Современное общество нуждается в активной, инициативной, творческой личности, умеющей мыслить неординарно, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Учителю начальных классов необходимо не только сформировать ключевые компетенции учеников, но и научить творчески пользоваться ими, формируя значимые личностные качества, необходимые для жизнедеятельности. В связи с этим вопросы активизации учения младших школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В настоящее время основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, суть которых заключается в способности взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком), т.е. интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учеников, учеников друг с другом.
Эффективно реализовать возможности интерактивного обучения литературному чтению в начальной школе помогает игра, в частности интеллектуально-познавательная, проводимая в нестандартных формах (викторина, путешествие, сказка и др.) в урочное или внеурочное время с использованием занимательного дидактического материала и средств мультимедиа. В отличие от многих традиционных приемов обучения она позволяет осуществлять межпредметную связь, интегрировать материал, больше ориентируется на формирование интереса к изучаемому предмету, способствует повышению учебной мотивации, развитию кругозора, коммуникативных умений, учит детей работать в команде, придерживаясь установленных правил сотрудничества. Младшие школьники в увлекательной форме могут закрепить, повторить и обобщить полученные на уроках знания.
В данной статье приведен один из возможных вариантов организации интерактивного обучения младших школьников литературному чтению; представлена методическая разработка интеллектуально-познавательной игры-викторины “Удивительный мир зарубежной сказки” для учащихся третьего класса с использованием средств мультимедиа. Приложение содержит необходимый для проведения игры дидактический материал (презентация, содержащая вопросы и задания, фотографии, иллюстрации, аудиоматериалы; список литературы для самостоятельного чтения, образцы дипломов). Работа направлена на повторение учебного материала (зарубежные сказки и их авторы), проверку усвоения знаний, полученных в ходе самостоятельной работы, а также получение новой познавательной информации в ходе совместной деятельности учеников.
Интеллектуально-познавательная игра-викторина
“Удивительный мир зарубежной сказки”
(3 класс, “Школа 2100”, Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева “В одном счастливом детстве”)
Цель: повторить и обобщить изученный на уроках литературного чтения материал, посвященный жизни и творчеству зарубежных сказочников, углубить свои знания о написанных им произведениях посредством самостоятельного чтения.
Задачи: формировать интерес к литературе, любовь к родному слову; развивать речь, мышление, память; воспитывать положительные качества личности.
Оборудование: презентация (Приложение 1), список литературы для самостоятельного чтения (Приложение 2), дипломы (Приложение 3).
Подготовительная работа:
1) заранее познакомить учащихся с перечнем произведений для самостоятельного чтения по теме мероприятия;
2) подготовить презентацию (вопросы и задания), дипломы и призы;
3) разделить класс на две команды (учащиеся в группах должны выбрать капитана, придумать название команде);
4) организовать рабочие места для каждой команды.
Ход мероприятия
(с использованием презентации (Приложение 1))
- На уроках литературного чтения и самостоятельно во внеурочное время вы знакомились с жизнью и творчеством знаменитых зарубежных авторов-сказочников. Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру-викторину, которая поможет вспомнить этих талантливых людей, их самые лучшие, известные миру произведения, определить имена знатоков их жизни и творчества.
Звучит песня “В мире много сказок”.
В игре принимают участие 2 команды. Представление команд.
- Правила таковы. Игра состоит из 13 туров, в каждом из них предлагаются вопросы и задания. Отвечать командам нужно по очереди. Капитаны руководят группами. За каждый правильный ответ присуждаются баллы. Право отвечать переходит соперникам, если ответ дан неверный. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов. Правила поведения во время игры: не выкрикивать ответы с места, не ссориться, ответы обдумывать совместно.
Тур 1. “ЗНАМЕНИТЫЕ СКАЗОЧНИКИ” (1 балл)
Ответьте на вопросы.
