Интегрированный урок "математика + окружающий мир" по теме "Решение задач арифметическим и алгебраическим способом. Числа в пределах класса миллионов" (система Л.В. Занкова). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель. Продолжить работу над решением составных задач арифметическим и алгебраическим способом с использованием многозначных чисел в пределах миллиона, решение задач на проценты. Развивать мышление, память, внимание, творчество учащихся. Осуществлять межпредметную связь с окружающими миром. Закреплять знания учащихся по темам: «Скелет», «Сердце», «Кровь». Расширять дополнительные знания по окружающему миру. Формировать у учащихся знания и умения по охране и укреплению своего здоровья. Прививать навыки гигиены.

Оборудование: Скелет человека, муляж объемного внутреннего строения человека (сердце, легкое, ребра, объемная наглядность мышц). Таблицы с краткой записью задач, шапочки с эритроцитами, лейкоцитами, тромбоцитами.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Математика – это прекрасно! Математика везде, она следует за нами повсюду. Все, что мы видим на земле или на небе, все, что мы делаем на работе, в школе, дома, – все полно математики. Без нее ничего не обходится. И сегодня мы увидим, как математика связана с окружающим миром.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня вы будете решать задачи арифметическим и алгебраическим способом с использованием многозначных чисел в пределах миллиона, а также решать задачи на проценты.

(На партах учащихся тексты задач, сигнальные закладки).

В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся.

III. Повторение и закрепление

У. Из каких частей состоит скелет человека?

Дети. Скелет человека состоит из скелета туловища, черепа,

конечностей.

У. Из чего состоит скелет туловища?

Д. Скелет туловища состоит из позвоночника, грудной клетки.

У. Сколько разделов различают в позвоночнике?

Д. Пять.

У. Какие это разделы?

Д. Шейный – 7 позвонков, грудной – 12 п., поясничный – 5 п.,

крестцовый – 5 п., копчиковый – 5 п..

У. Посчитайте сколько всего позвонков?

Д. 34.

У. Для чего нужен позвоночник?

Д. Позвоночник нужен для защиты спинного мозга.

У. Послушаем практические советы.

Д. Совет № 1. Хочешь проверить, плавная ли у тебя походка,

ровная ли спина? Возьми большую, толстую книгу и положи на голову. А теперь попробуй походить по комнате. (Демонстрация учеником). Падает? Значит, твоя походка и осанка далеки от совершенства. Придется поработать над собой.

Д. Совет № 2.

Чтобы быть всегда красивым,
Сколиоза не иметь,
Надо спортом заниматься,
Ровно ровненько сидеть.

У. А для чего нужен череп?

Д. Для защиты головного мозга.

У. Из чего состоит череп?

Д. Череп состоит из мозгового отдела, лицевого отдела.

У. В лицевом отделе имеются 2 челюсти. Что вы можете о них сказать?

Д. Верхняя челюсть не подвижная, а нижняя единственная подвижная кость черепа.

У. Верхняя и нижняя часть челюсти содержат по 16 ячеек, в которых помещаются корни зубов. Сколько всего зубов у человека?

Д. 32 зуба.

У. Как узнали?

Д. 16х2 = 32 зуба.

Обратная связь осуществляется через сигнальные закладки.

У. Кто помнит сколько резцов?

Д. 8.

У. Клыков?

Д. 4.

У. Малых коренных зубов?

Д. 8.

У. Больших коренных зубов?

Д. 12 зубов.

У. Если б зубы говорили, что б они могли сказать?

Д. Если зубы вдруг могли бы говорить,

То они б нас тут же начали учить:

«Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши.

И снаружи, и внутри нас почеши».

1) Решение задач.

У. Что вы можете сказать о конечностях?

Д. Конечности бывают верхние и нижние.

У. А благодаря чему происходит движение в суставах конечностей?

Д. Благодаря мышцам.

У. Сколько всего скелетных мышц у человека?

Д. У человека 600 мышц.

У. Это составляет 40% от веса человека.

Учитель открывает таблицу с кратким условием задачи.

Решите задачу.

Вес человека – 55 кг
Масса мышц – ? кг, 40 %

У. Ребята, напомните себе, как нужно сидеть?

Д. Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь (хором).

Один ученик на доске записывает решение задачи, остальные дети в тетрадях.

Д. 55 кг составляют 100%, массу мышц берем за «х», что составляет 40%. Составляю пропорцию.

55 – 100%
Х – 40%
55 : Х = 100 : 40

По свойству пропорции составляю уравнение. 55 х 40 = 100 х Х

2200 = 100Х
Х = 2200 : 100
Х = 22 (кг)

Ответ: масса мышц равна 22 кг.

Обратная связь осуществляется через сигнальные закладки.

У. Мышцы нужно развивать. Вот чего может добиться человек, развивая мышцы и выносливость.

