Заинтересуй ребенка. Сделай сложное – простым, научи создавать подобное, и дети откроют для себя новый удивительный мир: словосочетаний, оборотов и сравнений.
Цель: закрепить словообразовательные навыки на базе осенней тематики в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов и синонимов.
Задачи:
- закрепить знания о лесных деревьях, их строении;
- уточнить различия между хвойными и лиственными деревьями.
- закрепить употребление имен существительных в ед. ч. в косвенных падежах;
- отработать образование относительных прилагательных;
- закрепить образование сложных прилагательных;
- отработать в речи употребление сложноподчиненных предложений с придаточными причины;
- закрепить умение понимать смысл и отгадывать загадки;
- развивать фонематическое восприятие на звуках живой природы;
- отработать подачу целенаправленной воздушной струи;
- развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление;
- повторить стихи из цикла «Круглый год» С.Я.Маршака.
Предварительная работа:
- Рассматривание деревьев в парке, на участке детского сада.
- Выделение составных частей дерева.
- Узнавание деревьев по листьям, плодам, коре.
- Узнавание и различение грибов по внешнему виду(подосиновик, подберезовик, боровик)
- Наблюдение за изменениями в природе в осенний период.
- Слушание и различение звуков живой природы (изолированно и в музыкальной обработке) «Savvas savva»
- Слушание фрагментов цикла «Времена года» Вивальди, П.И.Чайковского.
- Рассматривание осенних пейзажей И.И.Шишкина, И.С.Остроухова, И.И.Левитана.
- Повторение стихов из цикла «Круглый год» С.Я.Маршака.
Стихи и загадки, созданные личной фантазией будут отмечены *** знаком!
«Закружила осень листопадами,
заблистала хрупкой красотой...
Всё сильней туманы льнут прохладою
к ниве, утомлённой и пустой...»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал под звуки живой природы (на глазах цветные платки)
Логопед: Ребята, что за звуки вы слышите?
Дети: Голоса разных птиц, шум ветра, плеск воды, шелест листьев.
Логопед: Где можно услышать все эти звуки?
Дети: В лесу.
Л.: А вы можете определить время года в этом лесу? Не по звукам, а по ощущениям. Что вы чувствуете?
(Обмахивать детей веером – эффект ветра; опрыскивать из бутылки – эффект дождя; дать вдохнуть аромат еловой ветки – ельник)
Д.: Сильный ветер, дождь – это осенний лес
Задание № 1
Л.: Давайте проверим. А пока вы снимаете платки, которые мешали вам видеть, я загадаю вам загадку.
Пустые поля
Мокнет земля
День убывает
К югу птицы улетают
Когда это бывает? (Осенью)
Л.: Правильно. Вы действительно попали в осенний лес. А какие осенние месяцы вы знаете?
Д.: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Л.: Как эти месяцы назывались раньше, в старину? Почему?
Д.: Сентябрь-рябинник, потому что в это время появляется рябина. Октябрь – листопадник, потому что опадают листья. Ноябрь – зимник, становится холодно, как зимой.
Л.: А знаете ли вы осенние загадки?
(Дети загадывают загадки гостям)
Что за птица? Черная, большая Над землей повисла, Солнце закрывая. Крупными слезами. Эта птица плачет, От нее подальше Мама дочку прячет. Как она примчится, Все вокруг темнеет, Чтобы не промокнуть, Убегу скорее. (Туча) |
Поглядите, поглядите, Потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить Землю с небом хочет сшить? (Дождь) Мы
с утра во двор идем Время года отгадай: |
Гнет к земле деревья, Тучи нагоняет, Пыль с дороги темной Нам в лицо бросает. И в реке, и в море Волны поднимает Кто о нем загадку, Дети, отгадает? (Ветер) |
– Вы такие интересные загадки загадали, что мне захотелось ненадолго превратиться в осень.
(Логопед одевается в осень, звучит музыка Вивальди)
Л.: Вы знаете, что осень бывает разной? (Да) Какой она бывает?
Д.: Ранней, золотой, поздней.
Л.: На какую я похожа? (Объяснения детей) Какие слова можно подобрать, чтобы описать золотую осень?
Задание № 2
Л.: Я вижу ,что вы очень много знаете об осени. Я хочу с вами поиграть. Но для начала нам нужно попасть в осенний лес. Для этого вспомните приметы осени.
(Дети называют символы, выставленные на магнитной доске. Приложение 4)
Л.: Все ли приметы я выставила правильно или где-то допустила ошибки? (Даются дополнительные символы для выбора)
Д.: Осенью многие птицы улетают на юг, а
не вьют гнезда.
– Цветы летом, а ягоды и грибы осенью.
– Зеленые листья весной и летом, а осенью
листопад.
Л.: Из каких слов состоит слово листопад, что оно означает?
Д.: Лист падает, падение листьев.
Л.: А если падает вода, что это будет… (водопад), а если снег упал с небес, то … (снегопад) засыплет лес.
Задание № 3
Л.: Молодцы, но это уже другое время года. А где можно осенью увидеть много падающих листьев?
Д.: Конечно, в лесу.
Логоритмическая физминутка
В лес осенний на прогулку
Приглашают нас пойти
Интересней приключения
Нам ребята, не найти. (Ходьба и маршировка)Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе
Сделаем вот так. (Дети берутся за руки, «идут змейкой»)По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Может быть в лесу осеннем
Мы боровичка найдем. (Дети идут наклоняясь)На носочках осторожно
Перейти мосточек можно.
