Цель: В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Способствовать развитию осторожности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточённость.
Оформление зала: На центральной стене – панно «Вид улицы», под ним, на полу, изображён перекрёсток, обозначены пешеходные дорожки, островок безопасности; на небольшом возвышении стоит регулировщик (макет).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы живём в красивом городе с зелёными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, едут автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие правила для водителей машин и пешеходов.
(В зал заходит Дядя Стёпа)
Дядя Стёпа: Здравствуйте, ребята!
Сорока: Ужас! Кошмар! Безобразие!
Воспитатель: Что случилось?
Сорока: Беда! В стране Светофории заколдованы все знаки! Пропал светофор! Сплошной беспорядок! Помогите! Скорей!
Воспитатель: Пропали все знаки! Непорядок! Без них нельзя. Надо срочно принять меры! Дети, вы согласны прийти на выручку? Не боитесь трудностей?
Дядя Стёпа: У меня есть волшебный свисток: если что, он поможет. Не будем терять ни минуты! Но прежде чем отправиться в путь мы должны повторить правила дорожного движения.
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы все вместе дружно отвечайте: разрешается или запрещается. Итак, думаем, вспоминаем, быстро отвечаем!
- Идти толпой по тротуару… – запрещается!
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом… – запрещается!
- Переходить улицу на красный свет светофора… – запрещается!
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу… – разрешается!
Дядя Стёпа: Молодцы! Ну а теперь в путь с весёлой песней!
(Звучит «Песенка дружных ребят»)
Дядя Стёпа: Кажется прибыли.
Воспитатель: Что же здесь произошло? Слышите, кто-то плачет?
Здравствуй! Ты кто? Почему ты плачешь?
Дорожный знак: Я – дорожный знак. Меня заколдовали.
Воспитатель: Какой ты дорожный знак?
Дорожный знак: Не зна-а-а-аю.
Воспитатель: Это невозможно! Ты должен знать, как называешься!
Дорожный знак: Раньше знал, а теперь не знаю. Ребята, помогите вспомнить!
Воспитатель: Что мы должны для этого сделать?
Дорожный знак: Отгадайте загадку:
С двух сторон дороги, стройный и красивый,
Вырос треугольник с зеброй в середине.
Где машины движутся так, что не пройти,
Людям помогаю я дорогу перейти.
Дети: Пешеходный переход.
Дорожный знак: Вспомнил! Вспомнил! Меня зовут… Пешеходный переход! Спасибо вам ребята! (переворачивает планшет на груди с изображением перехода)
Дядя Стёпа: Для чего нужен пешеходный переход?. Какие пешеходные переходы вы знаете? (Подземный, наземный, надземный).
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним правила перехода улицы.
1 ребёнок:
Через улицу, дружок,
Не беги наискосок,
А без риска и хлопот
Шествуй там, где переход.
Дядя Стёпа: Чтобы лучше запомнить это правило, поиграем.
(Проводится игра «Весёлый жезл»)
Воспитатель: Уважаемый знак, скажи нам, кто так зло подшутил?
Дорожный знак: Я не знаю. Только «оно» как прыгнет, как схватит и … бежать.
Воспитатель: Интересно, кто тут чудит? (входит Бука-Злюка)
Бука-Злюка: Ха – ха – ха! Ну, как я тут всё запутала? Там знаки заколдовала, тут светофор украла! А в результате аварии и беспорядки! Сколько мальчиков и девочек попало в больницу! Смех, да и только! Прямо животики надорвёшь! Ха – ха – ха!
Дядя Стёпа: Так это твоих рук дело? Ты кто такая?
Бука-Злюка: Я – Бука-Злюка! Я злая, вредная. Я люблю делать всякие пакости всем назло! Ха – ха – ха!
Дядя Стёпа: Ах, так? Но мы с ребятами этого, ни за что не допустим! Правда?
Бука-Злюка: Ой, не смешите!
Воспитатель: Бука-Злюка, немедленно расколдуй дорожные знаки!!!
Бука-Злюка: Как бы не так! Вы сначала меня развлеките, повеселите, потом и поговорим.
Воспитатель: Развеселить тебя пустяк, станцуйте, дети, «краковяк».
(Дети танцуют «Детский краковяк»)
Дядя Стёпа: Ну, что, Бука-Злюка, расколдуешь знаки?
Бука-Злюка: И не подумаю.
Дядя Стёпа: Ах, так! Вот я тебе сейчас покажу! (свистит в свисток)
Бука-Злюка: Ой – ой – ой, не надо, не надо! Расколдую, если вы мои загадки отгадаете. А их ещё никто не отгадывал, ха – ха – ха!
Воспитатель: Хватит хихикать, давай свои загадки.
Бука-Злюка: Слушайте, ребятки, трудные загадки:
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
Дети: Велосипед.
Бука-Злюка: Отгадали! Рано радуетесь! Сейчас я вам самую трудную загадку загадаю:
Вот стоит на улице
В чёрном сапоге –
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Дети: Светофор.
Бука-Злюка: Опять отгадали! Бедная я, бедная! У – у – у… (плачет)
Воспитатель: Да ты никак плачешь?
Бука-Злюка: Я?! И не подумаю! Слушайте, ребятки, последнюю загадку:
Посмотри, силач, какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
Дети: Регулировщик.
