Праздник посвящения в музыканты "Путешествие в мир музыкальных сокровищ"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Срок проведения: Ежегодно 1 октября, в Международный день музыки.

Цель: активизация интереса учащихся к обучению в ДМШ, развитие их творческих и импровизационных навыков, укрепление сценической свободы через метод театрализованной игры.

Задачи: проверка уровня знаний первоклассников по сольфеджио, музыкальной грамоте в форме шуточных музыкальных викторин и театрализованных загадок. Сценическая площадка для дебютного выступления учащихся 1 класса по специальному музыкальному инструменту.

Оборудование: Интерактивная доска с заданиями, макет корабля «Нотного стана», флаг «Скрипичный ключ», карта с музыкально-морским маршрутом, карточки с нотными знаками и другими символами.

Действующие лица: учащиеся 1-3 классов в театральных костюмах.

ХОД ПРАЗДНИКА

СЛАЙД 1.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители и преподаватели! Сегодня – самый любимый и волнительный праздник в ДМШ им. Р.М. Глиэра. Это праздник посвящения первоклассников в музыканты. Назвали мы его «Путешествие в мир музыкальных сокровищ». Во многих школах есть традиция проводить День Гимназиста или День Лицеиста в первые же месяцы учебы. А в нашей школе, чтобы тебя приняли в ряды музыкантов, нужно проучиться целый год, освоить музыкальный инструмент и выступить на своем первом концерте. Сегодня вам осталось преодолеть только шуточные испытания. Покажите же свои музыкальные знания и умения! Готовы?

Первоклассники (хором): Да!

  • Хор младших классов «Весна» (рук. Сканченко ЮА, конц. Шевченко ЕН) – Р.Глиэр, сл. Найденовой «Здравствуй, весна!», В.Шаинский, сл. Танича «Зимняя сказка».

(На сцену выходят Тоника, Доминанта и Субдоминанта)

СЛАЙД 2

Тоника: Я – королева Тоника государства «Ре мажор» и зовут меня «РЕ». Мои помощницы, госпожа Доминанта (V ступень, хранительница ключей диезного королевства) и госпожа Субдоминанта (IV ступень, хранительница ключей бемольного королевства). Как же их зовут?

Первоклассники (хором): Доминанту – «ЛЯ», а Субдоминанту – «СОЛЬ»!

Доминанта: Правильно! Молодцы! Сегодня мы отправимся в путешествие в Мир Музыкальных сокровищ через Море звуков и Океан чувств.

СЛАЙД 3

Придворный Звездочет(выбегает): Подождите меня! Я придворный Звездочет, хранитель вводного тона и помогу вам найти путь по звездам. А вы знаете, как меня зовут в государстве «Ре мажор»?

Первоклассники (хором) Знаем, знаем! «ДО #»!

Тоника:

Нам расскажет музыка
Обо всем на свете:
О белоснежных облаках,
О солнышке, о лете,

Доминанта:

О том, как бурная река
В скалистый берег бьется,
Как смотрят горы свысока,
Дорога лентой вьется,

Субдоминанта:

Как утром гаснут фонари,
Уходят в море корабли,
Как шелестят страницы книг,
Как дорог в жизни каждый миг.

  • Трио – Немцова Алиса, скрипка (класс Заслуженного Работника Культуры Глибка ЗИ), Немцов Тимофей, кларнет (преп. Кузнецов АН), Кондратюк Алена, фортепиано (преп. Мартынова СА) – «Плясовая»

СЛАЙД 4

Тоника: Чтобы стать настоящими музыкантами, вам предстоит проделать долгий и трудный путь. А поможет нам в этом Капитан Ритм и его верный помощник Боцман Мажор (выход Капитана Ритма и Боцмана Мажора).

Капитан Ритм: Здравствуйте, юные музыканты! Я принес корабельную музыкально-морскую карту. Давайте изучим наш предстоящий маршрут.

СЛАЙД 5

Боцман Мажор: Мы начнем свой путь в Море звуков. Пробираясь через Шумовые Рифы и плывя по Течению Мелодии, посетим Остров Нот.

СЛАЙД 6

Доминанта: Затем мы обогнем Мыс Оркестров и бросим якорь на Материке Музыкальных Инструментов.

Субдоминанта: Переждем шторм в Бухте Музыкальной Грамоты и сделаем длительную остановку на Архипелаге Искусств. Завершим путешествие в Океане чувств Клятвой Юных Музыкантов – «глиэровцев».

  • Вокал – Гердт Роман (класс Заслуженного Работника Культуры Сусловой ИВ), конц. Короткова ЕС) – «Моряк сошел на берег»

СЛАЙД 7

Капитан Ритм (обращаясь к первоклассникам):

Все мы с радостью готовы
В музыканты вас принять,
Но попробуйте сначала
Вы загадки разгадать:
Чтобы всюду ноты-точки
Размещались по местам,
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали…

СЛАЙД 8

Первоклассники (хором): …нотный стан!

