Цели:
- формирование убеждения учащихся о том, что все живые существа – такие же наши «соседи по планете»;
- воспитание чувства ответственности за свои действия, базирующиеся на знаниях о связях основных природных процессов и закономерностей;
- формирование умения находить в окружающем мире локальные проявления глобальных экологических проблем;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, их воображения и духовного мира.
Оборудование:
- Глобус.
- Фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года».
- Эмблемы с изображением животных.
- Рисунки детей на тему: «Что нельзя делать в природе»
Оформление доски:
- Надпись на доске: «Сохраним удивительный мир растений и животных!»
- Творческие работы ребят по теме: «По страницам Красной книги».
- Выставка книг о Камчатке.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Звучит тихая мелодия)
Ведущий: Невообразимая красота
цветов. Грациозный полёт птиц. Шум ветра в кронах
деревьев. Всю эту красоту дарит нам природа.
Природа, как мать, любит нас, оберегает нас, даёт
нам всё самое лучшее, что у нас есть. А мы с вами
должны научиться понимать природу, любить её и
оберегать.
Ученик: (подходит к глобусу и протягивает к нему руки)
сть одна планета сад
В этом космосе холодном;
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Ведущий: Сегодня с вами отправляемся в
путешествие по нашей планете. Мы узнаем много
нового об удивительной природе, которая нас
окружает. Предлагаю разделиться на две команды.
Проверить ваши знания я пригласила
старшеклассников, которые изучают природу в
школьной команде «Кедрач». Они уже многие годы
ведут работу по защите и охране окружающей среды.
Просим ребят пройти в жюри.
КОНКУРС «ЗНАКОМСТВО»
1 часть конкурса:
– Слово предоставляем команде «Животные Красной книги». Ребята подготовили сообщения о животных, занесённых в Красную книгу, самостоятельно изготовили эмблемы с изображением животного или растения.
(Ребята выходят по очереди и рассказывают о своём животном)
Тюлень – это животное длиной до двух метров и весом до 100 кг. В начале 80-х годов насчитывалось всего 200 особей, поэтому тюлени взяты под охрану государства. К сожалению, из-за загрязнения воды, а это среда обитания тюленей, животные продолжают погибать.
Моржи – живут большими стадами. Это очень ценное промысловое животное. Из бивней моржа делают красивые изделия. В нашей стране промысел на моржей запрещён.
Белый медведь – это прирождённый бродяга. В декабре у медведицы рождаются медвежата весом до 800 грамм. Медведица кормит своих медвежат почти два года. В связи с таянием ледников места обитания белого медведя сокращаются.
Синий кит – самый крупный кит, его вес 150 тонн, длина тела 33 метра. Синий кит не ест рыбу, он питается креветками, рачками. Желудок кита вмещает до 2 тонн рачков!
Даурский журавль – в Красную Книгу занесены пять видов из семи. Для спасения этих прекрасных птиц создан Международный фонд охраны журавлей.
Краснозобая казарка – этот маленький красиво разукрашенный гусёк гнездится только на территории нашей страны – в тундре Таймыра.
Капитан команды: Это только всего 6 представителей животного мира занесённых в Красную книгу. Мы обязаны сберечь для других.
Команда читает стихотворение Т.Панковой
Зелёный цвет – цвет жизни.
Ты посмотри вокруг:
В зелёной травке ходят
И цапля, и паук,
Зелёною листвою
Покрыт дремучий лес.
А сколько за листвою
Скрывается чудес!
Зелёный цвет – цвет жизни.
Запомни это ты.
Природу нашу милую
От бед убереги!
– Слово предоставляем команде «Растения Красной книги»:
Башмачок крупноцветный – многолетнее травянистое растение. Это самый редкий и самый прекрасный цветок. Цветёт он в июле. Встречается на лесных лужайках.
Можжевельник – растёт медленно в пролеске хвойных лесов. Плоды можжевельника называют шишкоягодами. Можжевельник используют как топливо народы Крайнего Севера.
