Внеклассное мероприятие по математике "Считай, смекай, отгадывай" (по системе Л.В. Занкова). 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Цель: повысить интерес к математике; развивать математические способности; воспитывать умение работать в группе.

(Слайд 1) Приложение

(В турнире принимают участие две команды с любым количеством игроков. Каждый правильный ответ оценивается жетоном.)

Ведущий. Сегодня мы с вами проводим математический турнир Считай, смекай, отгадывай”.

(Слайд 2) Слово “математика” пришло к нам из Древней Греции. В переводе на русский язык оно означает “учиться”, “приобретать знания”. И не прав тот, кто говорит: “Мне не нужна математика, я ведь не собираюсь стать математиком”. Математика нужна всем. . Раскрывая удивительный мир окружающих нас цифр, она учит мыслить ясно, последовательно, логично, развивает мысль, внимание, воспитывает настойчивость и волю. Одним словом, математика учит нас приобретать знания.

(Слайд 3) Как сказал великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс: “Математика – царица всех наук”.

Надеюсь, что участие в сегодняшнем математическом турнире укрепит интерес к математике у его участников и болельщиков.

Сегодня соревноваться будут две команды. Вам первое задание: Придумайте название своей команды, связанное с математикой и выберите капитана команды. (учащиеся выбирают командиров и дают название своим командам)

(Слайд 4)

Итак, начинаем.

Конкурс первый – “Разминка”.

Команды по очереди отвечают на вопросы, связанные с различными числами.

  • Сколько букв в алфавите? (33)
  • Сколько цифр в математике? (10)
  • За сколько дней, согласно Библии, Бог сотворил мир? (6)
  • Сколько лет, по утверждению Библии, прожил на Земле Иисус Христос? (33)
  • Дюжина – это сколько? (Двенадцать штук (в счете однородных предметов))
  • (Слайд 5)
  • Чёртова дюжина – это сколько? (13)
  • Какая пьеса-сказка начинается с числа 12? (“Двенадцать месяцев” С. Маршака)
  • Какая пословица начинается с числа 7? (Семь раз примерь, один раз отрежь; семеро одного не ждут.)

(Слайд 6)

  • Число Христа? (7)
  • Число дьявола? (666)(в книге “Бытие”, как и в более ранней шумеро-семитской традиции, считалось, что мир создан за 6 дней. Согласно “Откровению Ионна Богослова”, “число зверя” (дьявола) является 666. согласно одной из гипотез, что число выбрано потому, что в нём трижды повторяется число, предшествующее “счастливой” семёрке.
  • Нам никогда не будет 60, а лишь четыре раза по... (15)
  • Во сколько лет выдается паспорт? (14)
  • Сколько фигур в шахматах? (32)
  • Сколько фигур в шашках? (24)
  • В каком числительном пишется две “н”? (Одиннадцать)
  • Полтинник — это сколько? (50) (монета или сумма в 50 копеек)

(Слайд 7)

  • Гривенник — это сколько? (10) (монета или сумма в 10 копеек)

(Слайд 8)

  • В числе “миллион” сколько нулей? (6)
  • Четверть века — сколько лет? (25)
  • Сколько лет рыбачил старик в “Сказке о рыбаке и рыбке”? (“…Он рыбачил 30 лет и 3 года”)

(Слайд 9)

Ведущий. Следующий конкурс называется “Сообрази-ка!”.

Капитаны по очереди подходят к столу и, не читая, берут карточки с задачами на сообразительность. Время на обдумывание – 30 секунд.

