Урок-сказка по математике "Решение уравнений". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (387 кБ)


Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Форма урока: урок-сказка

Цель урока:

  • проверить навыки решения линейных уравнений (трех и более шаговых), умение составлять уравнение по условию задачи; упрощение выражений;
  • c помощью игры развивать внимательность, сосредоточенность и дисциплинированность;
  • воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи;
  • вырабатывать привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание школьников;
  • развитие любознательности, развитие глубокого познавательного интереса к математике.

Ход урока

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. У нас сегодня с вами урок – сказка.(Слайд 1). А в гостях у нас герой из русской народной сказки... А кто он и из какой сказки вам предстоит сейчас выяснить, решив уравнения и расшифровав название сказки. (Слайды 2;3)

№1. Решите уравнения: (дети самостоятельно решают уравнения, а затем заполняют таблицу)

а) 63 – р = 23 б) у : 12 = 7 в) 6х = 1236 г) 65 + у = 134 д) х + 605 = 700
р = 40 у = 84 х = 206 у = 69 х = 95
К Б О Л Е

 

е) у – 169 = 321 ж) 1442 : р = 14
у = 490 р = 103
Н И

 

40 206 69 206 84 206 40
К О Л О Б О К

Итак, у нас сегодня в гостях КОЛОБОК – герой русской народной сказки с одноименным названием. (Слайд 4) Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ребята, напомните мне, пожалуйста, начало этой сказки.

Жили-были старик со старухой. Вот просит старик:

– Испеки мне, старуха, колобок.

– Да из чего испечь – то? – отвечает ему старуха. – Муки – то нет.

– Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберется.

Старуха так и сделала. Испекла колобок и положила его на окошко остудить. Надоело колобку на окошке лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, и покатился по дорожке.

Катится Колобок по дорожке, а на встречу ему... Кто шел на встречу Колобку?

– Заяц! (Слайд 5)

– Что говорит заяц?

– А что ответил колобок?

– Что стал делать Заяц?

– Вот и не угадали. В этой сказке все звери любят математику. Заяц говорит:

– Не хочу твою песенку слушать, вот, если решишь мои задания, то я тебя отпущу. Пригорюнился Колобок: как же справиться с заданием? Давайте поможем Колобку.

№2. Упростите выражение:

  1. 63 + 48у – 12у – 29 – 18у = 18у + 34
  2. 3а + 48 – а + 17 = 2а + 65
  3. 350 * m * 2 = 700m
  4. х * 4у * 13 = 52ху

Молодцы! Хорошо справились с заданием Зайца. И покатился Колобок дальше, только Заяц его и видел. Катится, а на встречу ему Волк.

– Колобок, Колобок, я тебя съем.

– Не ешь меня, серый Волк, я тебе песенку спою.

– Не нужна мне твоя песенка. Ты мне лучше уравнения реши. (Слайд 6)

№3. Решите уравнение:( дети самостоятельно решают уравнения в тетрадях, а два ученика за отворотными досками для дальнейшей проверки)

1) 17(3х – 16) – 469 = 1299 2) 279 + 8(133 – 5х) = 1143
17(3х – 16) = 1768 8(133 – 5х) = 1143
3х – 16 = 104 133 – 5х = 108
3х = 120 5х = 25
х = 40 х = 5

Помогли мы Колобку справиться и этими заданиями. Покатился Колобок дальше: только Волк его и видел. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь.(Слайд 7)

– Колобок, Колобок, я тебя съем.

– Ну, где тебе косолапому меня съесть: я от Зайца ушел, я от Волка ушел и от тебя уйду. Мои друзья мне помогут. Задавай свои задания.

№4. Выполните действия:

12 мин 54 с+ 4 мин 32 с – 11 мин 30 с = 5 мин 56 с

8 ч 34 мин *{ 9 = 3 сут 5 ч 6 мин

7 сут 2 ч : 17 = 10 ч

И покатился Колобок дальше. Медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса. (Слайд 8)

– Здравствуй, Колобок! Какой ты пригожий, румяный.

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А Лиса слушает и ухмыляется.

– Славная песенка. Да только, голубчик, я песенки не люблю. Моя страсть – задачи по математике. Вот если решишь мою задачку, то скатертью дорога.

Загрустил Колобок. Ребята, давайте выручим Колобка все мы дружно!

(Ученики, работая в тетрадях и на доске, составляют краткую запись условия и уравнение. Проверка краткой записи и уравнения осуществляется через проектор. По краткой записи ученики дают устное описание задачи).

№5. Решите задачу:

Волк пригласил на свой день рождения 28 аппетитных гостей: поросят, козлят и девочек в красных шапочках. Поросят было в 2 раза меньше, чем девочек, а козлят на 4 больше, чем поросят. Сколько козлят, поросят и девочек пригласил волк на день рождения?

х + х + 4 + 2х = 28

4х = 24

х = 6

Значит, Волк пригласил к себе в гости 6 поросят, 10 козлят и 12 девочек в красных шапочках.

Ответ. 6 поросят; 10 козлят; 12 девочек.

Итог. Колобок говорит всем большое спасибо.(Слайд 9) Он довольный и радостный покатился искать себе новых друзей. Вот и сказке коней, а кто работал – тот МОЛОДЕЦ.

Домашнее задание. Составить задачу со сказочными персонажами.

Литература.

  1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. – М.: издательство “Ювента”, 2010.
  2. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математик для 6 класса. – М.: Илекса, 2009.