Занятие с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) по теме "Щедрая осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах, вспомнить признаки осени, учить любоваться красотой осени – как это делали русские поэты, художники, композиторы, воспитывать слуховое внимание, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные, согласовывать числительные с существительными и прилагательные с существительными, развивать логическое мышление.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, чтение и заучивание стихов и загадок об осени, чтение рассказов о природе в осенний период, работа над лексическими темами: “Осень”, “Грибы”, “Деревья”, свободное рисование осенних пейзажей, совместное посещение с родителями осенних парков, скверов.

Материал к занятию: аудиозапись музыки П.И. Чайковского “Времена года. Осень”, иллюстрации осенних пейзажей: И.И. Левитан “Золотая осень”, И.С.Остроухов “Золотая осень”, муляжи овощей и фруктов, карточки с загадками, дидактические игры.

Ход занятия

Звучит отрывок из музыки П.И. Чайковского “Времена года. Осенняя песнь. Октябрь”.

Воспитатель. Какую красивую музыку написал Петр Ильич Чайковский. Она называется “Осенняя песнь. Октябрь”.Это произведение входит в музыкальный цикл композитора “Времена года”.Ребята, какие чувства вызывает у вас эта музыка, какую картину представляете вы, слушая её? (ответы детей).

Художники изображали осень на своих полотнах. Посмотрите картину И.И. Левитана “Золотая осень”, И.С. Остроухова “Золотая осень”. Почему так называются картины? Какие признаки осени мы можем наблюдать?

Ответы детей. Опадают листья (листопад), деревья стоят в разноцветных нарядах, небо серое, хмурое, пасмурное.

Воспитатель. А как красиво описали осень русские поэты. (Дети читают стихи)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

К. Бальмонт

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень.
По лесам и нивам.

Добрая волшебница
Все переиначила:
Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.

Ю. Капустин

Воспитатель. Осень – время сбора урожая.

Заяц пришел в огород и растерялся. На грядках растут сливы, бананы, груши, яблоки, ананасы. Правильно ли это?

А в саду на деревьях растут картошка, свекла, капуста, морковь. Помогите зайцу разобраться.

 

Воспитатель. Дед и Бабка на своей даче вырастили овощи и фрукты. Они сложили всё в одну корзину и просили, чтобы ребята разделили овощи и фрукты.

(Выложить из корзинки на поднос, дети разбирают по корзинам.)

(Воспитатель и дети проверяют правильность выполнения задания, называя овощи и фрукты).

Воспитатель. Но Дед попросил вас выполнить ряд заданий.

1. “Назови, что нарисовано на картинках”.

Дети:

Большой красный помидор, маленький красненький помидорчик;

большой зеленый огурец, маленький зелененький огурчик;

большой желтый лимон, маленький желтенький лимончик;

большое красное яблоко, маленькое зелененькое яблочко).

2. Посчитать, сколько груш, яблок, бананов, огурцов, помидоров собрал Дед, правильно согласовывая числительные с существительными.

Дети. Одна спелая груша, две спелые груши, три спелые груши, четыре спелые груши, пять спелых груш.

Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок.

Один желтый банан, два желтых банана, три желтых банана, четыре желтых банана, пять желтых бананов.

Один зеленый огурец, два зеленых огурца, три зеленых огурца, четыре зеленых огурца, пять зеленых огурцов.

Один красный помидор, два красных помидора, три красных помидора, четыре красных помидора, пять красных помидоров.

Воспитатель. Как выяснили, у Бабки и Деда овощи растут на грядках. Грядка с огурцами как называется? (Дети: огуречная). А с морковкой? (Морковная). Грядка со свеклой называется свекольная, грядка с кабачками – кабачковая.

А в саду на деревьях растут фрукты. Как называется дерево с яблоками? (Дети: яблоневое дерево или яблоня). А дерево с грушами? (Дети: грушевое дерево или груша) и т.д. (сливовое дерево, слива, персиковое дерево, персик, банановая пальма).

Физкультминутка “Урожай”.

В огород пойдем, (Идут по кругу, взявшись за руки)
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки).

Воспитатель. Еще несколько заданий от Деда.

Назови “Четвертый лишний”.

Дети. Желтый лимон, желтый банан, желтая груша, зеленое яблоко. Лишнее яблоко, т.к. оно зеленого цвета.

Дети. Банан, лимон, ананас, персик. Лишний персик, т.к. он круглый.

Дети. Свёкла, редиска, морковь, капуста. Лишняя капуста, т.к. растет на земле.

Дети. Помидор, баклажан, перец, репа. Лишняя репа, т.к. растет в земле, а остальные на кустике.

Воспитатель. И еще Бабушка прислала письмо. Давайте прочитаем.

Здравствуйте, внуки!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш сливовое желе. Я отожму из апельсинов морковный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

Воспитатель. Вот такие задания прислали вам Дед и Бабка и вы с ними хорошо справились. Давайте любоваться красотой Осени и благодарить ее за щедрые подарки.