Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Форма урока: урок-сказка
Цель урока:
- проверить навыки решения линейных уравнений (трех и более шаговых), умение составлять уравнение по условию задачи; упрощение выражений;
- c помощью игры развивать внимательность, сосредоточенность и дисциплинированность;
- воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи;
- вырабатывать привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание школьников;
- развитие любознательности, развитие глубокого познавательного интереса к математике.
Ход урока
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. У нас сегодня с вами урок – сказка.(Слайд 1). А в гостях у нас герой из русской народной сказки... А кто он и из какой сказки вам предстоит сейчас выяснить, решив уравнения и расшифровав название сказки. (Слайды 2;3)
№1. Решите уравнения: (дети самостоятельно решают уравнения, а затем заполняют таблицу)
а) 63 – р = 23 | б) у : 12 = 7 | в) 6х = 1236 | г) 65 + у = 134 | д) х + 605 = 700 |
р = 40 | у = 84 | х = 206 | у = 69 | х = 95 |
К | Б | О | Л | Е |
е) у – 169 = 321 | ж) 1442 : р = 14 |
у = 490 | р = 103 |
Н | И |
40 | 206 | 69 | 206 | 84 | 206 | 40 |
К | О | Л | О | Б | О | К |
Итак, у нас сегодня в гостях КОЛОБОК – герой русской народной сказки с одноименным названием. (Слайд 4) Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ребята, напомните мне, пожалуйста, начало этой сказки.
Жили-были старик со старухой. Вот просит старик:
– Испеки мне, старуха, колобок.
– Да из чего испечь – то? – отвечает ему старуха. – Муки – то нет.
– Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберется.
Старуха так и сделала. Испекла колобок и положила его на окошко остудить. Надоело колобку на окошке лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, и покатился по дорожке.
Катится Колобок по дорожке, а на встречу ему... Кто шел на встречу Колобку?
– Заяц! (Слайд 5)
– Что говорит заяц?
– А что ответил колобок?
– Что стал делать Заяц?
– Вот и не угадали. В этой сказке все звери любят математику. Заяц говорит:
– Не хочу твою песенку слушать, вот, если решишь мои задания, то я тебя отпущу. Пригорюнился Колобок: как же справиться с заданием? Давайте поможем Колобку.
№2. Упростите выражение:
- 63 + 48у – 12у – 29 – 18у = 18у + 34
- 3а + 48 – а + 17 = 2а + 65
- 350 * m * 2 = 700m
- х * 4у * 13 = 52ху
Молодцы! Хорошо справились с заданием Зайца. И покатился Колобок дальше, только Заяц его и видел. Катится, а на встречу ему Волк.
– Колобок, Колобок, я тебя съем.
– Не ешь меня, серый Волк, я тебе песенку спою.
– Не нужна мне твоя песенка. Ты мне лучше уравнения реши. (Слайд 6)
№3. Решите уравнение:( дети самостоятельно решают уравнения в тетрадях, а два ученика за отворотными досками для дальнейшей проверки)
1) 17(3х – 16) – 469 = 1299 | 2) 279 + 8(133 – 5х) = 1143 |
17(3х – 16) = 1768 | 8(133 – 5х) = 1143 |
3х – 16 = 104 | 133 – 5х = 108 |
3х = 120 | 5х = 25 |
х = 40 | х = 5 |
Помогли мы Колобку справиться и этими заданиями. Покатился Колобок дальше: только Волк его и видел. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь.(Слайд 7)
– Колобок, Колобок, я тебя съем.
– Ну, где тебе косолапому меня съесть: я от Зайца ушел, я от Волка ушел и от тебя уйду. Мои друзья мне помогут. Задавай свои задания.
№4. Выполните действия:
12 мин 54 с+ 4 мин 32 с – 11 мин 30 с = 5 мин 56 с
8 ч 34 мин *{ 9 = 3 сут 5 ч 6 мин
7 сут 2 ч : 17 = 10 ч
И покатился Колобок дальше. Медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса. (Слайд 8)
– Здравствуй, Колобок! Какой ты пригожий, румяный.
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А Лиса слушает и ухмыляется.
– Славная песенка. Да только, голубчик, я песенки не люблю. Моя страсть – задачи по математике. Вот если решишь мою задачку, то скатертью дорога.
Загрустил Колобок. Ребята, давайте выручим Колобка все мы дружно!
(Ученики, работая в тетрадях и на доске, составляют краткую запись условия и уравнение. Проверка краткой записи и уравнения осуществляется через проектор. По краткой записи ученики дают устное описание задачи).
№5. Решите задачу:
Волк пригласил на свой день рождения 28 аппетитных гостей: поросят, козлят и девочек в красных шапочках. Поросят было в 2 раза меньше, чем девочек, а козлят на 4 больше, чем поросят. Сколько козлят, поросят и девочек пригласил волк на день рождения?
х + х + 4 + 2х = 28
4х = 24
х = 6
Значит, Волк пригласил к себе в гости 6 поросят, 10 козлят и 12 девочек в красных шапочках.
Ответ. 6 поросят; 10 козлят; 12 девочек.
Итог. Колобок говорит всем большое спасибо.(Слайд 9) Он довольный и радостный покатился искать себе новых друзей. Вот и сказке коней, а кто работал – тот МОЛОДЕЦ.
Домашнее задание. Составить задачу со сказочными персонажами.
Литература.
- Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. – М.: издательство “Ювента”, 2010.
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математик для 6 класса. – М.: Илекса, 2009.