Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: "Как звери зимуют"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (921 кБ)


Цель: Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Задачи: Познакомить со следами диких животных, развивать любознательность, учить понимать причины сезонных изменений в жизни животных в зимний период, воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Материал: Предметные картинки с изображением лося, зайца, лисы, белки, вороны. Кубы. Мультимедийный проектор. Следы различных животных.

Ход занятия

Воспитатель: (Слайд №1) Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Владимировна, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес. А в какой лес мы с вами сегодня пойдем, вы поймете, если послушаете это стихотворение, которое написал А.С.Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

- Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?

Дети: В зимний.

Воспитатель: Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки – зимы?

Ответы детей.

- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу. Посмотрите, а вот и первые следы. Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

( Дети совместно с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца)

Воспитатель: Кто это? Как зайчику зимой в лесу? (ответы детей)

Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то, поутруего сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он только всего боится.

- Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы, и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел. (Дети прыгают)

- А вот еще чьи-то следы. Давайте пройдем по ним, и посмотрим, чьи они. Кто это? (воспитатель показывает картинку белки). А кто из вас знает, как белочка зимует? (Ответы детей)

- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется. Так как у белки отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

- Давайте двигаться дальше. Вот следующие следы. Посмотрите какие. Интересно, чьи они. Кто это? (ответы детей) Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса? (Ответы детей)

Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет про лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает им порой.

- А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим чьи. Давайте рассмотрим их. Кто это? (Ответы детей) Правильно, это лось. А как зимуют лоси? (ответы детей) Да, лоси тоже не делают запасы, по этому, им приходится тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, чьи они.

- Кто это? (Ответы детей) Правильно это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

А теперь давайте продолжим нашу беседу и пройдем на стульчики. Но не просто пройдем, а мальчики будут у нас зайчиками, и будут прыгать как зайцы, а девочки будут лисичками и пройдут как лисички.

Дети садятся на стульчики.

Слайд №2. Посмотрите ,пожалуйста, на экран. Посмотрите, что это за сугроб в лесу? Из-под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (Ответы детей)

- Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (Ответы детей) (В помощь слайд №3)

- Правильно, это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.

Для того, чтобы закрепить название тех животных, которые зимой спят и которые бодрствуют, предлагаю вам пальчиковую гимнастику. Выполняйте вместе со мной: (на первую строчку будем дотрагиваться большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую строку сжимаем и разжимаем все пальцы в кулак, далее делаем тоже левой рукой).

Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису -
Их зимой найдешь в лесу.

Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (Ответы детей)

- Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, для белок шишки и желуди, птицам развешивают кормушки. (Слайд № 4,5,6)

Вот и закончилось наше путешествие. А куда мы с вами сегодня путешествовали? (Ответы детей)

А что мы, видели в зимнем лесу? (Ответы детей) Давайте с вами посмотрим на экран и еще раз вспомним, следы каких животных и птиц мы видели? (Дети называют следы животных и птиц под номерами на слайде № 7,8,9,10,11)

(слайд №12) На этом наше занятие окончено. Мне было очень приятно сегодня с вами работать. И в память о нашей встрече, я хотела бы вам подарить набор следов различных животных. Надеюсь вы с ними как следует, ознакомитесь и станете настоящими следопытами.