Место занимаемое уроком в плане:
- физика: объяснение нового материала.
- математика:
применение ранее полученных ЗУН на уроках физики.
(1 слайд, Приложение 1)
Цель урока:
- по физике: Выполняя экспериментальные задания подтвердить
справедливость закона Ома для участка цепи. (2, слайд)
- по математике:
развитее умения определять по графикам прямо и обратно пропорциональные величин.
Задачи:
Образовательная:
- по физике
Развивающая:
- по физике
Воспитательная: Умение слушать, работать в парах. Делать выводы.
Тип урока: интегрированный.
Ход интегрированного урока
1 ЭТАП УРОКА – Организационный (2 минуты)
Учителя приветствуют учеников. Предлагают им занять свои места. /Обучающиеся предварительно делятся на пары по принципу сильный – слабый. Для своевременной корректировки выполняемого задания на уроке/.
Объявляется тема и цель урока.
2 ЭТАП УРОКА – Актуализация знаний (7 минут)
Учитель физики: Закон Ома является одним из важнейших законов электрического тока, который устанавливает зависимость между силой тока и напряжением.
Мы уже с вами рассмотрели три величины, с которыми имеем дело в любой электрической цепи — это сила тока, напряжение и сопротивление. Эти величины связаны между собой.
Как же они связаны с друг другом нам сегодня предстоит выяснить.
Эти зависимости мы будем устанавливать экспериментально.
Учитель математики: Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, повторим те математические понятия, которые вам потребуются сегодня на уроке.
Рассмотрим задачи на движение: 1) “Машина движется с постоянной скоростью. Как будет меняться путь, преодолеваемый машиной, если время, затраченное на путь увеличится (уменьшится)?
(3 слайд)
2) “Машина преодолевает одно и то же расстояние. Как будет меняться скорость машины, если затраченное время увеличится (уменьшится)?
(4 слайд)
/Учитель вместе с учениками с учениками делает вывод, что в одном случае обе величины увеличиваются, или уменьшаются, а во втором, если одна увеличивается, то вторая будет уменьшаться./
Рассматривая данные задачи, мы видим, что в первом случае с увеличением одной величины, вторая увеличивается во столько же раз, а во втором, наоборот, с увеличением одной величины, вторая уменьшается во столько же раз. Это и определяет пропорциональную зависимость. В первой задачи она прямая, а во второй обратная.
Из курса математики вам известно, что любую зависимость можно изобразить графически.
/На экране появляются два графика/.
Вспомните, какой из них отображает прямо, а какой обратно пропорциональную зависимость?
/На экране под графиками появляются надписи, определяющие прямо обратно пропорциональную зависимость/.
В окружающем нас мире встречаются, и не одна пара величин с прямой или обратной зависимостью. Приведём несколько примеров.
/На слайде высвечиваются три величины, одна из которых постоянная. Обучающиеся называют зависимость, после чего с помощью анимации проверяем правильность выполнения задания/.
(5 слайд)
3 ЭТАП УРОКА – Опытно-практический (33 минуты)
Учитель физики: Начнем с зависимости силы тока от напряжения.
Собираем электрическую цепь, схема электрической цепи у вас перед глазами. ( Схема на слайде 6 презентации). В нее входят: источник тока, амперметр, спираль из никелиновой проволоки, ключ и параллельно присоединенный к спирали вольтметр. Замыкаем цепь и отмечаем показания приборов. Заносим данные в таблицу. Увеличиваем напряжение, опять снимаем показания приборов и записываем их в таблицу. И так мы заполнили таблицу, а теперь пришло время проанализировать, полученные результаты.
Учитель математики: Используя данные, записанные в таблице, строим график зависимости силы тока (I, А – вертикальная ось) от приложенного напряжения (U, В – горизонтальная ось) при постоянном сопротивлении R1 = 12 Ом и R2 = 6 Ом. /Все графики изображаются детьми на раздаточном материале. Учитель проверяет правильность, выполненных построений/. Какая пропорциональность соответствует построенным графикам? /Прямая пропорциональность/. Следовательно, на основании всего выше сказанного можно сделать вывод:
Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
I ~ U
(7 слайд)
Учитель математики: На ваших рабочих листах даны задания с использованием , построенных графиков, двух уровней. Выберите оптимальный для себя уровень и выполните данное задание.
Учитель физики: Мы установили зависимость между силой тока и напряжением. Следует заметить, что при проведении опыта сопротивление проводника не менялось.
Надо иметь в виду, что при проведении физических опытов, в которых устанавливается зависимость одной величины от другой, все остальные величины должны быть постоянными.
Поэтому, определяя зависимость силы тока от сопротивления, напряжение на концах проводника надо поддерживать постоянным.
U = const
(8 слайд)
Собираем, электрическую цепь /учитель собирает электрическую цепь на доске, используя набор лаборатории L– микро по электричеству, а ребята собирают цепь на местах/.
В эту цепь по очереди будем включать проводники, обладающие различными сопротивлениями. (R1 = 12 Ом , R2 = 6 Ом).
Напряжение на концах проводника, во время опыта, поддерживаем постоянным. За этим следим по показаниям вольтметра. Силу тока измеряем амперметром.
Результаты опытов с двумя различными проводникам заносим в таблицу.
После того как вы заполнили таблицу. Пришло время проанализировать результаты опытов.
Учитель математики: Используя данные, записанные в таблице, строим график зависимости силы тока (I, А – вертикальная ось) от сопротивления (R, Ом – горизонтальная ось) при постоянном напряжении U 1 = 3В и U 2 = 4В. /Все графики изображаются детьми на раздаточном материале. Учитель проверяет правильность, выполненных построений/. Какая пропорциональность соответствует построенным графикам? /Обратная пропорциональность/. Следовательно, на основании всего выше сказанного можно сделать вывод:
Сила тока в проводнике обратно пропорционально сопротивлению проводника.
I~1/R
(9 слайд)
Учитель математики: На ваших рабочих листах даны задания с использованием , построенных графиков, двух уровней. Выберите оптимальный для себя уровень и выполните данное задание.
Учитель физики: Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называется законом Ома. И теперь мы можем его сформулировать.
Сила тока в участке цепи прямо пропорционально напряжению на концах этого участка и обратно пропорционально его сопротивлению.
I =U/R
(11 слайд)
4 ЭТАП УРОКА – Подведение итогов (3 минуты)
Учитель математики: В конце урока учащиеся сдают рабочие листы с выполненным заданием по графикам. Для оценивания умений и навыков обучающихся в работе с графиками.
Учитель физики: Домашнее задание по физике: повторить формулы, следующий урок решение задач.
Спасибо за урок. (12 слайд)
Литература:
- Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А. В. Перышкин. – 8-е изд. – М.: Дрофа, 2006/
- Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А. Г. Мордкович. – 12-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.