Урок математики во 2 классе по системе «Перспектива» по учебнику Л.Г. Петерсон
Тип урока: Урок «открытия » нового знания.
Тема: Вычитание суммы из числа
Цели урока:
- Познакомить учащихся с правилом вычитания суммы из числа.
- Учить применять это правило для рационализации вычислений.
Образовательная
- Уточнить переместительное свойство сложения, выявить сочетательное свойство сложения, правила вычитания числа из суммы.
- Сформировать умение использовать эти свойства для рационализации вычислений.
Развивающая:
- Развивать коммуникативные способности учащихся,
- Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.
Воспитательная: Воспитывать интерес к науке математике и всему процессу обучения.
Планируемые результаты:
- Уметь применять правило вычитания суммы из числа;
- Выполнять действия с многозначными числами;
- Решать текстовые задачи на сложение и вычитание.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для парной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Создание атмосферы психологического комфорта
Прозвенел звонок веселый,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Урок математики начнем.
Для того, чтобы научиться быстро вычитать и складывать выражения , урок начинаем с устного счета.
2. Актуализация знаний.
2 слайд (Приложение 1)
Устная разминка
- Сколько хвостов у двух котов?
- Сколько пальчиков у двух мальчиков?
- Сколько носов у пяти псов?
- Сколько ушек у трех старушек?
- Какое число следует за числам 7?
- Назовите «соседей» числа 55
- Какое число стоит перед числом 47
- Назовите «соседей» числа 90
Математический диктант
Ребята внимательно посмотрите на экран прочитайте и составьте выражения и найдите их значения.
3 слайд
- К 5 прибавить сумму чисел 12 и 65;
- К сумме чисел 28 и 36 прибавить 4;
- Из разности чисел 54 и 34 вычесть 6;
- Из разности чисел 78 и 68 вычесть 8.
Проверка.
4 слайд
5+(12+65)=82
(28+36)+4=68
(54-34)-6=14
(78-68)-8=2
Напротив каждого правильного ответа учащиеся ставят знак «+».
– Удобно ли было находить значения выражений? Почему?(Разность в скобках в каждом выражении равна круглому числу).
Поднимите руки те, у кого все выражения правильно. Поставьте себя на полях тетради «5». Кто допустил одну ошибку? Две? Поменяйтесь тетрадями и проверяем друг другу. (Взаимопроверка).
3. Самоопределение к деятельности.
Запишите следующее выражение:
Из 87 вычесть сумму чисел 7 и 15.
87-(7+15)=
87-(7+15)=65
– Как удобнее вычесть из числа 87 сумму чисел 7 и 15? (ответы детей). (Из 87 удобно сначала вычесть 7, получится 80, а затем вычесть 15, получится 65.)
(87-7)+15=65
– Мы изменили порядок действий. Правильно ли мы поступили? (ответы детей)
– Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Они равны).
Мы должны знать, всегда ли верно равенство а-(в+с) = а-в-с
5 слайд
87-(7+15)=65
(87-7)+15=65
а-(в+с)=а-в-с
– Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Выяснить, равны ли выражения а-(в+с) и а-в-с.)
– Зачем нам надо это знать? (Если это равенство верно, с его помощью можно быстрее выполнять вычисления при решении примеров.)
4. Работа по теме урока
Сравни выражения, используя схемы:
а-(в+с) = а-в-с=
(Рассуждая, они приходят к выводу, что значения данных выражений равны).
Вывод: чтобы вычесть сумму из числа, сначала вычитаем одну слагаемое, а потом другое.
Проверяем себя. Чтение вывода из учебника страница 44.
Работа по учебнику.
Используя полученные знания, выполняем задание №2 (с.44)
Составьте выражения и запишите и их в тетрадь.
Один ученик комментирует, остальные пишут в тетрадях.
(914-58)-42=914-(58+42)=914-100=814
Молодцы, ребята с заданием справились.
Решите задачу.
Один ученик работает на доске, остальные самостоятельно.
– Прочитайте задачу.
– Заполните схему к задаче.
– Какими способами можно решить задачу? Составьте выражения к каждому способу
45-15-13=17(м.)
45-(15+13)= 17(м.)
Ответ: осталось 17 марок.
5. Работа в парах.
Задание в карточках. Вычисли удобным способом.
6 слайд
128-(28+4)=
949-(5+49)=
215-97-3=
305-5-195=
Проверка. Молодцы, ребята с заданием справились.
Физкульминутка
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
(Присесть.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
(Встать.)
Дружно хлопаем,
(Хлопки в ладоши.)
Ногами топаем!
(Потопать.)
Хорошо мы погуляли
И ни сколько не устали!
(Шаги на месте.)
6. Самостоятельная работа
7 слайд
1) Вычисли удобным способом:
147-(96+47)=
325-(125+8)=
508-46-54=
2) Реши задачу двумя способами:
У подъезда стояло а машин. Уехали сначала в машин, а потом еще с машин. Сколько машин осталось у подъезда?
7. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№6 Составь выражения.
(Устное выполнение по цепочке).
После каждого выражения появляется слайд с выражением
8 слайд
а+в
а-в
с+d
с+(с-m)
a+(b-c)
8. Рефлексия
– Чему вы научились на уроке? Какое правило узнали?
– Как можно вычесть сумму из числа?
Оцените свою работу на уроке.
– Кто хорошо разобрался в новом материале?
Домашнее задание №5,№9 с.46
9. Подведение итогов урока
– Кому понравился сегодняшний урок?
– Где вам могут пригодиться полученные знания?
Молодцы! Мне понравилось, как вы потрудились. Оценивание
Спасибо за работу.
Презентация к уроку (Приложение 1).