Бука-Злюка: Пропала я, пропала! (Выходят дети дорожные знаки).
Дорожные знаки (поочерёдно): Спасибо вам, ребята, что вы спасли всех нас.
Мы важные знаки,
Дорожные знаки –
На страже порядка стоим.
Воспитатель: Дети, давайте скажем как эти знаки называются и что обозначают? (ответ)
Дорожные знаки:
Знаки мы дорожные
И совсем не сложные.
Ты, дружок, нас уважай,
Правил ты не нарушай!
Бука-Злюка: А мне знаки не почём, поиграю я с мячом. Кто со мной? Выходи скорей на тротуар! Здесь так хорошо, лучше места не сыщешь! (начинает играть с мячом бросает его детям).
Дядя Стёпа: (свистит) Гражданка, вы нарушили правила поведения на улице. Ребята, можно ли играть мячом на тротуаре? Почему? (Ответы). Правильно играть на тротуаре нельзя. Это очень опасно! На улице игра не доводит до добра.
Мальчик:
Гляньте, что за чудеса –
Два подвижных колеса!
Бука-Злюка: Какой хороший мальчик! Смелый, ловкий, настоящий нарушитель! Я таких уважаю! Молодец! Хорошо катаешься!
Мальчик:
Я ещё вот так могу!
Ай, ай, ай моя нога! Помогите!
Дядя Стёпа: Мальчик разве ты не знаешь правил дорожного движения?
Мальчик: Да, знаю, просто во всём виноват этот велосипед!
Воспитатель: Нет, не велосипед, а ты сам. Вот послушай, что тебе скажут дети.
2-ой ребёнок:
Тебе четырнадцати нет –
Запомни правило одно,
По улицам велосипед
Тебе водить запрещено!
Воспитатель: Ездить можно только там, где есть специальный разрешающий знак. Посмотри на него внимательно и запомни.
3-й ребёнок: (со знаком разрешающим велосипедное движение)
Можно ехать мне и Феде
Тут лишь на велосипеде…
Хорошо, что не купили
Мамы нам автомобили.
Бука-Злюка: Не слушай ты их! Пойдём лучше со мной вместе. Со мной не соскучишься.
Мальчик: С вами? И так из-за вас чуть в аварию не попал.
Бука-Злюка: Струсил! Я думала, ты смелый! Хотела с тобой познакомиться поближе, а ты…
Дядя Стёпа: Замолчи, Бука-Злюка, лучше верни нам светофор!
Бука-Злюка: Ой, милые, сил у меня нет, мне бы отдохнуть немного…
Дядя Стёпа: Опять за своё?! (берёт свисток)
Бука-Злюка: Ну ладно, ладно, так уж и быть. А зачем вам светофор? Вы же всё равно не умеете переходить дорогу.
Воспитатель: Вот и неправда! Дети, расскажите Буке-Злюке, что вы знаете про светофор.
Дети (поочерёдно):
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет «Нет!»
Сдержанно и строго.
Жёлтый цвет даёт совет
Подождать немного.
А зелёный свет горит.
«Проходите», – говорит.
Бука-Злюка: Ваши головы забиты настоящей ерундой.
Вы про правила забудьте, вот вам мой совет простой.
Воспитатель: Ну, это уж слишком! Не слушайте её, ребята. Давайте споём песню про светофор.
(Исполняется «Песня о светофоре»)
Бука-Злюка: Я сейчас вас испытаю. Скажите, где находится красный свет светофора?
Дети: Вверху.
Бука-Злюка: Поднимите руки вверх, заодно я проверю, кто из вас не мыл ладошки. А жёлтый сигнал светофора, где расположен?
Дети: В середине.
Бука-Злюка: Согните руки на уровне плеч. (Выполняют). А на какой сигнал можно переходить улицу? (На зелёный). Где он находится? Покажите. (Опускают руки вниз). А сейчас я буду называть сигнал светофора, а вы показывайте, где они расположены.
Бука-Злюка называет цвета, а руками показывает неправильные движения. Например, назвав «жёлтый», поднимают руки вверх и т. д. Дети не должны поддаваться на провокацию.
Дядя Стёпа: Не запутать тебе нас, как не старайся. Дети отлично знаю все сигналы светофора, и мы это ещё раз докажем в игре.
(Проводится игра «Перейти улицу», затем игра «Будь внимательный»)
Воспитатель: Ну что, Бука-Злюка, вернёшь нам светофор?
Бука-Злюка: Так и быть! Ваша взяла! Возвращаю вам светофор. (Отдаёт) А скажите, что это за секрет такой, что вы все мои задания выполнили?
Воспитатель: Секрет простой. Нам помогла дружба. Дружба творит настоящие чудеса!
Бука-Злюка: И я хочу подружиться с вами, я не буду больше делать пакости, возьмите меня к себе.
Воспитатель: Дети, возьмём? (Ответы) Что ж, Бука-Злюка, вставай с нами в дружный хоровод!
(Проводится игра-хоровод «Дружат дети всей земли»)
Воспитатель: Хорошо идти по улице, когда горит зелёный глаз светофора, и смотреть на свой родной город! Самый яркий свет…
Дети: Зелёный!
Воспитатель: Самый добрый свет…
Дети: Зелёный!
Воспитатель: Можно ехать и идти…
Дети: Всем счастливого пути!
(Звучит фонограмма «Вместе весело шагать»)