Задачи

  • Мальчик ссыпал вместе песок из четырех кучек, а девочка ссыпала вместе песок из пяти кучек. Сколько кучек песка получилось? (Две кучки, если каждый ссыпал в свою, или одна большая, если весь песок дети ссыпали вместе.)
  • Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7)
  • Шли три козленка. Один впереди двух, один – между двумя, а один – позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)
  • Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)
  • Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
  • Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12)
  • 60 листов книги имеют толщину 1 сантиметр. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)
  • У короля были три монеты. Одна из них – фальшивая, она легче по весу. Король взял две монеты и взвесил их на весах. Теперь он мог точно сказать, какая из его монет фальшивая. Как за одно взвешивание королю удалось это определить? (Если при взвешивании одна из монет оказалась легче, то она и была фальшивой. Если обе монеты весили одинаково, то оставшаяся и была фальшивой.)
  • На березе сидели две вороны и смотрели: одна на юг, а другая на север.
    – У тебя, – говорит первая ворона, – лапки в грязи.
    – А у тебя, — отвечает вторая, — клюв земле.
  • Как же так: смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Вороны смотрят друг на друга.)
  • “Мы только с парохода,
    Мы только из похода –
    Одиннадцать недель
    Гостили на воде”.
    А сколько это дней? (77)

Ведущий. После напряженной умственной работы предлагаю командам отдохнуть, а болельщикам – отгадать загадки, каким-то образом связанные с числами. Болельщик, первым поднявший руку и правильно ответивший, имеет право отдать заработанный жетон любой команде.

Пять мешочков шерстяных –
Греются братишки в них.
(Перчатка)

(Слайд 10)

Пять ступенек – лесенка.
На ступеньках – песенка. (Ноты)

(Слайд 11)

Живет между камнями
Голова с четырьмя ногами. (Черепаха)

(Слайд 12)

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как её названье, дети ? (Картошка)

(Слайд 13)

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

(Слайд 14)

Треугольная доска
А на ней – три волоска.
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий. (Балалайка)

(Слайд15)

Два брата под одной шляпой стоят. (Ворота)

(Слайд 16)

Одноног Ивашка –
Расписная рубашка!
Петь и плясать мастак,
А стоять — никак! (Волчок)

(Слайд 17)

Вспушит она свои бока
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет. (Подушка)

(Слайд 18)

Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей,
Называется... (стручок).

(Слайд 19)

Ведущий: Следующий конкурс называется “Эксперимент”.

В нем два задания, одинаковые для всех команд. Чья команда даст первый правильный ответ, та и получает жетон. (Слайд 20)

(Слайд 21) Задание 1. “Ловкие ножницы”. Команды получают по квадрату из бумаги размером приблизительно 15 см на 15 см и одни ножницы. Необходимо квадрат разрезать на 4 равные части и составить из них два равных квадрата.

Ответ

(Слайд 21)

Задание 2. “Занимательные стаканы”

Перед командами ставятся 6 стаканов в следующем порядке: три с водой, затем три пустых. Нужно сделать так, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались. При этом разрешается взять в руки только один стакан.

Ответ: Нужно взять второй стакан и вылить воду в пятый.

(Слайд 22)

Ведущий: Следующий конкурс “Геометрические фигуры” позволит узнать, какая команда знает больше названий геометрических плоскостных и объемных фигур. Команды дают ответы по очереди, без длительных пауз.

Примеры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, четырехугольник, пятиугольник (названия многоугольников с количеством углов более пяти не принимаются), куб, ромб, трапеция, цилиндр, пирамида, параллелепипед, конус, овал, отрезок, луч, точка, прямая, шар и т.д.

(Слайд 23)

Ведущий: Следующий конкурс – “Шифровальщик” – требует расшифровать ребусы, содержащие в себе числа. Капитаны по очереди подходят к столу и выбирают, не переворачивая, карточку с ребусом.

Ответы: Австрия, осень, пятно, восемь, середина, вечер, стул, натянули.

(Слайд 24)

Ведущий: Последний конкурс и для участников и для болельщиков “Сладкая дробь”.

Надо один торт разделить поровну между 20 детьми. Какая часть торта достанется каждому?

Ведущий. Подведем итоги, и будем делить торт.

Подсчет жетонов. Награждение команды-победительницы.