Музейный урок на тему "Уважение казака к труду и его умение трудиться, отраженное в казачьих пословицах и поговорках"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Казачьи пословицы и поговорки – фольклорные произведения, отражающие культурный опыт предшествующих поколений.

Тематика пословиц и поговорок разнообразна. Но объединяющее начало – нравственный потенциал, являющийся ядром социализации личности.

Невозможно представить себе человека, который бы не знал или же не применял в своем быту пословицы и поговорки. Для любого из нас, будь то взрослый или же ребенок, и, особенно, – ребенок, для каждого притягательно то, что пословицы и поговорки быстро запоминаются, они складные, такие маленькие по объему, но имеющие глубокий смысл.

Казачьи пословицы и поговорки – подлинное отражение народной жизни.

Воспитанникам краеведческого кружка “Росинка” нравится казачий фольклор: сказки, пословицы, поговорки, поэтому они выбрали для себя образовательную программу “Истоки” автора Прокопенко И.А. Основная цель программы “Истоки” – социализация личности ребенка через его приобщение к культурному наследию донских казаков на основе сказки, пословицы, поговорки. Воспитанники “Росинки” чувствуют свою сопричастность к возрождению культурных ценностей через казачий фольклор, воспитательный потенциал которого неоценим. Ребята овладевают программой через теоретические и практические занятия. Формы занятий разнообразны. Основная форма организации воспитательно-образовательной деятельности детей – музейный урок.

Музейный урок “Уважение казака к труду и его умение трудиться, отраженное в казачьих пословицах и поговорках” – одна из ступенек познания ребенком бесценного наследия донских казаков.

Тема. Уважение казака к труду и его умение трудиться, отраженное в казачьих пословицах и поговорках.

Цель: приобщение воспитанников к культурному наследию донских казаков через казачьи пословицы и поговорки.

Задачи:

  1. Воспитательная: воспитание у детей уважения к казакам-труженикам, стремления брать с них пример.
  2. Развивающая: развитие интереса детей к казачьему мастерству, желания самому что-то смастерить своими руками.
  3. Образовательная: углубление знаний воспитанников о быте и традициях донских казаков; углубление понятия детей о казачьих ремеслах.

Ход занятия

Организационный момент.

1. Постановка цели, задач занятия. Определение актуальности темы занятия.

Педагог. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем наше знакомство с казачьими пословицами и поговорками. Мы узнаем новые пословицы и поговорки о казачьем трудолюбии. Каждое наше занятие дает возможность нам почувствовать свою сопричастность к возрождению казачьей культуры. Вот и сегодня, я думаю, эти маленькие фольклорные произведения, казачьи пословицы и поговорки, безусловно, тронут ваши детские сердца своей добротой, мудростью, и у вас, ребята, появится желание еще больше узнать через пословицы и поговорки о культуре казаков и применить их опыт в современной жизни. Вы согласны с этим, ребята?

Дети. Да. Нам нравится изучать казачьи пословицы и поговорки. Они интересные. В них – казачья мудрость.

Педагог. Молодцы, ребята. Я вижу, что вам не терпится отправиться в путь за новыми знаниями. Сосредоточиться нам на уроке поможет упражнение на внимание. Посмотрите на нашу выставку “говорящих” предметов, которую мы готовим к занятиям “Росинки”. (Педагог указывает на выставку.) Каждому из вас, ребята, – творческое задание: определить новые предметы выставки, запомнить их, чтобы назвать их в процессе нашего занятия.

(Ребята внимательно рассматривают выставку предметов казачьего быта, находят на ней новые предметы, запоминают предметы, чтобы в процессе занятия назвать их.)

Педагог. Я вижу, что вы уже справились с заданием. Молодцы, ребята.

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Педагог. Чтобы лучше усвоить новую тему занятия, ребята, постарайтесь сейчас назвать пословицы и поговорки о жизни и быте донских казаков, которые вам особенно запомнились.

(Дети называют пословицы и поговорки о жизни и быте донских казаков.)

Педагог. Молодцы, ребята.

3. Объяснение нового материала.

Педагог. Пора нам, ребята, познакомиться и с другими пословицами и поговорками о казачьем трудолюбии да мастерстве. Слушайте внимательно, ребята, и активно участвуйте в комментировании пословиц.

