Формирование ценности здоровья у детей начальных классов

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Учитель начальной школы – предметник и классный руководитель в одном лице. Его работа должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе программы воспитания образовательного учреждения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы ориентирует учителя, в первую очередь, на привитие детям ценности здоровья и культуры здорового образа жизни.

Устойчивое формирование ценности здоровья у детей невозможно без создания условий для самостоятельного и творческого проявления ребенка. Само понятие образования в этом аспекте трактуется как “формирование образа Я” и строится на особых принципах, которые можно назвать “здоровьетворческими”.

Н.К. Смирнов перечисляет следующие принципы, по которым должна выстраиваться работа с младшими школьниками по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни:

1) принцип формирования ценностных установок детей на здоровый образ жизни;

2) принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;

3) принцип культуросообразности, то есть включение детей в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности;

4) принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья, то есть признание за школьниками активного начала в здоровьетворческой деятельности;

5) принцип здоровьетворческой активности – опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;

6) принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, – учителей, родителей и детей, – направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.

Для осуществления данных принципов учитель начальных классов должен создать, в первую очередь, комфортную среду для детей. Это поможет детям наиболее полно реализовать свои возможности по сохранению здоровья, развитию индивидуальных способностей, склонностей и самостоятельности, формированию умения осуществлять управление и контроль над своей здоровьесберегающей деятельностью.

Управляющую деятельность учителя по формированию ценности здоровья у учащихся рекомендуется рассматривать как логичный цикл. Этот цикл образуется такими взаимосвязанными и последовательно сменяющими друг друга видами деятельности (функциями), как: аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, профилактико-коррекционная и рефлексивно-оценочная деятельность.

Данные виды деятельности показаны схематически.

Взаимодействие функций классного руководителя по формированию ценности здоровья.

Аналитическая деятельность учителя начальной школы направлена на получение и изучение информации о состоянии здоровья, психофизиологических особенностях, нравственных качествах детей, их семейном окружении.

При подготовке к урокам и внеучебным мероприятиям на первый план выходит конструктивная деятельность учителя. Она определяет:

– цели, задачи, содержание уроков и мероприятий по формированию ценности здоровья у учащихся;
– отбор обучающих, воспитательных, а также здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения и воспитания.

Организационно-исполнительская деятельность – основная при осуществлении запланированных уроков и внеучебных мероприятий. Она заключается в таких составляющих, как:

– организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;
– создание ситуации успеха, положительного эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в классе;
– применение здоровьесберегающих технологий, направленных на охрану всех сторон здоровья детей.

Профилактико-коррекционная деятельность учителя начальной школы раскрывается в принятых специальных мерах по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у детей отклонений от норм медицинского или социального здоровья. Реализуя профилактическую функцию, педагог решает такие задачи, как:

– создание психоэмоционального настроя учащихся на работу, мобилизация их психологических ресурсов посредством психогимнастики, музыки, движения и т. д.;
– снятие психоэмоционального напряжения;
– предупреждение умственного и зрительного утомления детей.

Помимо названных аспектов (их можно назвать прикладными), в центре внимания учителя должна стоять важнейшая задача по формированию и коррекции духовно-нравственного развития личности учащихся. Формы и методы коррекционного воздействия определяются в зависимости от степени отклонения и индивидуальных черт развития детей.

Рефлексивно-оценочная деятельность учителя способствует созданию необходимых условий для самопознания и самоанализа детьми своих поступков, действий, намерений.

Все перечисленные функции учителя начальной школы сопровождают весь учебно-воспитательный цикл – от подготовки занятий и внеучебных мероприятий до подведения их итогов.

В соответствии с перечисленными принципами и функциями, выстраиваются следующие конкретные направления деятельности учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей:

1) мониторинг показателей здоровья учащихся;
2) предупреждение заболеваний;
3) организация психологической и теоретической поддержки;
4) профилактика вредных привычек;
5) физическое воспитание;
6) духовно-нравственное воспитание.

Таким образом, эти принципы, функции и направления деятельности учителя начальных классов являются необходимыми предпосылками для формирования ценности здоровья у младших школьников.

Управляющую деятельность учителя по формированию ценности здоровья у учащихся рекомендуется рассматривать как цикл, образованный следующими видами деятельности (функциями) учителя, как: аналитическая, конструктивная, организационно-исполнительская, коррекционная и рефлексивно-оценочная. Целевая часть является необходимой предпосылкой в работе с ценностной сферой детей.