СЛАЙД 9

Боцман Мажор:

Завитой красивый знак
Не рисуется никак!
Он велик и всемогущ!
Это наш…

СЛАЙД 10

Первоклассники (хором): …скрипичный ключ!

Капитан Ритм: Назовем наш корабль «Нотный стан», поднимем на нем флаг «Скрипичный ключ» и возьмем с собой компас – камертон «ЛЯ».

СЛАЙД 11

Боцман Мажор: Проверим наше снаряжение, нам нужны в путешествии только те вещи, которые вы носите в музыкальную школу: Ноты? Боты? Карандаши? Игрушки? Мячи? Дневник? Спасательный круг? Велосипед? Музыкальные инструменты? Нотные тетради?

(Первоклассники отвечают «Да» или «Нет»)

  • Блок – флейта. Лагутин Михаил(класс Заслуженного Работника культуры Лебедевой ТВ, конц. Мартынова СА)_– Лауперту «Метроном»

Капитан Ритм: Кого же нам взять в музыкальную команду (смотрит в бинокль в зал)? Возьмем только тех, кто умеет себя вести на концерте.

СЛАЙД 12

Пират Тритон (выскакивая из-за кулис): Ребята! Учиться музыке – это такое скучное занятие, лучше откажитесь от него сразу и не отправляйтесь ни в какое путешествие!

Капитан Ритм (возмущаясь): Пират Тритон?! Опять ты здесь! Непорядок на корабле! Я же списал тебя на берег и оставил на необитаемом острове исправлять свое поведение!

Пират Тритон: А я оттуда сбежал! (поет на мотив песни «Мы бандито-ганстерито»): Интервалы, модерато, акколада, нон легато… О, ужас! Вольта, терция, маркато, альтерация, стаккато.. Язык сломаешь! Диссонансы, септаккорды, звукоряды, тетрахорды… Голова кругом! Все смешать, как в винегрете, вам придется это, дети!.. Кошмар! Все учить и быть таланто, знаменито музыканто… Бедные дети! Бегите отсюда!

Тоника: Не слушайте его, первоклассники! Не хотят учиться музыке только лентяи! А вы уже потрудились целый год и многому научились!

  • Ансамбль «Балалаечка» – Пыренков Даниил, Федоров Саша (преп. Михалевская ТП), конц. Борисов Леша, фортепиано (преп. Муровская ИЮ) – В.Моцарт «Аллегро», Д. Кабалевский «Марш»

СЛАЙД 13

Боцман Мажор: Команда, смирно! Перед выходом в рейс вы должны выучить «Семь правил поведения на музыкальном корабле».

Боцман Мажор: Если вы делаете так, как написано в судовом журнале – отвечайте хором «Да!», а если никогда так не поступаете – «Нет!»

Пират Тритон: (шепотом в сторону) А я переделал в судовом журнале самые важные страницы и никому об этом не сказал! Ха! Ха! Ха!

(Боцман Мажор читает и удивляется, а Пират Тритон изображает и кривляется)

Правило ДО:

Телефон ношу с собою
И концерт – не исключенье,
В зале отключать не буду,
Вдруг кто срочно позвонит!
Вы так делаете? (первоклассники отвечают хором: «Нет!»)

Правило РЕ:

Ну и что, что опоздали,
Может «в пробке» мы застряли!
В первый ряд, чтоб лучше видеть,
Не смущаясь, мы пройдем.
Верно? (Первоклассники отвечают хором: «Нет!»)

Правило МИ:

Как же нам пройти на место?
Повернусь спиной к сидящим
И цепляясь за все спинки,
Наступая на все ноги,
Вдоль рядов, как по тоннелям буду я ползти.
Да? (Первоклассники отвечают хором: «Нет!»)

Правило ФА:

В кресло сядем, развалившись,
Вытянем вперед мы ноги,
Отдохнем, ведь так устали,
Пока на концерт бежали…
Точно? (Первоклассники отвечают хором: «Нет!»)

Правило СОЛЬ:

Если нравится мне пьеса,
Я пихну локтем соседа,
Громко выскажу восторги
И жвачку пожую.
Так будет? (Первоклассники отвечают хором: «Нет!»)

Правило ЛЯ:

Удивляюсь, почему же
Все молчат между частями?
Один я аплодисментами
Музыкантов поддержу!
Можно? (Первоклассники отвечают хором: «Нет!»)

Правило СИ:

Не дождавшись окончанья
Выступления артистов,
Сразу брошусь я на выход,
Буду первым в гардеробе,
Заберу свое пальто!
Правильно? (Первоклассники отвечают хором: «Нет!»)