В мире интересного.

Д. В 1924 году довольно средний бегун К.Уотс заключил на большую сумму пари, что обгонит любую лошадь, если будет состязаться с ней 6 дней подряд. К концу шестых суток, пробежав 556 км, Уотс опережал лошадь на 12 км. Та еле плелась, и ее пришлось снять с дистанции.

У. Для чего нужна грудная клетка?

Д. Грудная клетка нужна для защиты легких и сердца.

У. Что такое сердце?

Д. Сердце – это мышечный орган.

У. Из чего состоит сердце?

Дети показывают на муляже из чего состоит сердца.

Д. Состоит из 4 камер: 2 желудочка (левый и правый);

2 предсердия (левое и правое).

У. Где находится сердце?

Д. Сердце находится на уровне 2 и 5 ребер, в левой половине

грудной полости (показывают на скелете).

У. Основную часть стенок сердца составляет мышечный слой.

Учитель открывает таблицу с кратким условием задачи, используя графопроектор.

Решите задачу устно.

У. Толщина стенок левого желудочка 15мм, а толщина стенок правого желудочка в 3 раза меньше левого, а стенки предсердий на 2 мм меньше правого желудочка. Какая толщина предсердия? Можем ответить на главный вопрос задачи?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Мы не знаем толщину правого желудочка.

У. Можем ли найти толщину правого желудочка?

Д. Да.

У. Каким действием?

Д. Делением, потому что сказано в условии задачи в три раза меньше.

У. Найдите толщину правого желудочка.

Д. 15 : 3 = 5 (мм).

У. Теперь можете ответить на главный вопрос задачи?

Д. Да. Действием вычитанием, потому что сказано в условии задачи на два мм меньше.

5 – 2 = 3 (мм)

Ответ: толщина предсердия 3 мм.

У. Каким способом решили задачу?

Д. Арифметическим.

Обратная связь осуществляется через сигнальные закладки.

Физкультминутка (под музыку)

Д. Моем шею,
Моем уши,
Вытираемся посуше
Не спеша, не спеша.
Чистота всего дороже,
Мы и зубы чистим тоже.

У. Во время каждого сокращения желудочков в сосуды выталкивается определенная порция крови. Сердце перекачивает разное количество крови, это зависит от физического состояния человека.

У каждого ученика на партах находятся тексты задач.

Решим задачу. Сколько литров крови перекачивает сердце за 1 минуту у человека в спокойном состоянии, при физической нагрузке у нетренированного человека и у спортсмена, если известно, что у нетренированного человека в 3 раза больше, чем в спокойном состоянии, а у спортсмена в 2 раза больше, чем у нетренированного. Всего у них перекачивается 50 литров крови.

Учитель открывает таблицу с кратким условием задачи.

Решите задачу алгебраическим способом.

Д. Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь (хором).

Один ученик на доске записывает решение задачи, остальные дети в тетрадях.

Д. Пусть «х» литров крови перекачивается у человека в спокойном состоянии за 1 мин., тогда 3хХ-у нетренированного человека, а у спортсмена – 3Хх2. Всего 50 л. Составляем уравнение:

1) 3Х + Х + 3Х х 2 = 50
    4Х + 6Х = 50
    10Х = 50
    Х = 5 (л) – у человека в спокойном состоянии.

2) По условию задачи у нетренированного в 3 раза больше, чем у человека в спокойном состоянии, поэтому

    5 х 3 = 15 (л) – у нетренированного человека.

3) По условию задачи у спортсмена в 2 раза больше, чем у нетренированного, поэтому

    15 х 2 = 30 (л) – у спортсмена.

Ответ: 5л, 15 л, 30 л.

Обратная связь осуществляется через сигнальные закладки.

У. Из предыдущей задачи вы узнали, что за 1 мин сердце перекачивает 5 л крови. Решите задачу: узнав, сколько литров крови сердце перекачивает за 1 час? 1 сутки? 72 года?

Учитель открывает таблицу с кратким условием задачи.

Один ученик на доске записывает решение задачи, остальные дети в тетрадях.

Д. 1) Сколько сердце перекачивает литров крови за час? Перевожу 1 ч = 60 мин.

5 х 60 = 300 (л)

2) Сколько сердце перекачивает литров крови за сутки? Перевожу 1 сутки = 24 часа.

24 х 300 = 7200 (л)

У. Средняя продолжительность жизни человека 72 года.

3) Сколько за 72 года литров крови перекачивает сердце? Что вы хотите сказать?

Д. Каждый четвертый год високосный.

У. Как высчитать эти дни?

Д. 72 : 4 = 18 (дн.)

У. 4) Сколько дней вместе с високосными в 72 годах?

Д. 72 х 365 + 18 = 26 298 (дн.)

5) Сколько литров крови перекачивает сердце за 72 года?