(Ходьба на носочках)Тише, тише не спешите
Бревнышки не раскатите! (Ходьба в рассыпную, сбор листьев)Листья осенние тихо кружатся, (Звуки дождя, ветра)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Дети танцуют с листьями).
И под ногами шуршат – шелестят,
Будто опять закружиться хотят:
Ш-ш-ш-ш.
Задание № 4
Описание осенних листочков
Л.: Ребята, присмотритесь к своим листочкам. В какие цвета их окрасила осень?
Д.: В красный цвет – красные листья.
– В желтый цвет – желтые листья.
– В оранжевый цвет – оранжевые листья.
Л.: А бывают разноцветные листья? (2-х,3-х цветные)
Д.: Желто-зеленые, желто-красные, красно-оранжевые, оранжево-зеленые.
Задание № 5
Л.: Хотите побыть осенним ветром.
Дуйте на свои листочки, но не надувайте щечки.
Мы листики осенние
На веточках сидим,
А если дунет ветер,
Мы сразу полетим.
(Дети отпускают листья во время выдоха, листья падают)
Л.: У нас получился свой листопад.
Задание № 6
Л.: А откуда появились эти красивые, разноцветные листья?
Д.: Они упали с деревьев.
Л.: «Что ты знаешь о деревьях?
Д.: Есть у них могучий
ствол, (Один
ребенок показывает указкой,
Ветки, веточки и
листья,
другие повторяют хором).
Ветер в кроне их нашел.
А еще канаты – корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону
Воду под землей находят
Л.: А теперь я загадаю вам загадки и посмотрю, сможете ли вы узнать деревья в моем осеннем лесу. (Подвести детей к шторе на которой приколоты изображения деревьев. Приложение 5)
Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза) Ведь
до поздней осени ***Ну не дерево, а диво Что же это за девица? |
Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит. (Осина) Бусы
красные висят, Чей пух по городу летает? У меня длинней иголки, чем у елки. |
Л.: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Д.: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах. (Дать ощутить запах еловой ветки)
Л.: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом. (Елка) А остальные деревья, как можно назвать?
Д.: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!
Задание № 7
Л.: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу. Слушайте, внимательно, стишок и подсказывайте, где мы с вами гуляем (показ изображений деревьев). Все помнят, что роща – это место в лесу, где растут лиственные деревья одного вида.
***В роще (березовой, дубовой) мы отдыхали,
В роще (дубовой, еловой) в канаву упали,
В роще (сосновой, осиновой) на шишку уселись,
В роще (еловой, сосновой) от пуза наелись,
В роще (осиновой, березовой) было тоскливо,
Весело было весь день и красиво (Приложение 5)
Л.: Молодцы, вы смогли узнать все
деревья. Но сможете ли вы подсказать, как назвать
другими словами место, где выросло много дубов –
дубрава;
А много сосен – сосновый бор;
А много елей – ельник, еловый бор;
А много разных деревьев – смешанный лес, чаща.
Задание № 8
– А теперь сделаем зарядку для наших пальчиков:
***Раз два три четыре пять (Сжимать и разжимать кулачки)
Будем листья собирать
Листья березы – березовый лист (Поочередно здороваться всеми пальцами с большим)
Листья рябины – рябиновый лист
Листья осины – осиновый лист
Листики дуба и листики клена,
Прячете что вы? Нам это знакомо? (Разводить от удивления ладони в стороны)
Л.: Давайте посмотрим, что же прячут листья и под каким деревом? (Загадки про грибы, сбор грибов в корзину. Приложение 7)
Коричневой шляпкой В лесу осеннем в сентябре
Приветствую вас. В скучный день дождливый
Я скромный грибок Вырос гриб во всей красе,
Безо всяких прикрас. Важный, горделивый.
Под белой березой Под осиной его дом
Нашел я приют. Шляпа красная на нем
Скажите-ка дети, Многим этот гриб знаком.
Меня, как зовут? (Подберезовик) Как его мы назовем? (Подосиновик)Важный толстый боровик
Вырос у дорожки.
К уважению привык
Гриб на толстой ножке.
Как увидим, что он близко
Трудно мимо нам пройти.
Сразу кланяемся низко –
Белый гриб встал на пути. (Боровик)
Д.: Боровик – так называется,
потому что растет в бору.
Подберезовик – так называется, потому что
растет под березой.
Подосиновик – так называется, потому что
растет под осиной. (Приколоть изображение
грибов к деревьям)
Задание № 9
Итог занятия
Л.: Мы собрали целую корзину грибов, давайте соберем еще и плоды. (На подносе лежат ветки с плодами для выбора. Приложение 6)
Л.: Вот как мы будем это делать – мне нужна сосновая ветка с шишками, потому что у меня сосна.
Д.: Мне нужна дубовая ветка с желудями, потому что у меня дуб.
– Мне нужна березовая ветка с сережками, потому
что у меня береза.
– Мне нужна рябиновая ветка с рябиной, потому что
у меня рябина.
– Мне нужна еловая ветка с шишкой, потому что у
меня ель.
Л.: Мне понравилось быть золотой осенью. А вам понравилась наша прогулка? (Да) За вашу помощь я хочу подарить вам плоды волшебного дерева – берите детки золотые монетки.
(Ребенок, переодетый в костюм ежика выносит волшебное дерево и угощает детей).
– Занятие окончено.