Цели:
- ознакомить учащихся с согласными звуками [х] и [ х’], буквами Х и х; учить моделировать букву Х, моделировать слова с данной буквой; научить правильно, плавно и осознанно читать по слогам слова и текст;
- научить отвечать на вопросы, развивая речь, мышление ребенка, выражать свои мысли и чувства, объясняя значение пословиц;
- воспитывать уважение к труду и людям труда, бережное отношение к хлебу, формировать умения работать в группах; контролировать и оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Этап урока |
Содержание |
||||
1. Орг. момент |
Вот книжки на столе, |
||||
2. Определение темы и целей урока |
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, – О чем таком важном мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Отгадайте. – Какой незнакомый звук встретился вам в этом слове? ([х]) – Определите тему урока. – Какие цели мы поставим перед собой? (Познакомиться со звуком и буквой, его обозначающей.) |
||||
3. Изучение нового материла.
Физминутка. «Мельница»
|
– Назовите первый звук в слове «хлеб». – Расскажите об этом звуке по плану (работа в группах по исследовательским листам).
– Сравните свои исследования (презентация). – Назовите парный звук по твердости-мягкости. – Посмотрите на следующее задание, как вы думаете, что вы должны сделать? – Разделите картинки на две группы по услышанным звукам [х], [х'].
– Сравните свои результаты с ответом. – Составьте схему слова «сухари». – Сравните свои результаты. – Что такое сухари? (Высушенный хлеб.) – Какой может быть хлеб? – Хлеб бывает пшеничным и ржаным (показ гербария: рожь, пшеница). – Звуки [х], [х'] на письме обозначаются буквой х (ха). – Сконструируйте ее из «Лего» (работа в группах). – На что она похожа?
– Х – забавная игрушка, – Где мы можем увидеть такую вертушку? («Мельница») – Прочитаем слоги на доске: ха хо ху хе хи ах ох ух ых их – Посмотрите на следующее задание в конвертах (работа в группах). – Прочитайте слово (хором).
– Посмотрите на эти слова. – Прочитайте их (хором). – Что у них общего? – Добавляется слово «хлеб». – У этих слов общая часть и близкое значение. – Как называются такие слова? – Это однокоренные слова. Общая часть – корень. – У русского народа много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте составим рассыпавшиеся пословицы и поговорки из частей (работа в группах).
– Прочитаем пословицы, объясним их значение. – Прочитайте текст (индивидуальные карточки). Чтение «по цепочке». «Хлеб – всему голова», – говорят у нас в народе. Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может. И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб оказался у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача. – Прочитайте, как говорят в народе про хлеб. – Почему так говорят? – А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол? – Сначала землю пашут. Потом в неё бросают зёрна – сеют хлеб. Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен. Колоски жнут и обмолачивают, вытряхивают из них зернышки. Зерно везут на мельницу. Там его растирают в муку – мелют. Муку отвозят в пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны. Хлеб готов! Его везут в магазины. Покупайте и кушайте! – Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. – Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь. – Ребята, как вы бережёте хлеб? – В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был паек в зимние месяцы в блокадном Ленинграде. Людям надо было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа. |
||||
4. Итог урока. |
– А теперь скажи, дружок – Кому было интересно на уроке? – С какими новыми звуками и буквами познакомились? – Расскажите о них кратко. – Что особенно запомнилось? – Оцените свою работу на уроке (выбор: улыбающееся облако, грустное, сердитое). В ходе всего урока при проверке у детей есть эти карточки с облаками. Таким образом, они могут контролировать и оценивать работу. – Послушайте своих товарищей, которые подготовили стихотворения про хлеб.
1. Слава миру на земле! 2. Вот он – хлебушек душистый, 3. Если мы хотим кого-то 4. С караваем соль подносим, – Угощение караваем. |