Открытый межвозрастный урок литературного чтения на Всероссийской научно-практической конференции. Тема: "Я в гости к Пушкину спешу!"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания детей по сказкам А.С. Пушкина, опираясь на подготовительный этап работы с разновозрастным коллективом, развивать и воспитывать общечеловеческие ценности через сказки А.С. Пушкина, прививать любовь к русской литературе.

Задачи:

  • научить детей сочетать различные формы коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью каждого ученика;
  • формировать у детей потребность постоянно расширять кругозор, пополнять объём знаний, поощрять желание творить;
  • развивать умение детей работать в разновозрастных группах;
  • развивать речь, память, внимание, творческие способности, воображение и смекалку, развивать эмоциональную сферу учеников;
  • создавать для учеников ситуацию успеха, поощрять потребность в самовыражении и в ролевой игре;
  • воспитывать у детей чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
  • воспитывать общечеловеческие ценности, любовь к русской литературе;

Оборудование: декорация «Лукоморье», газеты, посвящённые творчеству А.С.Пушкина, поделки и рисунки детей, конверты с заданиями, таблички с названием сказок. Презентации.

Музыкальное сопровождение: музыка П.И.Чайковского, Свиридова.

Ход урока

Учитель 1: Здравствуйте, ребята! Главным событием октября в нашей школе на протяжении многих лет является пушкинская неделя. И каждый год встреча с Пушкиным – это новые знания, новые открытия, впечатления. Ожидание чуда. И сегодня снова мы поспешим в гости к Пушкину. Наш урок необычный. Это урок совместного творчества двух дружных классов. На нашем уроке мы попробуем поразмышлять, почему мы вновь и вновь возвращаемся к великой поэзии Пушкина. Подумаем, чему нас учат сказки великого поэта, и какую роль они играют в нашей жизни.

Учитель 2: Сказки сопровождают человека всю жизнь. Они учат добру, мудрости, вере в человека, учат нас удивляться, радоваться, сопереживать, учат любить окружающий мир и жить в нём. Не зря говорят: «Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет и сказка жива». И сегодня мы приглашаем вас в удивительный чудесный и волшебный мир сказок А. С. Пушкина. Вы готовы?

Читая Пушкина,
Я вижу картины милой старины.
И перед взором возникают
Виденья, сказочные сны…

Звучит музыка Чайковского. Выходит мальчик в костюме Пушкина, подходит к столу и зажигает свечи, садится. Разыгрывается сценка.

Учитель 2: Спасибо, ребята. Начинаем нашу работу. Работать будем в группах – командах. Вы заранее должны были придумать название своим командам.

  • 1 команда – «Лукоморье».
  • 2 команда – «Золотая рыбка»
  • 3 команда – «Волшебное зеркальце»
  • 4 команда – «Учёный кот».

Старшие ребята помогают младшим товарищам. Давайте вспомним, какие ещё правила работы в группах вы знаете?

Дети: Слушай товарища.

– Не ссорься.

– Работай тихо.

– Уважай мнение товарища.

Учитель 2: Молодцы. А теперь, чтобы настроиться на работу, давайте проведём небольшую разминку.

  1. Где и когда родился А.С. Пушкин?
  2. Кто были родители Пушкина?
  3. Где прошло детство Пушкина?
  4. Как звали бабушку поэта?
  5. Как звали няню поэта?
  6. Где учился Пушкин?
  7. Во сколько лет Пушкин сочинил первые стихи
  8. Сколько сказок написал Пушкин? Перечисли.
  9. Какие стихотворения Пушкин посвятил своей няне. Перечисли.
  10. Из какой поэмы отрывок «У лукоморья дуб зелёный»
  11. Любимое время года поэта?
  12. В каком имении слушал Пушкин сказки Арины Родионовны Яковлевой?
  13. Как звали жену А. С. Пушкина.
  14. Какого числа и где состоялась дуэль Пушкина и Дантеса?
  15. Где похоронен поэт?

– Молодцы! Все отлично справились.

Учитель 1: Ребята, а теперь мы проверим, как вы знаете и понимаете сказки Пушкина. Каждая группа получает задание. По опорным словам надо отгадать сказку.

