(слайд) Посмотрите на картины, назовите лишнюю картину?n(называют номер)
– А какой жанр представлен в этом зале? (портрет)
Если видим на картине, чей-то профиль иль анфас.
Или, может быть задорный и весёлый, чей-то глаз.
Может грустный или смелый, может добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, папа или мама, может дедушка и я
Нарисована в картине, может вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет.
Что красивая картина называется портрет.
– Следуем дальше
(СЛАЙД) – В этом зале вы видите картины знаменитых мастеров изобразительного искусства.
Определите картину которая попала сюда из другого зала? (называют номер, картина исчезает)
Какой жанр живописи представлен в этом зале? (анимализм – изображение животных)
Я пишу сейчас с натуры,
Под кустами мокнут куры
И лохматый пес Барбос, спрятал в будку мокрый нос.
Я друзья не портретист, а художник анималист.
– Продолжаем нашу экскурсию и направляемся в следующий зал.
(СЛАЙД) Здесь представлены картины известных художников.
Определите лишнюю картину? (указывают номер, картина исчезает.)
А к какому жанру относятся остальные картины? (пейзаж)
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж
Природа всегда радовала глаз человека, и только бережное отношение к ней сохранит ее.
И так мы завершили экскурсию по картинной галереи. Молодцы вы справились со всеми заданиями.
– Но на сегодняшнем урока мы рассмотрим только один жанр живописи – пейзаж
III. Изучение нового материала.
Нарисовать природу можно по-разному, посмотрите на картины.
(СЛАЙД) Чем они отличаются? (на одних изображена деревня на других город)
Да ребята, вы совершенно правы, действительно бывает городской и сельский пейзаж.
(СЛАЙД) А чем отличаются эти картины друг от друга? (разное время года)
Да действительно на картинах можно изобразить разное время года
(СЛАЙД)) А чем отличаются эти картины друг от друга? (разное время суток)
Многие великие художники восхищались красотой заходящего солнца.
Посмотрите на слайды
(СЛАЙД)) Картина И.К. Айвазовского «Закат»
(СЛАЙД) Картина И.И. Левитана «Закат на Волге»
(СЛАЙД) Картина И.И. Шишкин «Заход Солнца»
Если внимательно посмотреть на эти пейзажи, можно увидеть, как окрашивается небо при лучах заходящего солнца от темно-голубого цвета к багровому.
Можно услышать шум моря, дуновение ветра, пение птиц.
И сейчас мы с вами попробуем изобразить это прекрасное явление природы. Но сделаем не совсем обычным способом. Ведь рисовать можно на чем угодно и чем угодно.
Даже так необычно можно изобразить пейзаж
– ИДЕТ РОЛИК
Мы будем рисовать с вами 3 разными способами.
Но перед этим давайте отдохнём.
физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянулись)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать силу)
Здоровей и веселей! (улыбнулись друг другу)
IV. Практическая работа.
- Первый ряд будет рисовать втехнике «рисование по мокрому листу» (показываю клип)
Рисуем по мокрому листу – альбомный лист хорошо смачиваем водой широкой кисточкой или губкой, затем начинаем сразу рисовать пейзаж акварелью. Можно поворачивать лист, наклонять. Давать возможность краскам перемешаться между собой.
- Второй ряд будет рисовать в технике « монотипия» (показываю клип)
Кусочек стекла хорошо прокрасьте гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.
Возьмите чистый лист бумаги и прижмите к стеклу, стараясь его не двигать, затем скользящими движениями снять лист.
- Третий ряд будет рисовать свой закат пальцами. (показываю слайд)
– опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
– Ребята, когда вы рисуете свои картины, включите свое воображение и фантазию. Если вы что-то хотите дорисовать сделайте это кистью. Придумайте название своим произведениям, напишите их.
V. Заключительная часть.
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Молодцы, мы сегодня плодотворно потрудились. Я всем за урок ставлю 5.
А теперь я хочу узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке.
Закончите пожалуйста любое предложение. (слайд)
– Сегодня я узнал…
– У меня получилось…
– Было трудно…
– Меня удивило…
– Было интересно…