Цели:
- закрепить состав чисел 1, 2, 3, их написание;
- рассмотреть отношения шире, уже, толще;
- развивать память, логическое мышление, речь, познавательные способности;
- совершенствовать вычислительные навыки.
Наглядность и оборудование: карточки с цифрами 1,2,3, геометрические фигуры, примеры, ребус, светофор, игрушка Старичок-лесовичок, корзинка, картинки или игрушки зверей, музыкальное сопровождение для физкультминутки, иллюстрация задания № 4 (с. 32)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня мы отправимся в небольшой лес, где
живет Старичок-лесовичок. А еще там живут звери,
которые, как и вы, любят математику. Попасть в
волшебный лес нам помогут знания и умения с
прошлого урока.
– Какие знания и умения мы возьмем с собой? (Умения
записывать числа 1, 2, 3 цифрами, знания состава
чисел 1, 2, 3, умения складывать и вычитать эти
числа.)
– Положим эти знания и умения в корзину, которую
возьмем с собой в путь. (Учитель показывает
корзину.)
II. Устные упражнения
1. Числовой ряд
– Мы дружно зашли в волшебный лес, пошли по тропинке. Кругом красота. Но что же это? По-моему, мы заблудились. А что это за рыженький зверек по веткам скачет? (Это белка.) (На доске – игрушка белки.)
Белка, белка, расскажи,
Белка, белка покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
– А белочка попросила посчитать от 13 до 3, от 3 до
9, от 7 до 2.
– А еще белочка просит быть внимательным и найти
ошибку в ряду: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 3, 10. (Дети
расставляют числа в порядке возрастания.)
– Что интересного можно рассказать и числе 3?
– Молодцы! Белочка указала нам дорогу, мы можем
идти дальше.
2. Задания на смекалку
– Кто приближается к нам? Кого сейчас увидим?
Отгадайте загадку. В гору бегом, а с горы
кувырком. (Это заяц.) (Игрушка на доске.)
– Заяц просит нас построить два треугольника при
помощи пяти карандашей. (Дети выполняют
задание.)
3. Состав числа 3
Зайчик не хочет нас отпускать. Он предлагает найти значения выражений:
2 – 1 = 3 – 1 =
1 + 1 = 3 – 2 =
2 + 1 = 1 + 2 =
– Какое выражение лишнее в каждом столбике и
почему? (В первом столбике лишнее выражение: 2 –
1, так как оно на вычитание, а два других на
сложение, а во втором столбике лишнее 1 + 2.)
– Прочитайте по-разному эти выражения. (Пример:
два минус один; два без одного; из двух вычесть
один; два уменьшить на один; уменьшаемое два,
вычитаемое один.)
Молодцы, со всеми заданиями зайца справились, и
он указал нам дорогу дальше.
Ребус
– А кого мы еще встречаем, догадайтесь сами.
С 3 ЖИ ЛАС ·
(Стрижи, ласточка)
– Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились. Наверное, устали. Давайте устроим веселый привал.
III. Физкультминутка
– Я включаю музыку, а вы будете изображать животных, которых можно встретить в лесу. (Дети выполняют задание.)
IV. Повторение пройденного
– Вот мы пришли к Старику-лесовичку. А он для нас приготовил задания.
1. Понятия «шире», «уже», «одной ширины», «толще», «тоньше», «одной толщины»
№ 1, 2 с. 32
(Анализируют предметы по толщине, ширине.)
– Закончите предложения:
- Книга тоньше портфеля, значит, портфель …
- Доска шире парты, значит, парта …
– Приведите сами примеры таких высказываний.
2. Взаимосвязь сложения и вычитания (№3, 4 с. 32)
– Какое задание надо выполнить? (Вставить
числа в окошки.)
– Какими знаниями будете пользоваться? (Знаниями
состава чисел 2 и 3.)
(Самостоятельное выполнение заданий. Проверка: № – в парах, №4 – на доске.)
3. Закономерность
№5 с. 32
– Какое задание нам предлагает Лесовичок? (Раскрасить
бусы.)
– Конечно, но не просто раскрасить, а соблюдая
закономерность.
Как понимаете это слово? (Закономерно, значит,
соблюдая определенный порядок.)
(Раскрашивают, взаимопроверка.)
№6 с. 32
– Какие геометрические фигуры видите? Объясните смысл задания. (Выполняют самостоятельно.)
V. Итог
– Что вы сегодня повторяли на уроке?
– Какими результатами довольны?
– Что не получилось?
– Как можно поблагодарить за работу на уроке?