Тема: Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В в.
Прогнозируемые результаты:
- дети познакомятся с согласными звуками [в], [в’].
- познакомятся с буквами В в;
- уточнят понятие «слог», узнают о слогообразующей роли гласных;
- научатся делить слова на слоги;
- повторят правописание имён, отчеств и фамилий людей, кличек животных;
- расширят кругозор о спорте.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Прочитайте пословицы.
Любишь кататься, люби и саночки возить. Объясните их смысл.
С какого звука начинается пословица? Какой это звук?
Родина – мать, умей за нее постоять.
С какого звука начинается пословица? Какой это звук?
В здоровом теле – здоровый дух.
С какого звука начинается пословица?
Как вы думаете какая тема урока у нас сегодня?
II. Мотивация учебной деятельности.
Игра «Кто составит больше слов с изученными буквами?»
III. Упражнения для речевого аппарата.
1. Дыхательная гимнастика
«Свеча». Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.
2. Артикуляционная разминка
«Щёчки». Сидя за партой поочередно надуваем каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем наполняя воздухом обе щеки.
IV. Работа над новым материалом.
1. Слого-звуковой анализ слов Вадим Витя
Выделение новых звуков.
Характеристика звука [в] (согласный, звонкий, твёрдый, парный)
Характеристика звука [в’] (согласный, звонкий, мягкий, парный)
Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
Вывод: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Назовите имена девочек и мальчиков, которые начинаются с этих звуков.
2. Знакомство с буквами В в.
На что похожи буквы Вв?
Вот буква В видна вдали
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
3. Работа с пластилином в парах.
Вылепите из пластилина буквы В в.
4. Угадайте слова с новым звуком.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …(воды)
Дайте характеристику первому звуку в слове, которое вы отгадали.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский …(вертолёт)
Дайте характеристику первому звуку в слове, которое вы отгадали.
5. Чтение слогов – слияния, слов и предложений с новым звуком.
ВА ВО ВИ ВУ ВЫ
ВОВА СЛАВА ВОТ
ТВОЙ ЛОВИТ ВОРОТА
– Вова, вот твои ворота.
– А тут твои ворота, Слава.
Слава и Вова – вратари.
– Лови, Вова, лови!
– Слава, лови! Лови!
– Ребята, а в какую игру играли мальчики? А какие спортивные игры вы знаете? Какое важное событие будет проходить в России в 2014 году?
(рассказ учителя об Олимпийских играх).
6. Деление слов ВОРОТА, ВОВА, на слоги.
Вывод:
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
7. Работа в группах. (сделать звуко-буквенный разбор слова и закрасить схему, определить сколько в слове слогов)
1 гр.– волк
2 гр. – век
3 гр. – ворона
V. Рефлексия учебной деятельности.
Возьмите синюю и зелёную карточки. Какой звук [в] слышится в названии предметов? Укажите карточкой.
Слова для работы: вилка, веник, варежки, Иван, Варя, Вероника, ваза, ворона, виноград.