Тема: «Упражнения в разборе слов по составу. Правила дорожного движения».
Цель: формирование умения разбирать слова по составу.
Задачи:
- закреплять умения находить в слове морфемы;
- развивать навыки правильного сознательного поведения на дороге;
- воспитать культуру взаимоотношений.
Тип урока: закрепление знаний.
Оборудование: знаки дорожного движения, нарисованные детьми, детские сказки о частях слова, кроссворды, плакат по составу слова, подарки, детская художественная литература по ПДД, презентация, мультфильм «Азбука безопасности».
I. Урок начинается со слов:
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда!
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак. (слайд 1) (Приложение 1)
– Какие мысли возникли у вас после чтения этого четверостишья? (ответы детей, объясняется смысл слова «впросак»).
В русском языке много правил. Дома вы повторяли правила о частях слова и даже сочиняли сказки. (опрос правил о частях слова, алгоритм разбора слов по составу, на доске плакат).
II. Презентация обучающимися сказок собственного сочинения
На доске выставка сказок. Зачитывается несколько сказок и стихотворение, сочинённое ученицей:
Части слова: корень и основа,
Есть и окончание, суффикс и приставка.
Весёлою компанией ходят по тетрадкам
Дарят детям много знаний.
В жизни нужно знать правила русского языка, но и много других, которые очень необходимы.
Я вас приглашаю в страну «Законию». На карте её не ищите она невидимая. И открывается только для любознательных. Это очень большое государство. А название такое получило из-за того, что его жители и гости не только соблюдают законы и правила, а ещё и изучают их. И одно из губерний этой страны «Дорожная» и помогать нам будет автоинспектор Степан Протекторов, дальний родственник известному дяде Стёпе – милиционеру. (обращение к выставке детских книг по ПДД (слайд 2).
Страна «Закония»
Губерния «Дорожная»
На уроке мы поговорим о ПДД и поупражняемся в разборе слов по состав.
Правила дорожного движения –
Это часть Таблицы Уважения:
Пешехода надо уважать,
На него не надо наезжать.
И прошу вас уважать шофёра,
Каждый может стать шофёром скоро.
Если рядом путь перебегать,
Можем мы шофёра напугать.
Нужно всем участникам движения
Соблюдать Законы Уважения! (слайд 3).
– Какова главная мысль этого стихотворения? (ответы детей).
III. Минутка чистописания
– В тексте стихотворения есть сложное слово. Назовите его? Как образовалось оно? (пешеход).
– В слове есть согласный звук, глухой, мягкий. Назовите его? Какой буквой обозначен на письме? (П).
– Назовите ещё слова, которые начинаются с этой буквы о ПДД?
– Напишите это соединение в тетради (показ на доске).
IV. Словарная работа
– Какое словарное слово, изученное вами, встретилось в стихотворении? (шофёр). Это слово заимствовано из французского языка. Подберите синоним (водитель).
– Шофёра, с шофёром – это однокоренные слова? (Нет, формы слова).
– Запишите однокоренные слова (ученик работает у доски).
Шофёр (устно выполняется фонетический разбор).
Шоферить
Шофёрский (разбирается по составу).
С одним из слов составить предложение, выделить грамматическую основу.
V. Работа с правилами дорожного движения и упражнения в разборе слов по составу
1. Выпишите из текста стихотворения выделенное словосочетание слов.
(Правило дорожного движения). Самостоятельно разберите по составу.
Проверка по схемам (соотношение схем со словами).
2. Очень важно помнить, вступая на дорогу, мы с вами сразу становимся участниками дорожного движения. Правила перехода дороги всем известны. Но всё же стоит их повторить.
а) Переходить улицу можно только по пешеходным переходам, обозначенным специальным знаком (слайд 4).
Правила перехода дороги
б) Самый безопасный переход – это подземный переход (слайд 5).
в) Вы должны пользоваться переходом со светофором. На светофорах для переходов есть свои сигналы (слайд 6).
г) Пешеходы должны двигаться по тротуарам или обочинам дороги (слайд 7).
д) Нельзя играть на проезжей части, кататься на лыжах, санках, сноубордах и роликах рядом с дорогой – может вынести вас на проезжую часть (слайд 8).
3. Самостоятельная работа в парах.
На слайде вы видите опорные слова из этих правил. Самостоятельно, работая в паре, выберите из списка три словосочетания для разбора по составу (у детей карточки) (слайд 9).
пешеходный переход
подземный переход
красный
зелёный
тротуарам
проезжей части
с дорогой
Проверка по слайду (слайд 10).
VI. Физминутка
Игра «Хлопай-топай». (если согласны с моим утверждением – хлопаем, нет – топаем).
- Красный свет – это значит хода нет.
- Нужно лететь вперёд так скоро, что не видеть светофора.
- Переходи улицу где желаешь.
- Переходи улицу только в установленном месте на зелёный свет светофора.
- Играй в мяч на проезжей части.
- На дороге будь внимателен и сосредоточен.
Игра на внимание с дорожными знаками.
(карточки знаков на доске, объяснить что знак обозначает, дети закрывают глаза, знаки менять местами, восстановить прежнюю последовательность).
VII. Работа по группам.
У каждой группы карточка с текстом, где пропущены слова. Восстановить текст.
Главное правило пешехода.
При ……………… улицы обязательно надо ……………. посмотреть …………..сначала ……………, а дойдя до ………………… дороги – ………………. Если вы не успели перейти дорогу на зелёный свет, спокойно подождите на ................... …………………., который расположен посередине дороги, а если его нет – на разделительной ……………….. .
Слова для справки: переход, посмотреть, налево, середина, направо, островок безопасности, полоса.
Зачитывается учениками дополненный текст, по ходу чтения на слайде появляется текст (слайд 11).
Устно объясняется разбор слов по составу, отмеченных в тексте.
VIII. Рефлексия.
– Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу на уроке.
– Если вы считаете, что материал данного урока ценен для вас, было интересно и всё понятно, возьмите себе на память подарок, который приготовил для вас автоинспектор Степан Протекторов (на столах карточки и слайд 12).
IX. Домашнее задание.
На столах у вас лежат кроссворды двух видов. Выберите себе, разгадайте и разберите по составу любые три слова.
Автоинспектор благодарит вас за работу и даёт наказ:
Выполняйте правила дорожного движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители. (слайд 13)
И предлагает посмотреть фрагмент мультфильма».