"Уголовная ответственность несовершеннолетних". Право. 11-й класс, профильный уровень

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 11


Цели урока.

Обучающая.

Знать: об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, может ли жестокость наказания привести к сокращению преступности

Уметь: работать с текстом источника, делать выводы. Решать практические правовые задачи.

Развивающая: обучать учащихся приемам сравнения, умению анализировать материал параграфа, делать выводы и объяснять цели наказания для несовершеннолетних

Воспитательная: воспитывать навыки группового взаимодействия.

Оборудование: блок-модуль для работы на уроке, приложения к блок-модулю.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии и методы обучения: модульное обучение, уровневая дифференциация, проблемный метод.

Ход урока

(Технологическая карта)

Этапы урока

Наим-е
этапа, метод

Содержание урока

Краткое содержание деят-ти учащихся на данном этапе

Планируемый результат деят-ти этапа урока

Краткое содержание деят-ти учителя на уроке

Задачи

1 этап Организация на уроке.

Вступительная эвристическая беседа

Здравствуйте, уважаемые ребята и гости! Сегодня на уроке мы продолжаем изучение вопросов права, касающихся темы “Уголовное право”.

Давайте составим ассоциативный ряд со словосочетанием “Уголовная ответственность”:

  • …………………….
  • …………………….
  • ……………...........
Первоначальное осмысление темы урока Выявление уровня исходных знаний

 

Подготовка к первичному восприятию Проводит вводную беседу, проверяет наличие модулей у учащихся Заинт. учащихся темой и содержанием урока.
Сообщение темы урока, постановка целей Тема урока “Уголовная ответственность несовершеннолетних”

У вас в модуле имеется УЭ-0. Интегрированная цель.

Определите цель1 уровня, 2 уровня, 3 уровня. (Ученики называют).

Интегрир. цель

Знать: об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.

Уметь: сравнивать виды наказания на общем основании и виды наказания, применяемые к несовершеннолетним, работать с правовыми задачами.

Ставят трехуровневую цель урока.

Знакомятся с планом работы.

Повышение уровня учебной мотивации, развитие самооценки. Умеют выбирать уровень изучения информации урока в соответствии с потребностями.

Получают целостное представление о структуре урока.

Организует беседу по постановке целей, знакомит с планом урока. Создание условий для формирования самооценки возможностей, навыков планирования своей деятельности.

 

2 этап   У вас на парте имеются модули урока. Найдите учебный элемент № 2. Определитесь с выбором количеством выполняемых заданий.

Выполнение парной самост. работы.

Работа в парах постоянного состава.

Ребята, кому нужна консультация, поднимайте руку.

1 уровень. Прочитайте информацию на странице 198-199. промаркируйте текст, используя условные обозначения:

- “V” - уже знал

- “+” - новое

- “ - ” - думал иначе

- “?” - не понял, есть вопросы

В тетрадях выполнить следующие задания:

1. Составить схему видов наказания несовершеннолетних

2. Составить классификацию мер воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним.

3. Составить сравнительный анализ видов наказания на общем основании и видов наказания, применяемые к несовершеннолетним.

Записывают характерные особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, маркируют текст Умеют представлять информацию в виде схемы и классификации.

Обсуждение вопросов, которые возникли при работе с текстом учебника.

Консультирует отдельных учеников. Создание условий для быстрого запоминания и воспроизведения изучаемого материала
Взаимоконтроль в парах постоянного состава Проверка выполнения работы.

Виды наказания несовершен-
нолетних:

1) штраф,

2) лишение права заниматься определённой деятельностью,

3) обязательные работы,

4) исправительные работы.

5) арест (до 4 месяцев)

6) лишение свободы (не свыше 10 лет) – отбывается в воспитательных колониях.

Меры воспитательного характера, применяемые к несовершен-
нолетнему:

1) предупреждение,

2) передача под надзор родителей или специализированного государственного органа,

3) возложение обязанности загладить причинённый вред,

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению.

Сравнительный анализ видов наказания на общем основании и видов наказания, применяемые к несовершен-
нолетним:

1) суд вместо лишения свободы может направить в специальное учебно-воспитательное учреждение;

2) сокращены сроки условно-досрочного освобождения от лишения свободы;

3) сроки давности преступления и приговора сокращаются вдвое.