Ландыш – многолетнее травянистое растение высотой до 20 см. Цветёт в мае. После опыления появляются зелёные, а потом красные ягоды. Растение ландыш – ядовито!
Подснежник – белоснежное маленькое растение родом с юга Европы. Цветок подснежника состоит из шести чисто-белых лепестков. В бутоне подснежник похож на каплю молока, поэтому его называют «молочным» цветком.
Кувшинка белая – многолетнее растение. Цветёт с конца мая по август. Славяне считали кувшинку священным цветком и носили на груди.
Колокольчик – это многолетняя трава с мясистым корнем. Цветёт колокольчик с июня по сентябрь. В букете этот цветок очень быстро вянет, а на кусте цветёт около месяца.
Команда читает стихотворение Л.Демьянченко:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты –
Если мы сорвём цветы:
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Хором: Берегите цветы нашей Земли!
2 часть конкурса:
Задание к участникам команд:
Ребята одной команды задают вопрос «о себе» (своём звере, цветке) участникам другой команды на основе услышанного рассказа. Это задание закрепляет уже полученные сведения о представителе природы.
Например:
«Колокольчик» задаёт вопрос:
– Сколько времени я цвету на кусте?
«Даурский журавль» задаёт вопрос:
– Как называется фонд, который создан для моей
охраны?
(Вопросы ребята придумывают сами. К этому
заданию они специально не готовились.)
Жюри подводит и сообщает об итогах конкурса
«Знакомство».
КОНКУРС «РАЗМИНКА»
Условия конкурса: На доске висят три конверта, в которых есть загадки о жителях планеты. Каждый вопрос обозначает определённое количество очков (от 1 до 3). Выходят по очереди участники команд, берут задание из любого конверта, и если участник сам отгадал, то его команда получает то количество очков, которое написано на конверте. Если участник не может отгадать, то на помощь приходит команда, но очки снижаются на один балл.
– Какой цветок называют «молочным» цветком? (Подснежник)
1 балл
– Какой цветок славяне считали «священным»
цветком? (Кувшинка) 1 балл
– Какая птица гнездится только на территории
тундры Таймыра? (Краснозобая казарка) 1 балл
– Ради спасения этих птиц был создан Всемирный
Международный фонд? (Даурский журавль) 1 балл
– Эта дикая кошка длиной до 2 метров, весом до 40 кг
почти исчезла с лица Земли. Она прекрасно лазает
по деревьям, подстерегая свою добычу. Пятнистая
окраска хорошо маскирует этого хищника в кроне
дерева. (Леопард) 2 балла
– Эта птица с замечательным оранжевым оперением
может взлетать прямо вверх. Весит птица всего 500
грамм. Её называют «дупловкой», «японкой», в
названии птицы встречается название фрукта. (Утка-мандаринка)
2 балла
– Эта птица весит до 4 кг, высотой до полутора
метров. Ещё это самая длинноногая и длинношеяя
птица. (Розовый фламинго) 2 балла
– Это «серьёзный» зверь, который из-за красоты и
ценности своего меха чуть не был истреблён с лица
Земли. Шапки и шубы из меха этого хищника могли
позволить только очень богатые люди. Второе
название этого животного – ирбис. (Снежный
барс) 2 балла
– Это самая крупная дикая кошка с рыжей окраской.
Его называют хозяином амурской тайги. (Амурский
тигр) 2 балла
– Это самая красивая морская птица. Размах её
крыльев достигает трёх метров! Только в конце
прошлого – начале нынешнего столетия было
истреблено 5 миллионов этих птиц. Размножаются
они очень медленно. Одно яйцо птица высиживает
два месяца. (Альбатрос) 3 балла
– Название хищной рыбы, обитающей в реках Южной
Америки. Угрожающий вид торчащих клиновидных
зубов стал причиной рассказов о кровожадности
этой рыбы. (Пираньи) 3 балла
Жюри подводит и сообщает об итогах конкурса «Разминка»
КОНКУРС «ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ»
Ведущий: В 1948 году в небольшом французском городке Фонтебло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных, растений, которые находились на грани исчезновения. Решили в книгу записывать редкие, исчезающие виды животных и растений.