Комментированное чтение пословиц.

Как ложкой, так и шашкой.

И лицом пригож, и делом гож.

Донская земля дармоедов не кормит.

Мал телом, да велик делом.

На дело не набивайся и от дела не отбивайся.

Не тот молодец, кто нашел дело, а тот, кто исполняет его умело.

Педагог. Понравились вам, ребята, новые пословицы и поговорки?

Дети. Очень понравились. Хочется их запомнить.

Педагог. Хорошо, ребята. И возможность запомнить пословицы у нас, конечно же, есть.

4. Обобщение знаний.

Педагог. Ребята, вы познакомились с новыми пословицами о казачьем трудолюбии. Скажите, пожалуйста, хотелось бы вам походить на донских казаков и почему?

Дети. Да. Нам нравятся донские казаки. У казаков мы учимся трудолюбию, доброму отношению друг к другу. Казаки любят свой родной край.

Педагог. А как вы думаете, ребята, в современной жизни нужны эти качества?

Дети. Да. Надо уметь трудиться для семьи. Для всех людей это нужно. Ленивые никому не нравятся. На работе наши родители хорошо трудятся. А мы дома им помогаем.

Педагог. Спасибо, ребята. Вы – молодцы.

5. Закрепление знаний.

Педагог. Вот и пришло время обратиться к нашей “говорящей” выставке, и, в первую очередь, к новым предметам на ней. Ребята, вижу ваше нетерпение, каждому хочется назвать их. Назовите эти предметы.

Дети. Это сундучок. Это женские казачьи платки. Это корзинка для женского рукоделия.

Педагог. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Возьмем сундучок. Какой мастер мог сделать его, ребята?

Дети. Это сделал мастер, который работает по дереву.

Педагог. Молодцы, ребята. А в каких казачьих сказках, изученных ранее, мы встречались с таким сундучком, ребята?

(Дети называют сказки.)

Педагог. Молодцы, ребята, не забыли сказки. И правильно их назвали. А теперь давайте откроем сундучок, да посмотрим, что внутри него.

(Дети открывают сундучок и вынимают из него глиняную макитру и деревянную ложку и помещают данные предметы ее возле других предметов “говорящей” выставки.)

Педагог. Какие красивые макитра и ложка. Как вы думаете, ребята, мастера какой профессии могли сделать такой глиняный горшок и деревянную ложку, и для чего предназначались эти предметы ?

Дети. Это сделали гончар и лошкарь. Горшочек и ложка предназначались, конечно же, для пищи. И сейчас мы для еды используем ложку, но не деревянную, а металлическую.

Педагог. Молодцы, ребята. Казаку надо было хорошо поесть, чтобы хорошо потрудиться, да службу свою на пользу Отечества достойно нести.

Об этом и говорит наша казачья поговорка: “Как ложкой, так и шашкой”. Давайте повторим эту мудрую поговорку.

(Дети повторяют поговорку.)

Педагог. Хорошо, ребята. А сейчас разрешите мне взять с выставки еще одни новые предметы – женские казачьи платки, нам с девочками очень хочется походить на казачек, ведь вы, мальчики, вчера красовались в казачьих папахах и постигали мастерство плетения казачьей корзины. Сейчас мы набросим платки на свои плечи. (Педагог и девочки набрасывают на плечи казачьи платки). Скажите, ребята, мы – красивые? Казаки сказали бы слово “пригожие”.

Дети. Нам нравятся платки. Вы в них красивые, пригожие.

Педагог. Молодцы, ребята. Но чтобы быть пригожими не только внешне, но и делом, надо хорошо трудиться. Вот так, как это делали хозяюшки-казачки.

Давайте возьмем с выставки корзинку с женским рукоделием.

(Дети берут с выставки корзиночку, открывают ее и берут в руки детские носочки, вышивку – картинку, вышитое полотенце.)

Педагог. Нравятся вам, ребята, эти предметы женского рукоделия?

Дети. Нам очень нравятся и вышивка, и вязание. Наши бабушки тоже умеют это делать.