Карточка 1: Бочка, лебедь, комар, остров.

Карточка 2: Яблоко, зеркало, королевич, ветер.

Карточка 3: Жемчуг, владычица, изба, корыто.

Карточка 4: Море, базар, работник, щелчок.

Дети отгадывают, на экране появляются правильные ответы.

Учитель 1: Молодцы!

Учитель 2: А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка

Как на море – океане
Да на острове Буяне
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Вот по веткам белка мчится,
Белка ветра не боится.
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
Ну, мы все сядем дружно.
Ведь урок продолжить нужно

Учитель 2: Ребята, вспомните, а кто рассказывал Пушкину народные сказки и предания?

Дети: Няня, Арина Родионовна.

Учитель 2: Правильно. Арина Родионовна Яковлева была самым близким и дорогим человеком для Пушкина. Будучи простой русской женщиной, она была не только заботливой няней для поэта, но и талантливой сказочницей. Она открыла поэту волшебный мир сказки, раскрыла перед ним богатство русской речи, глубокий смысл и мудрость русских сказок. А.С. Пушкин писал брату из Михайловского: «Вечером слушаю сказки няни моей. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэм».

А теперь давайте подумаем, о каких главных человеческих ценностях говорит Пушкин в своих сказках? Об этом мы уже размышляли на уроках.

Дети: Дружба, доброта, щедрость, взаимовыручка, вежливость, честность, преданность, уважение.

Учитель 1 вывешивается карточки на доску.

Учитель 1: А как вы думаете, заповеди нашей школьной жизни перекликаются с этими понятиями?

Дети: Да.

Учитель 1: Давайте вспомним наши правила. Ребята, действительно вы правы. Правила нашей школьной жизни и мудрость сказок Пушкина неразрывно связаны между собой.

– Не завидуй. А в какой сказке мы встречаемся с этим правилом?

– Не делай зла другому. В какой сказке об этом говорится?

– Не будь жадным, а будь терпеливым и трудолюбивым. В какой сказке об этом говорится?

И во всех сказках Пушкина мы встречаемся с такой заповедью – относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. И если вы будете следовать этим заповедям, то ваша душа не зачерствеет, и не станет равнодушной.

Учитель 2: Ребята, и, конечно, нельзя, чтобы на сегодняшнем уроке не прозвучали строки из сказок Пушкина. Конечно, всех мы не сможем послушать, но мы обязательно продолжим наши, ставшие традиционными Пушкинские чтения. А сейчас мы посмотрим ваши инсценировки.

Учитель 1: Ребята, на наших уроках мы много говорили о творчестве
А. С. Пушкина, путешествовали по сказкам великого поэта. А теперь подумайте, какую роль сказки Пушкина играют в вашей жизни, почему, несмотря на то, что прошло уже около 180 лет с того времени, как Пушкин сочинил свои прекрасные сказки, они продолжают нас радовать и удивлять. По этим сказкам ставят спектакли и снимают фильмы, их любят, знают и читают во всём мире. Работать будем в командах. Посовещайтесь в группах и напишите коллективное послание в Пушкинское Лукоморье.

Дети пишут под музыку. Читают свои ответы.

Учитель 2: Внимание. А сейчас приглашаем представителя команды «Лукоморье», «Золотая рыбка», « Волшебное зеркальце», «Учёный кот».

Дети читают и прикрепляют письма на доску.

Ребята в мир пушкинских сказок действительно веришь, как будто там оказываешься сам и проживаешь с героями их жизнь. Ребята, мы очень хотим, чтобы каждая ваша встреча со сказкой А. С. Пушкина была всегда желанной. Читайте сказки Пушкина и открывайте для себя интересное, неизведанное, новое.

Учитель 1: Спасибо всем за активную, интересную и плодотворную работу на уроке.

– Ребята, а теперь давайте подведём итог урока.

– Чем вам запомнился наш сегодняшний урок?

– Какие открытия вы для себя сделали на сегодняшнем уроке?

– Закончить наш урок мы хотели бы презентацией.