1. Памятник этому знаменитому во всем мире сказочнику, жившему в 17-начале 18 в.в., построен в Париже. Кто это? (Шарль Перро)
2. В какой стране жил Шарль Перро? (Франция)
3. Братья-погодки из Германии, прошедшие свой профессиональный путь от юристов, библиотекарей до академических ученых - создателей новой науки германистики; с юности собирали народные сказки. Именно в их обработке забытые истории узнал мир. Кто это? (Братья Гримм)
4. “Чудак из Копенгагена” - так говорили о сказочнике, подарившем миру лиричные, наполненные поэзией сказки. Кто это? (Ганс Христиан Андерсен)
5. В какой стране можно увидеть памятник Гансу Христиану Андерсену? (Дания)
6. Памятник братьям Гримм сооружен в городе Касселе, где они жили. Назовите имена сказочников. (Якоб, Вильгельм)
7. Назовите фамилию сказочника, памятник которому сооружен в Германии. (Гауф)
8. Назовите имя немецкого сказочника Гауфа. (Вильгельм)
9. Были ли дружны братья Гримм и Ганс Христиан Андерсен? (Да)
10. Кто из сказочников составил “Немецкий словарь”? (Братья Гримм)
11. В Германии есть удивительное место – Байрсброн. Здесь находится музей сказок. Чьим именем и фамилией он назван? (Вильгельм Гауф)
12. Кто иллюстрировал сказки братьев Гримм? (Людвиг Гримм)
Тур 2. СКАЗОЧНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ” (1 балл)
К какой сказке художник нарисовал иллюстрацию? Назовите, кто написал сказку.
- “Красная Шапочка”, Ш.Перро
- “Русалочка”, Г.Х. Андерсен
- “Храбрый Портняжка”, братья Гримм
- “Стоптанные башмачки”, братья Гримм
- “Дюймовочка”, Г.Х. Андерсен
- “Спящая Красавица”, Ш. Перро
- “Кот в сапогах”, Ш. Перро
- “Рапунцель”, братья Гримм
- “Королевич-лягушка, или Железный Генрих”, братья Гримм
- “Ослиная Шкура”, Шарль Перро
- “Снегурочка”, братья Гримм
- “Братец и сестрица”, братья Гримм
Тур 3. “КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО” (2 балла)
Отгадайте название сказки по ключевым словам. Назовите, кто автор сказки.
- Мельник, король, солома, прялка, гном, ребенок. (“Гном-Тихогром” (“Румпельштильцхен”), братья Гримм)
- Старуха, кошки, волшебные туфли, король, финики. (“Маленький Мук”, В. Гауф)
- Торговец, маленькая коробочка вроде табакерки, аисты, сова. (“Калиф-аист”, В. Гауф)
- Принцесса, роза, соловей, музыкальный горшочек, 100 поцелуев. (“Свинопас”, Г.Х. Андерсен)
Тур 4. “УЗНАЮ КНИГУ ПО ОБЛОЖКЕ” (1 балл)
По обложкам книг узнайте названия сказок. Что их объединяет?
1. “Огниво”
2. “Новое платье короля”
3. “Дикие лебеди”
4. “Калоши счастья”
Сказки написал Г.Х. Андерсен.
Тур 5. “ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ФРАГМЕНТ?” (3 балла)
Прочитайте. Отгадайте название сказки по фрагменту из текста. Назовите автора сказки.
1. “…Вот приехали они на поле. Начал отец землю пахать, а сына посадил в свежевзрытую борозду. Отец пашет, а сын по борозде гуляет. Вдруг выходит из-за горы великан.
- Видишь великана? – говорит отец сыну. – Смотри, далеко не уходи, а то увидит тебя великан и унесет с собою.
Так и случилось. Великан сделал два шага и очутился у той самой борозды, по которой гулял мальчик.
Наклонился к нему великан, поднял его осторожно двумя пальцами, осмотрел со всех сторон, потом сунул к себе в карман и ушел…” (Братья Гримм “Молодой великан”)
2. “…Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.
- Пейте на здоровье, тетушка, - сказала добрая девушка.
Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобнее было пить.
Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:
- Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память… Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай! …” (Шарль Перро “Подарки феи”)
Тур 6. “ЧТО ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ?” (5 баллов)
Из какой сказки прочитанный отрывок? Назовите автора сказки. Расскажите, что произошло
дальше.
1. “… И вдруг раздалось чудесное пение. Это пел живой соловей. Он сидел за окном на ветке; он прослышал про болезнь императора и прилетел утешить и ободрить его своей песней…” (“Соловей”, Г.Х. Андерсен)
2. “ … Кораблик развернуло три-четыре раза, залило водой до краев и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде… Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну…” (“Стойкий оловянный солдатик”, Г.Х. Андерсен)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Учащиеся выбирают героя зарубежной сказки, слушают его песню, отдыхают. Звучит песня Красной Шапочки или Стойкого оловянного солдатика.
