Цели:
- изучить число 5, его состав, написание цифры 5;
- познакомить с пятиугольником;
- развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь;
- совершенствовать вычислительные навыки.
Наглядность и оборудование: на доске 1, 3, 5, 7, карточка с цифрой 5, пятиугольник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Очень рада видеть вас, дорогие мои ученики! Желаю вам интересного урока. (Проверка готовности к уроку.)
II. Устные упражнения
1. Интеллектуальная разминка
- Что вырастает весной, а опадает осенью?
- О ком можно сказать: ушастый, глазастый, серый, белый?
- Что кладут под голову?
- Название каких пяти деревьев начинается с согласного звука?
- Прямая линия с точками на концах – это…
- Во что вкручивают лампочку?
2. Задача в стихах
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Помогите вы Танюшке
Сосчитать ее игрушки! (6 игрушек.)
Какая Таня аккуратная девочка! Не разбрасывает игрушки, посадила их на диван. А после игры она их обязательно поставит на место. Поиграли игрушками – уберите на место.
3. Числовой ряд, закономерность
– Установите закономерность в записи ряда чисел и продолжите ее: 1, 3, 5, 7…
4. Задание на смекалку
– Пользуясь тремя цифрами 3, выразите число 3. (3 =
3 + 3 – 3.)
– Получите число 4 посредством двух цифр 2. (4 = 2 + 2.)
III. Работа по теме урока. Знакомство с числом 5
– К нам на урок пришла цифра: налитая,
симпатичная, цифра самая отличная! Догадались?
Конечно, это 5!
– Расскажите, что вы знаете о числе 5. (Дети
называют соседей числа 5, число, за которым стоит
при счете.)
– Как можно получить число 5? Рассмотрим с 40 в
учебнике.
(Карточка с цифрой 5, кубик, игральные кости, числовой отрезок, проговорить состав числа 5: 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5, 2 + 3 = 5, 3 + 2 = 5.)
IV. Упражнения для развития навыков письма
1. Пальчиковая гимнастика
Сжимание стиральной резинки разными пальцами.
2. Знакомство с цифрой
3. Правила посадки при письме
4. Выполнение задания в учебнике
– Ставим ручку чуть правее середины верхней
границы клетки. Ведем наклонную линию в центр
клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней
границы клетки. Возвращаемся к начальной точке и
ведем дугу в верхний правый угол клетки.
– Где можно встретить число и цифру 5?
V. Закрепление изученного
1. Пятиугольник, звезда
№1 с. 40
– Какую фигуру видите?
– Почему ее так назвали? (В ней пять сторон, пять
вершин, пять углов.)
– Помогите белочке достроить пятиугольник. Для
этого соедините линии по порядку.
№ 2 с 40
– Какую фигуру надо построить? (Звезду.)
(Строят звезду по точкам с помощью линейки.)
– Где вы встречали изображение звезды? (Поговорить
о многозначности этого слова: 1) звезда –
небесное тело; 2) звезда – о деятеле искусства,
науки, о спортсмене (звезда экрана); 3) звезда –
иглокожее животное (морская звезда).)
– Что общего между пятиугольником и звездой? (Пять
точек, пять отрезков.)
– Чем отличаются эти фигуры? (У пятиугольника
стороны не пересекают, а у звезды пересекаются.)
VI. Физкультминутка
Солнце выглянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
VII. Повторение пройденного
1. Изображение числа количеством предметов (№3, 4 с. 40)
№ 4 – к каждой картинке подбираются соответствующие цифры, остальные зачеркиваются.
2. Состав числа 5 (№5, 6 с. 41)
VIII. Итог
– Назовите тему сегодняшнего урока. (Число и
цифра 5.)
– Чему научились на уроке? (Писать цифру 5,
складывать числа в пределах 5, познакомились с
пятиугольником и звездой.)
– Что можете рассказать о числе и цифре 5?