Цели:
- подвести детей к выводу правила о делении чисел, оканчивающихся нулями на 10, 100, 1000;
- закрепить умение умножать на 10, 100, 1000;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- совершенствовать умение решать задачи.
Оборудование:
- карточки с числами 48, 65, 44, 8, 54;
- таблицы с формулами “Площадь и периметр”;
- тетрадь на печатной основе Н.Б. Истомина “Тетрадь по математике” 1 часть;
- учебник Н.Б.Истомина “Математика” 4 кл..
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
1. Работа в тетрадях.
а) Работа с числом.
- Запишите число, в котором 4 десятка, 5 сотен, 8 единиц.
- Какое число записали? (Дети называют число)
- Пропишите его три раза.
- Запишите предыдущее число числу 548. Запишите последующее число числу 548.
- Какие числа записали?
- Разложите число 548 на сумму разрядных слагаемых.
б) Устные вычисления.
- Запишите в строчку через клетку только ответы:
24 увеличить в 2 раза,
72 уменьшить на 7,
сумму чисел 35 и 9,
64 уменьшить в 8 раз,
увеличить 46 на 8 .
- Запишите полученные результаты в порядке уменьшения. (На доске один ученик прикрепляет карточки с числами)
в) Задача на S и Р.
- Устно работаем с задачей: “Длина прямоугольника 7 см, а ширина – 2 см. Чему равна площадь? Периметр?”.
III. Изучение нового.
1. Умножение на 10, 100, 1000.
- Запишите в столбик выражения и найдите их значения:
32 увеличить в 10раз
32 увеличить в 100 раз
32 увеличить в 1000 раз
32 увеличить в 10000 раз
- А теперь, используя эти равенства, вам надо будет вычислить значения других выражений.
2. Знакомство с новыми случаями деления.
а) Работа по учебнику стр. 12.
№ 37
- Сейчас вы самостоятельно выполняете первую часть задания, пользуясь равенствами на умножение. (Учащиеся самостоятельно составляют и записывают равенства на деление)
- Кто мне теперь объяснит, какими правилами вы пользовались, вычисляя значения выражений?
- Давайте сравним наш ответ с ответом Маши и Миши. (Чтения вывода в учебнике)
- Проверим правильность наших суждений, выполняя вторую часть задания по вариантам: I вариант под буквой а), II – б). (Выполнения задания самостоятельно, проверка результатов)
Физминутка
б) Работа по учебнику стр.12.
№ 38(а)
- Посмотрите на выражения. Чем они похожи? В чём их отличие? Как вы думаете, что будет происходить с результатами?
- Вычислите значения этих выражений. (Учащиеся самостоятельно вычисляют значения, проверка)
3. Решение задач.
а) Работа по учебнику стр. 164.
№ 554
- Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что надо узнать? Вам надо самостоятельно записать решение задачи разными способами. (Проверка: двое учащихся записывают два способа решения на доске)
- Как можно записать решение задачи при помощи выражения к каждому способу?
(На доске: 3•14 + 2•14 =70(дер.) и (3 + 2)• 14 = 70(дер.))
IV. Закрепление изученного.
1. Работа в печатной тетради стр.13
№ 24
- Проверим, как вы поняли тему нашего урока. Самостоятельно выполняете задание. (Проводится проверка с объяснением)
V. Итог урока.
- Как будем делить числа, оканчивающиеся нулями на 10? на 100? на 1000?
VI. Домашнее задание.
Стр.12 № 38 (1, 2), ТПО №23, №25.