Тур 7. “РАССКАЖИ СКАЗКУ” (5 баллов)
Расположите в правильном порядке события, изображенные на иллюстрациях к сказке
Ш. Перро “Золушка”. (9, 7, 4, 1, 8, 6, 3, 5, 2)
Звучит песня из м/ф “Золушка”, дети в это время выполняют задание.
Тур 8. “УЗНАЙ ГЕРОЯ” (3 балла)
По описанию героя, его речи догадайтесь, о ком идет речь. Из какой сказки этот герой?
Кто написал сказку?
1. “…Он был очень маленький и молчаливый. Когда он родился, то был ростом не больше вашего пальца… Он был очень умен, хотя родители и братья считали его дурачком, поскольку он все время молчал. Но зато он отлично умел слушать собеседника…”. (Мальчик-с-пальчик, Ш.Перро “Мальчик-с-пальчик”)
2. “Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты”. (Снежная королева, Г.Х. Андерсен “Снежная королева”)
3. “…Была она бела, как снег, как кровь, румяна, и такая черноволосая, как черное дерево…”. (Белоснежка, братья Гримм “Белоснежка и 7 гномов”)
4. “… все, кто видел его, не могли смотреть без содрогания. Ребенок родился с пучком волос на голове, который торчал вверх, как пучок сухой травы, никак не хотел приглаживаться и был такой скользкий, как будто его облизала языком корова…”. При этом он обладал “необыкновенным умом” и мог “передавать свой ум всякому, кого он полюбит”. (Чубчик-Рикки, Ш. Перро “Чубчик-Рикки” (“Рикки с хохолком”))
5. “Видно я такой безобразный, что даже собаке противно съесть меня”. (Гадкий утенок, Г.Х.Андерсен “Гадкий утенок”)
6. “… Пощадите! Долго ль, дети, до греха? Вы убьете жениха” (Медведь, братья Гримм “Белоснежка и Краснозорька” (“Беляночка и Розочка”))
Тур 9. “ЧЕЙ ЭТО ПРЕДМЕТ?” (1 балл)
Определите, кому принадлежат предметы.
1. Принцесса (Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”)
2. Ганзель и Гретель (братья Гримм “Пряничный домик” (“Ганзель и Гретель”)
2. Нищий (братья Гримм “Король Дроздобород”)
4. Оле-Лукойе (Г.Х.Андерсен “Оле-Лукойе”)
Тур 10. “ПАМЯТНИКИ ГЕРОЯМ СКАЗОК” (1 балл)
Определите, каким героям поставлены памятники.
1. Золушка (Ш. Перро) - Брюссель, Бельгия
2. Русалочка (Г.Х.Андерсен) - Копенгаген, Дания
3. Бременские музыканты (братья Гримм) - Бремен, Германия
4. Красная Шапочка (Ш. Перро) - Швальм, Германия
Тур 11. “ЧИТАЮ СКАЗКУ – СМОТРЮ…” (2 балла)
Определите по кадру из мультфильма, фильма и диафильма сказку. Что их объединяет?
- “Снежная королева”
- “Гадкий утенок”
- “Дюймовочка”
- “Стойкий оловянный солдатик”
Это экранизации сказок Г.Х. Андерсена.
- “Король Дроздобород”
- “Госпожа Метелица”
- “Храбрый Портняжка”
- “Столик-сам-накройся, золотой осёл и дубинка из мешка”
- “Королевич-лягушка, или Железный Генрих”
- “Братец и сестрица”
Это экранизации сказок братьев Гримм.
- “Мальчик-с-пальчик”
- “Кот в сапогах”
Это экранизации сказок Шарля Перро.
- “Карлик Нос”
- “Калиф-аист”
Это экранизации сказок Вильгельма Гауфа.
- “Дикие лебеди”
- “Русалочка”
Это экранизации сказок Г.Х. Андерсена.
Тур 12. “БЛАГОУХАНИЕ РОЗ…” (1 балл)
В каких зарубежных сказках говорится о розах? Иллюстрации к сказкам помогут ответить на вопрос. (“Спящая Красавица”, “Белоснежка и Краснозорька”, “Подарки феи”, “Снежная королева”, Дюймовочка”, “Свинопас”, “Дикие лебеди, …)
Тур 13. “ДАВАЙТЕ ПОСЧИТАЕМ…” (5 баллов)
Посчитайте, сколько сказок мы вспомнили в ходе викторины. Назовите как можно точнее их общее количество. (38)
Звучит песня “Сказки гуляют по свету”.
Подведение итогов. Награждение (Приложение 3)