Одним из важнейших направлений модернизации системы физического воспитания в образовательных учреждениях является пересмотр существующей контрольно-оценочной системы по физической культуре, поскольку последняя не соответствует личностно-ориентированной парадигме образования, вступая в противоречие с основополагающими принципами современной педагогики. Традиционная контрольно-оценочная система по физической культуре в большей степени выполняет функцию внешнего контролера успешности обучения школьника со стороны учителя, не предполагая ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней (оценкой учителя, других учеников). В рамках традиционной контрольно-оценочной системы учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата обучающегося, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой.
В 2008 году на курсах инновационного проектирования ИПКиПРО Курганской области я разработала новую контрольно-оценочную систему, основанную на накопительном принципе.
Теоретико-методологическую основу проекта составили: идея гуманизации школьной оценки, представленная в работах академика РАО Ш.А. Амонашвили (педагогика сотрудничества, исключение наказаний), концепция спортивно-ориентированного физического воспитания профессора В.К. Бальсевича (применение тренировки как эффективного способа целенаправленного преобразования физического потенциала человека), а также работы российских педагогов-теоретиков о модернизации контрольно-оценочной деятельности педагога (Л. Хурло, А.Б. Воронцов, А.А. Остапенко и др.).
При разработке новой методики я руководствовалась положениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и других документов стратегического характера.
Новизна заключается в следующем: во-первых, перенос основных оценочных действий и ответственности за формирование оценки на обучающихся, тем самым, обеспечивая их оценочную самостоятельность и развитие рефлексивных умений и навыков. Обучающийся самостоятельно «строит (проектируeт)» свою оценку, что способствует развитию его проектных умений;
во-вторых, учёт в суммарной оценке по
физической культуре результатов внеурочной
физкультурой деятельности и иных объектов, ранее
не учитывающихся в процессе оценивания.
Система оценивания по предмету «Физическая
культура», основанная на накоплении и фиксации
балльных эквивалентов образовательных
достижений обучающихся, включает в себя:
- новый подход к оцениванию (применительно к физической культуре);
- расширенный спектр объектов оценивания;
- альтернативный инструментарий оценивания образовательных (учебно-спортивных) достижений обучающихся с использованием индивидуальной накопительной ведомости;
Сущность новой системы оценивания – в течение года обучающиеся накапливают («зарабатывают») баллы:
- 500 и более баллов – оценка «5»;
- 400 – 499 баллов – оценка «4»;
- 300 – 399 баллов – оценка «3».
На одном уроке обучающемуся предоставляется возможность набрать 20 баллов максимально.
Основными поставщиками баллов в индивидуальную накопительную ведомость обучающегося являются результаты освоения дидактических единиц государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре
Балльная стоимость результатов
изучения обучающимися предмета «Физическая
культура»
Государственный образовательный стандарт по
физической культуре
№ п/п | Объект оценивания |
Стоимость (в баллах) |
1. | Знания в области физической культуры:
|
15 |
2. | Уровень физической подготовленности:
|
20 |
3. | Техническая подготовленность/ владение
двигательными действиями:
|
15 |
4. | Тактические действия:
|
15 |
Дополнительными – достижения обучающихся во внеучебных видах физкультурной деятельности:
- участие в соревнованиях различного уровня, в судействе соревнований, занятия в спортивных кружках и секциях;
- изготовление демонстрационных материалов;
- подготовка и защита рефератов, творческих проектов, презентаций по выбранной теме;
- 100-процентное посещение уроков;
- установленный рекорд класса, параллели, школы
Бонусные баллы за дополнительную учебно-спортивную деятельность
№ п/п | Объект оценивания |
Стоимость (в баллах) |
1. | Посещение школьного спортивного кружка, секции | 40 (за год) |
2. | Посещение ДЮСШ | 50 (за год) |
3. | Проведение фрагмента урока:
|
10 |
4. | Выполнение и презентация
самостоятельной творческой работы:
|
5 |
5. | Участие в соревнованиях (участие –
третье – второе – первое места):
|
3–5–7–10 |
6. | Установление рекорда:
|
5 |