Капитан Ритм: Молодцы, ребята! Вы ответили на все вопросы правильно, успешно прошли испытание и приняты команду музыкального корабля. А теперь пора в путь! (командует в рупор) Отдать швартовые! Поднять паруса! Лево руля! Курс – через Шумовые рифы на Остров нот.

  • Дуэт домристов – Бондарь Глеб, Вериго Михаил(класс Заслуженного Работника Культуры Надопта НГ), конц. Мартынова СА –ч ешская нар.песня «Печь упала»

Тоника:

У музыки звуки особые,
Поющие, ясные, чистые.
Прозрачные, будто хрустальные.
Мелодические, музыкальные.

СЛАЙД 14

Доминанта:

Можно слушать все на свете,
Шорох листьев, дождь и ветер,
Лай собаки на дворе,
Пенье птички на заре,

Субдоминанта:

Шум шагов, ремонт забора,
Мяч в воротах, гул мотора,
Ветка стукнула в окошко,
А в углу играет кошка…

Пират Тритон:

Топают слоны по крыше!
Не хочу такое слышать!!!

Боцман Мажор: Тревога! Слева по курсу Шумовые рифы! На нас надвигается беспорядочное нагромождение разных звуков.

Капитан Ритм: Сломался наш морской компас! Если не различим музыкальные и шумовые звуки, налетим на эти рифы. Помогите, первоклассники!

Боцман Мажор: Если звуки шумовые – громко стучите ногами,

Пират Тритон: А если звуки музыкальные – громко войте «у-у-у!!!», а я вам помогу! (делает все неправильно и наоборот, стараясь запутать всех).

СЛАЙД 15

Капитан Ритм:

Гроза? Поезд? Хор? Будильник?
Рояль? Скрипка? Самовар? Холодильник?
Молоток? Ветерок? Флейтист? Вокалист?

  • Рояль – Реминец Алиса (класс Заслуженного Работника Культуры Тарновской ИА) Косенко «Скерцино»

Боцман Мажор: Впереди по курсу корабля – Остров нот!

Придворный Звездочет: Ребята, а вы знаете, на каком языке говорит музыка? На языке цифр? На языке букв? На языке Азбуки Морзе? На языке компьютерных программ?

Первоклассники: Нет, на языке нот и музыкальных знаков!

СЛАЙД 16

Капитан Ритм (смотрит в бинокль): Сильный шторм раскидал и перепутал все знаки. Давайте разделимся на две группы и сделаем уборку острова : музыкальные знаки соберем в одну сторону, а немузыкальные – в другую.

Боцман Мажор (докладывает): Капитан! Все знаки собраны правильно.

Капитан Ритм: Молодцы, первоклассники! Так держать!

Пират Тритон: Эх! Как бы мне хотелось, чтобы вы не справились и застряли на этом Острове нот надолго! Ну, ничего – ничего, впереди еще очень много других «подводных камней» в морской музыкальной пучине!

  • Цимбалы – Сергеева Настя (класс преп. Костроминой Л.Б., конц. Никитченко И.В.) – белорусский народный танец «Янка»

Боцман Мажор: Мы огибаем Мыс оркестров и приближаемся к Материку музыкальных инструментов.

Капитан Ритм: Сделаем следующую остановку здесь и пополним запасы наших знаний для дальнейшего плавания.

СЛАЙД 17

Пират Тритон:

Кто невежливый такой повернулся к нам спиной?
Стал размахивать руками прямо в зале перед нами?
Не приучен он к порядку! Видно, делает зарядку!
С ним звучит оркестр и хор… Кто же это?

Первоклассники (хором) Дирижер!

СЛАЙД 18

Тоника: Юные музыканты! Скажите, почему оркестры имеют разные названия – струнный, духовой, народный, симфонический? (Первоклассники отвечают с места, по очереди поднимая руку)

Доминанта: А теперь мы устроим соревнование с родителями. Кто больше назовет музыкальных инструментов – юные музыканты или их родители? Начали!

  • Аккордеон – Бондарь Денис (преп. Давыдова Г.И.) – русская нар.песня «Калинка»

СЛАЙД 19

Тоника: Испытание следующее: без чего не получится музыка?

Первоклассники: – Без нот….без музыкальных инструментов…без сцены… без композитора… без музыкантов – исполнителей…

Тоника: Кто на виолончели играет?
Первоклассники (хором): Виолончелист!
– А на саксофоне?
– Саксофонист!
– На гитаре?
– Гитарист!
– А на рояле?
– Пианист!
– На флейте?
– Флейтист!

