Цели:
- Ознакомить учащихся с машинными швами, необходимыми для изготовления фартука.
- Научить выполнять соединительные и краевые швы с соблюдением технологии и правил техники безопасности.
- Развивать память, навыки работы на швейной машине, умение работать в парах и коллективно;
- Воспитывать бережное отношение к оборудованию, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательность.
- Прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, швейные машины, утюг, учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, ткань для выполнения образцов, инструкционные карты, образцы готовых швов.
Ход урока
I. Организационная часть урока
– А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Учебник, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Все ли правильно сидят,
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
– Ребята, с чего вы хотите начать ?
– С чего-нибудь интересного, занимательного!
II. Повторение пройденного материала
На уроке используется презентация (Слайд 1).
Кроссворд:
- Узкая полоска по долевому краю ткани, отличающаяся выработкой. (кромка)
- Как называется материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи и нитей? (ткань)
- Куда наматывается нижняя нить при заправке? (шпулька)
- Как называется процесс, в результате которого из волокнистой массы получается пряжа? (прядение)
- Гибкое прочное тело, длина которого во много раз больше поперечного среза. (волокно)
- Чем режут ткань? (ножницы)
- Какому процессу подвергается суровая ткань? (отделка)
- Профессия человека, работающего за швейной машиной. (швея)
- Составная часть машина, которая направляет нить. (нитенаправитель)
- Костяной или деревянный, металлический стержень с заостренным концом. (колышек) (Приложение 1)
Повторяя материал предыдущего урока мы можем назвать тему сегодняшнего.
III. Тема урока: «Машинные швы»
Скажите, пожалуйста, какую цель каждый из вас ставит на этом уроке.
(Слайд 2)
- Познакомиться с видами машинных швов.
- Закрепить умения и навыки работы на швейной машине.
- Закрепить знания и умения работы с технологическими картами.
- Научиться выполнять машинные швы.
– Чтобы выглядеть красиво и модно одеваться нужно уметь самому шить одежду или выбирать качественный товар в магазине. И в первом и во втором случаях необходимо иметь представление о технологии изготовления одежды и о качестве швейных работ. Любое швейное изделие должно выглядеть опрятно с лицевой и изнаночной стороны, т.е. все строчки должны быть выполнены очень аккуратно. А что бы все строчки были аккуратными, мы должны знать правила их обработки.
Задание 1.
На доске в разнобой помещены понятия. Детям необходимо эти понятия разделить на две группы. По каким признакам произошло деление?
Ручные работы |
Машинные работы |
Сметать |
Стачать |
Наметать |
Настрочить |
Заметать |
Застрочить |
Приметать |
Притачать |
Пришить |
Обтачать |
Вывод:
А что бы все строчки были аккуратными, мы должны знать правила их обработки.
– Отгадайте, о чем говорится в загадке:
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
Правильно, это швейная машина. Скажите, пожалуйста, какую роль выполняет машина в изготовлении изделия? Правильно она прошивает швы. А что такое шов?
Шов – это место соединения двух или нескольких слоев ткани строчкой.
На ватмане нарисован фартук. Учащимся дается задание выделить, как они считают нужным швы. Как можно назвать те швы которые вы выделили? Швы которые соединяют и швы которые закрепляют.
Соединительные швы служат для прочного соединения деталей швейного изделия между собой.
Краевые швы служат для обработки краев и предохранения их от осыпания.
Строчка получается в результате переплетения двух нитей – верхней и нижней. Для образования любого стежка необходима игла. Чтобы лучше запомнить последовательность заправки верхней нити послушайте сказку, которая называется
«Приключения Любопытной Варвары»
В некотором царстве, в школьном государстве жили-были Умелые ручки. Однажды им попался моток ниток и ручки, недолго думая, сделали из него куклу, которую подарили кабинету труда. Днем кукла спокойно сидела на полке под стеклом, а ночью отправлялась в путешествие по кабинету. Она была очень любопытная и совала свой нос во все уголки. Поэтому жители кабинета прозвали ее Любопытной Варварой.
Швейные машины долго стояли закрытыми, но как-то учительница их раскрыла и ушла домой. Варвара быстро спрыгнула с полки и помчалась рассматривать новое чудо. Вначале она забралась на стул, потом на платформу, затем залезла на рукав машины и здесь увидела катушку ниток, от которой куда-то ниточка тянулась. Вспомнила Варвара, что в сказках всегда ниточка от клубочка тянется и дорогу показывает. Решила она посмотреть, куда же ведет ниточка и пошла за ней.
Давайте же и мы сядем за швейные машины и проследим за путешествием Любопытной Варвары.
(дети переходят к швейным машинам, берут с собой инструкционные карты и по ним начинают заправлять верхнюю нить в ходе рассказа учителя)
Пошла Варвара по рукаву машины и видит у самого края милиционер стоит. Вспомнила Варвара поговорку «Язык до Киева доведет» и спросила дорогу. Милиционер, которого звали «Нитенаправитель» дорогу и показал. Стала девочка по ниточке вниз спускаться и застряла. Придавили ее с двух сторон шайбы регулятора натяжения верхней нити. Трудно выбраться Варваре, да ничего, она девочка трудолюбивая, настойчивая. Выбралась и стала продвигаться вперед. Только прошла немного и хотела отдохнуть, да не тут-то было. Кто-то вдруг потянул ее вверх, да так быстро, что и не заметила, как очутилась в ушке нитепритягивателя. Посмотрела вниз, страшно ей стало. Да делать нечего: взялся за дело – доводи до конца. И стала она спускаться. И тут, откуда ни возьмись, опять милиционер, да не один, а целых два и оба ей дорогу показывают. Добралась она к ушку иглы. Смотрит Варвара: вот он – конец нитки!
Задание 3.
Найти ошибку в последовательности заправки верхней нити. (Слайд 10)
Задание 4.
Указать цифрами правильную последовательность заправки нижней нити швейной машины. (Слайд 11)
Повторение правил техники безопасности при работе на швейной машине, с утюгом, с ножницами и иглой. ТБ проводится перед выполнение практической работы.
IV. Практическая работа «Выполнение образцов машинных швов»
Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ.
- Все внутренние машинные строчки выполняются нитками в цвет ткани.
- Машинные строчки должны быть ровными, ширина шва должна быть одинаковой.
- После выполнения машинной работы нитки всех временных строчек (сметывания, наметывания и т.д.) удаляются.
- Готовые швы надо приутюжить.
Учащиеся выполняют практическую работу, пользуясь инструкционной картой.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Вот и подошёл к концу наш урок. Всем ли было легко выполнять действия с машинными швами? Надо ли ещё потренироваться?
– Что больше всего понравилось?
– Что нового узнали на уроке?
– А закончим урок стихами, а вы хором отвечаете:
Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? – Да.
Постарались всё понять? – Да.
Учились тайны открывать? – Да.
Ответы полные давали? – Да.
На уроке не зевали? – Нет
– Спасибо, ребята, за работу!
– Отдыхайте! Домашнего задания сегодня не будет!