Педагог. Молодцы, ребята. Эти предметы хранят тепло рук казачьих мастериц. Может быть, и вам, ребята, захочется что-то смастерить своими руками и порадовать своим творчеством родных и друзей. Тут и пословицу, изученную сегодня, нам уместно применить: “И лицом пригож, и делом гож”. Давайте повторим эту пословицу.

(Дети повторяют пословицу.)

Педагог. Вы – молодцы, ребята. А сейчас, продолжая закрепление новой темы, мы поставим перед собой оперативную задачу – мини-проект и решим ее: найдем на “говорящей” выставке те предметы казачьего быта, к которым можно применить следующая казачья пословицу: “Донская земля дармоедов не кормит”. В путь, маленькие следопыты!

(Дети указывают на выставке домотканые мешочки с пшеницей и телегу с лошадью.)

Педагог. Молодцы, ребята. Расскажите теперь, как нужно было казаку потрудиться, чтобы у него в этих мешочках зерно появилось?

(Рассказ детей о трудолюбии казака.)

Педагог. Хорошо, ребята. Давайте дальше продолжим наше путешествие в мир знаний и перейдем к следующей выставке – это “Казачье подворье”. Этот маленький переход будет и физкультминуткой для вас.

(Дети проходят к макету “Казачье подворье”.)

Педагог. Как вы думаете, ребята, можно ли без труда создать такое замечательное подворье?

Дети. Конечно, нет. Здесь надо очень-очень потрудиться. Здесь все сделано с любовью.

Педагог. Вы, ребята, молодцы. Видно, что все это трогает ваши детские сердца. Казалось бы, мал человек силами своими, а делает большое дело, которое никого не оставляет равнодушным. И эту мысль подтверждает следующая казачья поговорка: “Мал телом, да велик делом”. Давайте еще раз повторим эту казачью мудрость.

(Дети повторяют поговорку.)

Педагог. Ребята, вы – молодцы. Верно подметили, что у казаков высоко почиталось трудолюбие. Казаки детей своих с раннего детства, “смальства”, как они говорили, наставляли на труд: “Ты должен трудиться “по-казачьи”, то есть хорошо”. И это было казачьей традицией. Казаки ценили скромность и трудолюбие. Они говорили: “На дело не набивайся и от дела не отбивайся”. Давайте повторим эту казачью пословицу.

(Дети повторяют казачью пословицу.)

Педагог. А сейчас, ребята, давайте внимательно рассмотрим казачье подворье и найдем здесь предметы быта, отражающие смысл последней пословицы сегодняшнего занятия: “Не тот молодец, кто нашел себе дело, а тот, кто исполняет его умело”. И расскажите, пожалуйста, ребята, о бытовом назначении указанных вами предметов.

(Дети указывают предметы казачьего быта и рассказывают о их бытовом назначении.)

Педагог. Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня потрудились на занятии, как настоящие донские казаки. Вас ждет сюрприз в конце занятия.

6. Итог занятия.

Педагог. А сейчас, ребята, скажите, что больше всего вам понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии?

(Дети говорят о том, что больше всего им понравилось и запомнилось.)

Педагог. Молодцы, ребята. Мне приятно осознавать, что вам дороги быт и культурные традиции донских казаков.

7. Домашнее задание.

Педагог. Расскажите об этом дома, ребята. Да постарайтесь в своей семье применить одну из понравившихся вам пословиц. А теперь сюрприз для всех вас, ребята.

(Дети получают подарок – сюрприз.)

Педагог. Занятие окончено. До свидания, ребята.

Оборудование.

  1. “Говорящая ”выставка “Предметы казачьего быта”.
  2. Выставка женских казачьих платков “Донская палитра”.
  3. Макет “Казачье подворье”.
  4. Волшебный сундучок “Казачий сюрприз”.
  5. Корзинка для женского рукоделия.
  6. Подарок – сюрприз для детей.

Список литературы.

  1. Астапенко.М.П. Краткое пособие по истории Донского края. – Ростов-на-Дону, 1995.
  2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. – Ростов-на-Дону, 2009.
  3. В низовьях Дона. – М.,1987.
  4. История Донского края. – Сост. Н. П. Бугрова, П.А.Кабанов. – Волгодонск, 1997.
  5. Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на-Дону, 1995.
  6. Краеведческая игротека. – Ростов-на-Дону, 2003.
  7. Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010.