За высокий уровень учебно-познавательной активности на уроке, за отсутствие дисциплинарных нарушений, за добровольную помощь учителю обучающийся получает персональные бонусные баллы учителя
Персональные бонусные баллы учителя
№ п/п | Объект оценивания |
Стоимость (в баллах) |
1. | За высокий уровень учебно-познавательной активности на уроке | 1-5 (по итогам урока) |
2. | За отсутствие дисциплинарных
нарушений:
|
15 (по итогам четверти) |
3. | За добровольную помощь учителю:
|
5-20 |
Оценка обучающихся складывается из суммы баллов, накопленных в рамках изучения предмета «Физическая культура» и внеурочной физкультурной деятельности за определенный период времени. Учебно-спортивные достижения обучающегося в балльном эквиваленте фиксируются в индивидуальной накопительной ведомости, которая имеется у каждого обучающегося и продублирована у педагога
Индивидуальная накопительная ведомость обучающихся по предмету «Физическая культура»
Обучающегося (йся) ________________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Ведомость за I четверть
№ п/п | Вид деятельности |
Уроки |
||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | ||
I. | Стандарт | |||||||||||||
1.1. | Знания | |||||||||||||
1.2. | Физическая подготовленность | |||||||||||||
1.3. | Техническая подготовленность | |||||||||||||
1.4. | Тактические действия | |||||||||||||
II. | Бонусные баллы | |||||||||||||
2.1. | Посещение школьного кружка, секции | |||||||||||||
2.2. | Посещение ДЮСШ | |||||||||||||
2.3. | Проведение фрагмента урока | |||||||||||||
2.4. | Подготовка творческой работы | |||||||||||||
2.5. | Участие в соревнованиях | |||||||||||||
2.6. | Установление рекорда | |||||||||||||
III. | Персональные бонусы учителя | |||||||||||||
3.1. | Познавательная активность на уроке | |||||||||||||
3.2. | Отсутствие дисциплинарных нарушений | |||||||||||||
3.3. | Помощь учителю | |||||||||||||
Всего баллов: |
Сумма баллов: _____________
Годовая ведомость
№ п/п |
Вид деятельности |
Количество баллов |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
1. | Знания | ||||
2. | Тесты:
|
||||
3. | Техника выполнения упражнений | ||||
4. | Тактика игры | ||||
5. | Проведение фрагмента урока | ||||
6. | Самостоятельная творческая работа | ||||
7. | Участие в соревнованиях (участие, третье,
второе, первое места)
|
||||
8. | Установление рекорда:
|
||||
9. | Посещение школьной спортивной секции | ||||
10. | Посещение ДЮСШ | ||||
11. | За высокий уровень учебно-познавательной активности на уроке | ||||
12. | За отсутствие дисциплинарных нарушений:
|
||||
Всего баллов за четверть | |||||
Количество набранных баллов за год |
В конце каждой четверти обучающиеся анализируют свои достижения, планируют дальнейшую учебно-познавательную и учебно-спортивную деятельность в зависимости от поставленной перед собой цели.
На основании решения педагогического совета школы оценки в журнал выставляются только по итогам полугодий и учебного года.
Обучающиеся, набравшие по итогам учебного года более 500 баллов, награждаются благодарственным письмом школы «За успехи в изучении предмета «Физическая культура»». Обучающиеся, набравшие по итогам года 1000 и более баллов, награждаются почетной грамотой школы «За особые успехи в изучении предмета «Физическая культура» и денежной премией.
Новая система позволяет творчески подойти к проектированию оценки, набрать баллы на планируемую годовую оценку в тех разделах программы, где ученик успешен. Рассмотрим на примере: обучающийся, двигательно одаренный в беге на выносливость, будет успешен на уроках легкой атлетики и лыжной подготовки, где по пятибалльной системе он и так получит «5», но, как правило, гибкость у таких ребят страдает, и по гимнастике реальная оценка такого обучающегося будет «3», что уже негативно скажется на эмоциональном состоянии и мотивации.
Результатом проделанной работы является:
- повышение рейтинга предмета «Физическая культура»;
- повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- увеличение количества обучающихся, посещающих спортивные кружки и секции;
- достижения обучающихся во внешкольных спортивных соревнованиях;
- повышение уровня физической, технико-тактической подготовленности обучающихся;
Практика показала, что контрольно-оценочная система на основе фиксации индивидуального прогресса обучающегося позволяет учителю учесть динамику учебных достижений школьников, а ученику – творчески подойти к проектированию своей оценки по предмету, используя как требования образовательного стандарта, так и систему альтернативного накопления (бонусов).