Занятие по теме "Юкагиры"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Группа: подготовительная к школе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель: формирование этнокультурой компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

воспитывающие: продолжать воспитывать у детей интерес и уважение к этнокультуре народов Якутии;

развивающие: развивать чувство гордости за республику, в котором проживают люди разных национальностей, навыки коммуникативного общения, познавательную активность;

образовательные: дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с историей происхождения, вековыми традициями, фольклором, культурой: приобщать детей к базовым ценностям юкагирской цивилизации на основе духовно-нравственных традиций народа, познакомить с династией Куриловых, произведениями известного юкагирского писателя Улуро Адо, репродукциями картин Николая Курилова. Показать связь времен прошлого и настоящего.

Планируемые результаты: высказывает свою точку зрения; умеет поддерживать беседу; делится с педагогом и с детьми своими впечатлениями; участвует в дидактических и подвижных играх; в обыгрывании игровой ситуации; выражает положительные эмоции (интерес, удивление, радость, удовлетворение); интересуется этнокультурой других народов; знает традиции народов республики, знает животных и классифицирует их по типу питания, имеет понятие о многонациональности мира.

Материалы к развлечению: дидактические игры (круги Эйлера) “Животные тундры и тайги”; подвижные юкагирские игры “Рыболовы и рыбки”, “Метание чаута”, игровая ситуация “Юко и Мархиль (юкагирские дети) пришли в гости”, аудиозапись юкагирских мотивов, репродукции картин Н. Курилова, слайдовая презентация “Юкагиры”, 2 обруча, картинки с животными тундры и тайги, фигурка оленя с рогами, арканы (чауты) 3 штуки, дети, одетые в юкагирскую национальную одежду.

План занятия:

I. Ориентировочный этап – 1мин.

II. Основной этап – 25 мин.

III. Динамические паузы – по 5мин.

IV. Заключительный этап – 3 мин.

Ориентировочный этап. Слайд 1, 2

Воспитатель:

- Ребята, что изображено на экране? Правильно, это герб Якутии. А что означают 7 алмазов, изображенных в верхней части герба?

- Ребята, 7 алмазов – это коренные народы, которые живут у нас в Якутии. Это якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, долганы и юкагиры.

- Сегодня мы с вами поговорим о юкагирах. Слайд 3, 4

Основной этап

(Звучит бубен, входят дети в юкагирских национальных костюмах)

Дети-юкагиры: (приветствуют детей на юкагирском языке).

- К нам сегодня в гости пришли мальчик Юко и девочка Мархиль, они по национальности юкагиры. Давайте с ними поздороваемся! Вы хотите узнать, где они живут? Слайд 5, 6

- Если полететь на самолете с юга на Север, то можно увидеть, что постепенно тайга кончается и начинается край безлесный. Имя этого края – тундра. Между реками Колыма и Индигирка родились Юко и Мархиль.

- Ребята, давайте узнаем больше о крае, где живут наши гости?

“Вы, знаете ли край, где в зимнем небе мглистом, мерцают ручейки смерзаясь на бегу, и быстрые следы, подобно прелым листьям, чеканны на снегу? Слайд 7

Впервые в том краю, морозом опаленном, узнал я, как сладка весна в хмельном чаду. Когда кричит во тьме дрожащий олененок: “Ты не дрожи, земля, а то я упаду!” Слайд 8

Там, в нашем краю стремительны и чисты реки, а огромное небо заполнено звездами, там целуются с землей олени, целуются всю жизнь, так он в землю влюблены…

Слайд 9

У вас деревья высокие, а у нас они никогда не вырастают большими. Тоненькие, они как бы согнувшись, стоят. И не разгибаются. А когда приходит зима, спят под пушистым белым покрывалом – снегом. Слайд 10

А весной, появляются у оленей маленькие олени – милята, такие же белые, пушистые, как почки у тальника, когда они весной просыпаются…”. Слайд 11, 12

- Вот в каком краю, тундре живут юкагиры. - Ребята, а вы знаете животных тундры и тайги - нашей Якутии?