Проверяют соответствие выполнения заданий относительно образца. Учащиеся умеют контролировать уровень выполнения задания. Контролирует проверку задания Проверить уровень усвоения теоретического материала и скорректировать знания учащихся по теме.
Закрепление знаний и способов действий Задания II уровня.

Задание 1

Проранжировать предложенные положения о целях наказаний для несовершен-
нолетних и свой ответ аргументировать.

Наказание применяется:

А. С целью возмездия за преступление;

Б. С целью восстановления социальной справедливости;

В. В целях исправления осужденного;

Г. С целью предупреждения новых преступлений.

Задание 2.

Чем объясняется смягчение во многом ответственности, которое предусмотрено в отношении несовершеннолетних правонарушителей?

Задания III уровня:

Задание 1.

Выскажи аргументированно свою точку зрения по данной проблеме: “Можно ли исправить преступника?”

Первая точка зрения.

Воспитание человека осуществляется в основном в детстве, исправить преступника уже нельзя. Изоляция преступников, причём на как можно более длительные сроки – единственное, что может спасти общество.

Вторая точка зрения.

Сознание человека – это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, её воспитание идёт всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

Задание 2.

Вы – участник всемирного конгресса криминологов. большинство специалистов стали доказывать, что преступниками становятся “по-наследству”, т.е. те, кто от родителей унаследовал тягу к совершению преступлений. А вам известен случай, когда в хорошей семье родились братья-близнецы. Один стал преступником, а другой – прокурором.

Как бы вы использовали этот факт в своём выступлении на конгрессе?

Выполняют уровневые задания. Умеют выполнять задания в соответствии с выбранным уровнем. Контролирует уровень выполнения задания Создание условий для продвижения учащихся в зону ближайшего развития.

Проверить уровень усвоения учебного материала, определить характер домашнего задания.

 

Эвристическая беседа Беседа с учащимися по заданиям II и III уровня.

Прочитать ситуации в Приложении № 2 и из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность.

Сделать выводы по алгоритму и записать в тетрадях:

- Уголовная ответственность наступает за совершение любого правонарушения?

- Между какими субъектами возникает это правонарушение?

- В чём заключается по своему характеру уголовная ответственность?

Отвечают на вопросы учителя в соответствие с уровнем знаний и умений, объясняют понятия изучаемого материала. Ученики знают информацию урока, умеют ее объяснять, демонстрируют понимание на примерах. Организует беседу, поясняет материал урока, стимулирует учеников к выполнению заданий повышенного уровня сложности. Изучение материала на высоком уровне сложности, подготовить учеников к выполнению уровневых заданий на уроке и дома
Рейтинговая оценка Во время беседы вы отслеживали уровень активности при помощи жетонов. Посчитайте общее количество и запишите в тетради результаты.

Назовите, кто набрал

20 – 25 баллов – “5”

14 – 19 баллов – “4”

8 – 13 баллов – “3”

Оценивают результаты выполнения задания. Учащиеся умеют оценивать результаты выполнения заданий Контролирует проведение взаимооценки Развитие операции взаимооценки и самооценки у учеников
3 этап Подведение итогов урока Возвращаемся к ассоциативному ряду, составленному в начале урока на доске.

Что нужно добавить в ассоциативный ряд после изучения нового материала?

Анализируют информацию и выбирают правильные утверждения. Знают особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, меры наказания за совершённые преступления. Организует и контролирует выполнение задания.  
4 этап Рефлексия - Чему вы научились на уроке?

- Кого из учеников вы можете поблагодарить за работу на уроке и за что?

Высказывания учащихся о результатах обученности и развития Самоанализ и самооценка своей деятельности Организует беседу Формировать адекватную самооценку деятельности, обучение приёмам самоанализа
5 этап Домашнее задание Домашнее задание.

Цель. Изучить материал в соответствии с уровневой целью.

На оценку “3”:

изучить & 21

На оценку “4 и 5”: выполнить задания с 3-5, на выбор два задания; или стр. 200 – эссе “Мысли мудрых”.

Выбирают домашнее задание в соответствии с уровневой целью Формирование адекватной самооценки уровня знаний и умений Организует беседу Создание условий для продвижения учащихся в зону ближайшего развития

Приложение (дипломы)