Цели.
Сопутствующие темы:
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Правописание проверяемых парных согласных в корне слова.
- Правописание окончаний имён прилагательных.
Ход урока
Описание - это тип текста, цель которого состоит в развёрнутом указании признаков предметов и явлений, отображаемых в соответствии с задачей высказывания.
Работа над данным типом текста предусматривает развитии у учеников наблюдательности, умения создавать словесно-зрительные образы.
Беседа по иллюстрации.
Первоначальное ознакомление с иллюстрацией
Иллюстрация сказочного персонажа – Иван-царевич из сказки “Царевна-лягушка”.
- Какой сказочный персонаж изображен на рисунке? (Слайд 3)
- Что у него в руке?
- Что у него за спиной? (Слайд 4)
- Из какой он может быть сказки?
- Почему вы так решили? (Слайд 5) (Лук, стрелы, красивая одежда) – Слайд 6.
Составление текста-описания
1. Какое лицо у Ивана-царевича: доброе, злое, сердитое? Опишите его лицо. (Сосредоточенное, напряженное лицо, взгляд устремлён вдаль, губы плотно сжаты, брови нахмурены, открытое, симпатичное лицо, легкое огорчение, соломенные волосы). (Слайд 8)
2. Почему у Ивана-царевича такое напряженное лицо? Кого он хочет увидеть?
3. Какое настроение у Ивана-царевича? Подбери слова, которые можно отнести к Ивану-царевичу. (Весёлый, сердитый, огорчённый, растерянный, сосредоточенный, напряженный, неунывающий, добрый). (Слайд 9)
4. Ребята, рассмотрите одежду этого героя. Опишите её. (Красная шапка с голубым отворотом, белая рубаха, кафтан, отворот, воротник, кайма, кушак, шаровары, сапоги). (Слайд 10)
5. Какого цвета его одежда?
Значение цветов:
Красный — красивый, прекрасный. Красный цвет “способствует активности, дружелюбию, уверенности. Даёт уверенность в себе, готовность к действию, способствует заявлению о силе и возможностях”.
Желтый — цвет золота. Он символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми. Он означает общительность, любопытство, смелость.
Синий — цвет неба, покоя. Он говорит о скромности человека.
6. Работа над значением слов.
Кафтан — старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Шаровары - широкие штаны, заправляемые в голенища; вообще штаны широкого, свободного покроя.
Кушак - элемент одежды, платок или кусок ткани в виде широкого пояса для обвязки или обмотки верхней одежды
Кайма — полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом, узором.
(Слайды: 11-14)
- Почему художник использовал именно такие цвета? (Сразу видно, Иван-царевич – царский сын. Его одежда нарядная, красивая)
- Нравиться ли вам этот персонаж? Почему?
- Словарная работа. (Слайды 16-18)
Безударные гласные:
Л… гушка
Ж…лтый
Ул…тела
Кр…сивая
На н…гах
С…поги
Син…. Шаровары
Парные согласные:
ша…ка
персона…
взгля…
ска…ка
лу…
ве…ь
Словарная работа. Слова, на правила, которые уч-ся ещё не изучали. Их можно выписать на доску.
сосредоточенный
напряженный
растерянный
выпущенную
вдаль
манжет
Портретное описание сказочного героя
(Слайд 19)
Какой сказочный персонаж изображен на рисунке?
Из какой сказки?
Что он делает? (Его поза)
Какое у него лицо?
Какое у него настроение, какой характер?
Во что он одет? Какого цвета его одежда?
Какие краски использовал художник?
Как вы относитесь к этому персонажу? Нравиться ли он вам?
Примерный текст-описания
На рисунке изображён юноша. Это Иван-царевич из сказки “Царевна-лягушка”. В его руках жёлтый лук, за спиной колчан со стрелами. У Ивана-царевича сосредоточенное, напряженное лицо. Его взгляд устремлён вдаль, губы плотно сжаты, брови нахмурены. Он выглядит немного растерянным. Художник нарисовал его в тот момент, когда он идёт искать выпущенную из лука стрелу. Юноша огорчён, ведь стрела улетела очень далеко.
На Иване-царевиче красная шапка с синим отворотом, он одет в белую вышитую рубашку. На нём красный кафтан с жёлтым отворотом и манжетами, вся одежда отделана каймой. Кафтан подпоясан кушаком. На ногах синие шаровары и сапоги. Сразу видно, Иван-царевич – царский сын. Его одежда нарядная, красивая.
Мне очень понравился этот персонаж. Художник очень верно изобразил Ивана-царевича. Он добрый, неунывающий, уверенный в себе юноша, хотя сейчас сосредоточенный и напряженный.
Литература
Т.Б. Михеева, О.В. Печкурова. Уроки развития речи в 3 классе. Москва. Русское слово. 2005 год.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/vasmer/51362/шаровары
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/252518
http://ru.wiktionary.org/wiki/%EA%F3%F8%E0%EA