1 часть конкурса:
Вопросы командам:
– Как вы думаете, почему книгу называют
Красной?
Составляли эту книгу 14 лет. Позднее она ещё
несколько раз переиздавалась.
Вопрос командам:
– Как вы думаете, зачем её надо было
переиздавать. (Появлялись новые виды растений
и животных, которые необходимо было охранять.)
– Как вы думаете, почему исчезают растения и
животные?
– Что мы с вами должны знать и что делать, чтобы
не исчезали растения и животные?
2 часть конкурса:
– Давайте вместе вспомним правила поведения в природе.
На доске висят заранее нарисованные учениками запрещающие знаки, которые напоминают всем, что нельзя делать в природе. Например: «Нельзя ловить рыбу сетями», «Нельзя ломать деревья», «Нельзя загрязнять водоёмы бытовым мусором» и т.д. Все эти знаки имеют свой порядковый номер, участники команд по очереди подходят к доске, выбирают карточку под любым номером, показывают знак другим ребятам и объясняют значение правила.
Жюри подводит и сообщает об итогах конкурса «По страницам Красной книги»
КОНКУРС «КАПИТАНОВ»
Капитаны получают задание (отгадать кроссворд о животных ,растениях и ответить на вопросы)
КОНКУРС «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
На доске карточки с закрытыми буквами. Ведущий по очереди задаёт командам вопросы, команда отгадывает слово сразу или по буквам. Жюри оценивает этот конкурс.
Это животное живёт в море, похоже на большой овал, голова гладкая, шея короткая, ласты помогают плавать. Это морское животное занесено в Красную книгу. (Тюлень)
Это животное живёт на Севере нашей страны в тундре. Они бывают дикие и домашние. Питается это животное ягелем. Зимой они сбрасывают рога. (Олень)
Это животное – хищник, длиной до 1 метра. Дальний родственник кошки. Шерсть пятнистая, на ушах кисточки, про неё говорят «крадётся как кошка» (Рысь)
Это дикая кошка с гибким стройным туловищем. Цвет шерсти – жёлтый с чёрными пятнами. Эти животные хорошо умеют лазать по деревьям, охотятся на оленей, косуль. (Леопард)
Жюри подводит и сообщает об итогах конкурса «Знатоки природы»
Ведущий:
Здесь солнце первое встаёт
Светло и величаво.
Здесь новый день и новый год
Берёт своё начало.
Шумят суровые моря,
Летит над тундрой чайка.
Камчатка, родина моя.
Земля моя, Камчатка!
КОНКУРС «НАШ КРАЙ»
– Мы с вами живём в удивительном крае. Нас окружает много интересного. Главная красота и гордость полуострова – вулканы. Глядя из окна нашей школы мы видим Авачинско – Корякскую группу вулканов.
Команды получают задание. Стрелками соединить название вулкана и его высоту.
На карточке:
Корякский вулкан 2751 м |
Авачинский вулкан 2190 м |
Козельский вулкан 3456 м |
Ааг 2187 м |
Арик 2319 м |
Проверка (учитель открывает изображение вулканов и таблицу с высотами.)
Корякский вулкан 3456 м |
Авачинский вулкан 2751 м |
Козельский вулкан 2190 м |
Ааг 2319 м |
Арик 2187 м |
Новая информация: Самый крупный вулкан в Евразии – Ключевская сопка. Высота 4850 метров
Жюри подводит и сообщает об итогах конкурса «Наш край»
Ведущий: Мы с вами живём в удивительном крае, на самой прекрасной планете. Правда очень много ран наносит человек природе. Это и загрязнение атмосферы, уничтожение биоресурсов моря, вырубка лесов и многое другое. Давайте вместе любить, уважать нашу планету, наших соседей по планете.
Жюри подводит итоги всех конкурсов. Победители получают призы. Отдельный приз получает капитан команды.
– Всем спасибо! До новых встреч.