Дидактическая игра “Хищники и травоядные”. Слайд 13

- Ребята, на какие группы по типу питания мы разделяем животных? (На травоядных и хищников). Сейчас мы поиграем в дидактическую игру “Хищники и травоядные”. Заодно узнаем, знаете ли вы животных родного края, нашей Якутии. А теперь послушайте правила игры. В зелёный круг мы будем помещать картинки с травоядными животными, а в красный круг – хищников. А вот в пересечение кругов как вы думаете, кого мы поместим? (Ребята должны попытаться сами сформулировать ответ).

- В наших лесах есть такое животное как медведь. А чем питается медведь? (Рыбой, мелкими животными, ягодами, грибами). Значит, медведь относится и к хищным животным и травоядным, поэтому мы его поместим на месте пересечения двух кругов. Это относится и к другим животным, будьте внимательны при игре. Игра начинается.

Слайд 14

- Юкагиры – северный народ, по другому их называют “одулы”, что означает сильные и могучие.

Слайд 15, 16, 17

- Древние юкагиры занимались охотой, рыбной ловлей, приучали собак. Юкагиры - пешие охотники и рыболовы. Они держали оленей как транспорт. Зимой их жилищем была деревянная постройка с плоской крышей, которую заваливали корой и снегом, называлась она чандал. Слайд 18

- При перекочевках по тундре юкагиры жили в легких жилищах – чумах. Слайд 19

- Одежду шили из звериных шкур, которую очень искусно выделывали, и она становилась мягкой и бархатистой, как ткань. Слайд 20

- Как гласит легенда, раньше юкагиров было много, как звезд на небе. Юко, Мархиль, а много ли осталось вас сейчас? Слайд 21

- Мало, очень мало! Юкагиры, которые живут в наше время, занимаются тем же, чем и их прадеды и отцы – разводят оленей, ловят рыбу, добывают пушнину.

Динамическая пауза: п /и “Рыболовы и рыбки”. Слайд 22

Юко:

- С детства нас, детей, учат быть ловкими, смелыми, выносливыми, а все это можно получить только в игре. Давайте мы с вами поиграем в юкагирскую народную игру “Рыболовы и рыбки”. Я и Мархиль будем рыболовами, а вы рыбками. Игра начинается!

Воспитатель: Слайд 23

- Маленький народ юкагиров, издавна, наравне со своими соседями, почитал животворную силу огня. В любом юкагирском доме-чандале можно услышать, как уважительно и восхищенно говорят, обращаясь к огню: “Хайче Лачил Меру!” – “Дедушка, Большой Огонь!” Наверное, и вправду был в стародавние времена Большой Огонь, и когда юкагиры стали разъезжаться по свету, брали они с собой по Маленькому Угольку для своего очага. Старая абуче, бабушка, хозяйка очага, знает много сказок и песен. Не случайно вечерами собираются вокруг неё дети. Тихо говорит бабушка: по обычаю у костра не положено громко петь и разговаривать – ведь огонь может разволноваться, а тогда и до пожара недалеко.

Слайд 24

- Юкагирский народ очень талантливый. Сегодня мы познакомим вас с династией Куриловых. Юко, прочитай нам, пожалуйста, стих.

Костёр (авт. Улуро Адо-Гавриил Курилов)

Посмотрите, люди земли,
Юкагиры костер развели
Пусть он жалок еще и мал
Но как жарок уже и ал!
Приходите, братья, к нашему костру -
Наших песен вкусить простоту.
Принесите, подкиньте дровец
В наш костер, в наш пожар сердец.
Чтобы он веселее жил,
Чтобы звезды крылом задел.
Чтоб увидал огромный мир,
Огонек, что зажег юкагир!

- Это стихотворение великого юкагирского поэта, писателя Улуро Адо, а настоящее его имя Гавриил Курилов.