СЛАЙД 20

Пират Тритон: А моя загадка еще сложнее! Найдите в группе музыкальных инструментов лишнее слово: Баян, чемодан, аккордеон, домра, балалайка Скрипка, скрепка, труба, саксофон, микрофон Барабан, тарелки, ложки, поварешки, литавры

СЛАЙД 21

Боцман Мажор: Наш музыкальный корабль прибыл в Бухту музыкальной грамоты. А ну-ка, назовите имена всех ступеней государства Ре мажор (I – Тоника, II – Вводная верхняя, III – Медианта, IV – Субдоминанта, V–Доминанта, VI – Субмедианта, VII – Вводная нижняя)

СЛАЙД 22

Звездочет: Сейчас проверим, чисто ли вы поете ноты.

(Первоклассники исполняют «Осеннюю гамму» и, кружась по залу, раскидывают осенние листочки-нотки, запевает Звездочет):

Пусто ласточки гнездо – ДО-ДО-ДО
Осенины на дворе – РЕ-РЕ-РЕ
Плачет ветер за дверьми – МИ-МИ-МИ
Дождики тиха строфа – ФА-ФА-ФА
У него своя есть роль – СОЛЬ-СОЛЬ-СОЛЬ
Затихает вся земля – ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ
Дождик скуку унеси – СИ-СИ-СИ
Пусто ласточки гнездо – ДО-ДО-ДО

Боцман Мажор: Наша музыкальная команда отлично поет! Так держать!

Капитан Ритм: Значит, мы можем двигаться в путь дальше. Следующая остановка – Архипелаг искусств

  • Трио виолончелистов – Гончаровы Илья и Настя, Шатравкин Женя (класс пр. Данченко ИВ, конц. Вышемирская СД) – Доброхотов «Марш»

СЛАЙД 23

Тоника: Расцвел на Архипелаге Искусств роскошный цветок из семи лепестков и назвали его Цветик-Семицветик.

СЛАЙД 24

Субдоминанта: Давайте поделимся на две группы. Одна будет складывать семь лепестков музыки, а вторая – семь лепестков других видов искусств. Посмотрим, у кого получится быстрее?

СЛАЙД 25 Музыка (соната. опера, балет, симфония, менуэт, этюд, песня).

СЛАЙД 26 Другие виды искусств (пейзаж, портрет, трагедия, комедия, стихи, дворец, сказка)

  • Ритмо-пластический этюд – гр.уч-ся 1 класса (преп. Галямова НН, конц. Вышемирская СД) – С.Прокофьев «Тарантелла»

Капитан Ритм: Вот и окончен наш путь. Вы проявили упорство и настойчивость, прошли через все сложные испытания и уже смело плывете в Океане музыкальных чувств.

Королева Тоника: Поэтому мы принимаем вас в почетные ряды музыкантов, носите это звание с честью, много и упорно занимайтесь.

Боцман Мажор: Тогда ваш музыкальный корабль не сядет на мель и вы достигнете больших успехов. Попутного вам ветра и семь диезов под килем!

СЛАЙД 27

Доминанта: Наступает торжественный момент – первоклассники будут произносить Клятву Юных Музыкантов. Прошу всех встать! Всем сердцем музыку любить – КЛЯНЕМСЯ! Без фальши. Искренно дружить – КЛЯНЕМСЯ! Свой инструмент беречь, хранить – КЛЯНЕМСЯ! Учителей не подводить – КЛЯНЕМСЯ! Не бегать в школе, в коридорах не кричать – КЛЯНЕМСЯ! В библиотеку ноты вовремя сдавать – КЛЯНЕМСЯ! Уроков никогда не пропускать – КЛЯНЕМСЯ! Учиться на «4» и на «5» – КЛЯНЕМСЯ!

Капитан Ритм, боцман Мажор, Пират Тритон (хором): Мы желаем вам стараться и не выбыть с полпути, И в таком же вот составе всем до выпуска дойти!

Тоника, Доминанта, Субдоминанта и Звездочет (хором): Пусть гармония всегда царит в вашей жизни и только радостная музыка звучит в ваших сердцах! Поздравляем и желаем творческих успехов!

  • Ансмбль ударных инструментов «Маримба» – Васильева Маша, Соколова Аня, Захарова Даша (преп. Кухарчук ВН), конц. Фуфаева Надя, фортепиано (преп. Ридель ИА) – Рамо «Тамбурин», Грибоедов «Вальс»

СЛАЙД 28

Финал праздника: Подарки первоклассникам (нотные тетради и сладкие призы), общая фотография на память.

Литература:

1. Бугаева З. Веселые уроки музыки в школе и дома – М., 2003
2. Виноградова Занимательная теория музыки – М. 1998
3. Мельникова Димин сон или как исправить двойку по сольфеджио – М., 2000
4. Савина Е. Театральные ступеньки – М., 2000
5. Тютюнникова Т. Под солнечным парусом – СПБ, 2008