26 298 х 7200 = 189.345 600 (л)

Ответ : 189 345 600 л.

Обратная связь осуществляется через сигнальные закладки.

У. Дополнительный вопрос. Назови число, записанное в ответе по классам.

Д. 189 ед. – 3 класса, 345 ед. – 2 класса, 600 ед. – 1 класса.

У. Каким способом решили задачу?

Д. Арифметическим.

У. А из чего состоит кровь? Из плазмы – 55% и форменных веществ.

Решите задачу устно.

Если плазма составляет 55% объема крови, то сколько процентов объема крови составляют форменные вещества?

Д. 100 – 55 = 45 %

У. Что вы брали за 100%.

Д. Кровь.

Обратная связь осуществляется через сигнальные закладки.

У. Из чего состоят форменные вещества?

Д. Эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.

К доске выходят трое учеников. На голове шапочки с изображением эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. (Сценка).

Тромбоцит. Вы слышали, что капилляр в 50 раз тоньше самого тонкого человеческого волоса.

Лейкоцит. Да что это! Вот на месте, занимаемом булавкой, может поместиться 700 капилляров.

Эритроцит. Да что это! Чтобы дойти до легких и вернуться к сердцу, крови понадобится 4 секунды (показ на муляже).

Лейкоцит. Хорошо, будем защищаться, самая потрясающая новость. Если все капилляры вытянуть в одну линию, то ею можно опоясать земной шар по экватору 2,5 раза (ученик показывает табличку 2,5).

У. Это какая дробь?

Д. Десятичная.

У. Прочитайте правильно.

Д. Две целых пять десятых.

У. Форменные вещества приготовили вам задания.

Эритроцит. Какую функцию выполняют эритроциты?

Д. Основная функция эритроцитов – это перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким (показ на муляже).

Ученик (эритроцит) показывает таблички О2, СО2. и объясняет.

Лейкоцит. Какую функцию выполняют лейкоциты?

Д. Защитную функцию.

Тромбоцит. Какую функцию выполняют тромбоциты?

Д. Влияют на свертываемость крови.

2) Самостоятельная работа.

У. Форменные вещества принесли вам задачу. Выполните ее самостоятельно (у каждого ученика на парте текст задачи).

В 1 куб. мм крови содержится 4 998 996 эритроцитов, лейкоцитов в 999 раз меньше, чем эритроцитов, а тромбоцитов в79 раз больше, чем лейкоцитов. Сколько лейкоцитов? Сколько тромбоцитов?

Ученики выполняют самостоятельно в тетрадях.

4 998 996 : 999 = 5004 (л.)
5004 х 79 = 395 316 (тр.)

Ответ: 5004 лейкоцитов, 395 316 тромбоцитов.

Устно осуществили проверку.

Обратная связь осуществляется через сигнальные закладки.

У. Каким способом решили задачу?

Д. Арифметическим.

У. Форменные вещества принесли вам ещё интересную задачу.

Учитель открывает таблицу с кратким условием задачи.

Один ученик на доске записывает решение задачи, остальные дети в тетрадях.

Д. Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь (хором).

1) Сколько литров крови у человека в 78 кг?

78 : 13 = 6 (л), перевожу 6 л = 6 000 (мл)

У. Почему?

Д. В 1 л = 1000 мл (на доске таблица).

Сколько мл в крови составляет плазма?

6000 – 100%
Х – 55%
6000 : Х = 100 : 55

По свойству пропорции составляю уравнение.

100 х Х = 55 х 6000
Х = 330 000 : 100
Х = 3 300 (мл)

3) Сколько мл в крови составляют форменные вещества?

1 способ.

6 000 – 3 300 = 2 700 (мл.)

2 способ.

45% – Х
100% – 6000
6000 : Х = 100 : 45

По свойству пропорции составляю уравнение.

45 х 6000 = 100 х Х
Х = 2 700 (мл)

Ответ: 3 300 мл, 2 700 мл.

Обратная связь осуществляется через сигнальные закладки.

В мире интересного.

Д. Один американский ученый подсчитал, что тело взрослого человека массой в 65 кг состоит из воды, которой хватит на стирку 2-х рубашек, железа – для изготовления одного гвоздя, волос – на один парик, фосфора – на 12 коробков спичек и яда убить одну блоху.

IV. Учитель выставляет оценки за урок

V. Итог урока

У. Чему учились сегодня на уроке?

Д. Решали задачи.

У. Каким способом?

Д. Арифметическим и алгебраическим.

У. С каким предметом была связь?

Д. С окружающими миром.

У. Что повторили на уроке?

Д. Решали задачи с использованием многозначных чисел в пределах миллиона. Решали задачи на проценты. Повторили материал по темам: «Скелет», «Сердце», «Кровь». Узнали, как важно заботиться о своем здоровье.

Счастья и здоровья всем желаем! (хором).