Улуро Адо говорил: “У каждого человека есть дар, талант, необходимо развивать его, а для этого надо быть настоящим человеком и много работать, поменьше спать!”.

Слайд 25

- Братья Семен, Гавриил и Николай Курилов родились в семье оленевода. Жили в тундре, пасли оленей. Улуро Адо написал много книг, и даже особую книгу для чтения на юкагирском языке – для юкагирских детей. Чем бы ни занимались братья, они всегда старались запечатлеть народные традиции, легенды, обычаи. Братья с детства хотели, чтобы юкагиры оставались на родной земле, чтобы возродились древние “игры богатырей”.

- Ребята, сейчас вам Юко покажет юкагирскую игру. Называется игра “Мунехач” - (Метание чаута).

Динамическая пауза: п/игра

“Мунехач. – (Метание чаута)” Слайд 26

В стороне на площадке ставится фигура оленя с рогами. Дети, изображающие оленеводов, располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 метра от него.

Поочередно оленеводы с места или с разбега метают чаут (аркан) на оба рога. Каждый оленевод имеет три попытки. От того, как он попал в цель, засчитываются очки. Если попал чаутом на оба рога, то получает 5 очков, если на один рог, то 3 очка, если промахнулся – 0 очков. Выигрывает тот, у кого больше всего очков.

Правило: Метать чаут можно только с условленного расстояния.

- Сейчас мы с вами посмотрим картины Николая Курилова:

Слайд 27. Это картина называется “Танец”. На черной бумаге художник наклеил вырезанные из белой бумаги фигуры оленей и оленевода. Ребята посмотрите внимательно белый и черный цвет, напоминают борьбу дня и ночи, лета и зимы.

Слайд 28. В картине “Запутавшиеся олени”, изображены олени в смертельной схватке с арканом, черный и белый цвет напоминают борьбу света и тьмы. Николай Курилов в своих работах очень любил изображать оленя.

Слайд 29 В работе “Поздняя осень” художник размышляет о гармонии существования человека на Земле. Декоративность аппликации достигается за счет цветовых пятен, а также ажурных линий, изображающих берег и фигуры оленей.

- Вот какие талантливые люди есть среди малочисленного юкагирского народа. Юкагирский народ очень любит свою суровую Родину, и всегда хотел жить на своей земле. Слайд 30

И как говорил стихами Улуро Адо: Я как будто привязан арканом к этой тундре, к оленям своим…

Заключительный этап. Рефлексия. Слайд 31

Юко и Мархиль.

- Ребята, нам пора идти домой, спасибо вам за теплый прием.

Педагог:

- Благодарим вас, Юко и Мархиль, за стихи, за рассказ о вашем народе. Ребята, что вы узнали о юкагирах, народе, проживающей на территории нашей Республики Саха (Якутия)? (Ответы детей)

- Юко и Мархиль, мы подружились с вами, может, вы останетесь с нами?

Мархиль:

- Я вам отвечу стихами Улуро Адо:

… Город в памяти каждой веткою, каждым листиком малым живет,
Красотою славится редкой, в нем отзывчив и весел народ.
И зовешь ты меня в этот древний русский город,
Где звук не угас колоколен, и солнце напевней,
Золотистей, чем в тундре у нас…

- Спасибо Вам, ребята, за приглашение, но нас ждут дома, и мы очень соскучились по своей тундре, по родным. А на память, мы дарим вам алмазики, обозначающие на гербе нашей республики Саха (Якутия) нас, юкагиров. (Раздают детям изображения алмазов)

Воспитатель:

- И вам спасибо за то, что приходили к нам в гости. А наши ребята теперь знают, что каждый народ должен знать свое прошлое, гордиться своей и уважать другие национальности, знать традиции и фольклор, жить в мире и в дружбе.

(На юкагирском языке)

- До свидания, ребята! (Прощаются и уходят)