Внеклассная работа в 4-м классе с мультимедиа-средствами (на материале викторины, посвященной празднику 8 марта)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


В данной статье приведен один из возможных вариантов организации внеклассной деятельности в начальной школе с использованием средств мультимедиа; представлена методическая разработка интеллектуально-познавательной викторины “Для милых девочек” (4 класс), приуроченная к празднованию 8 Марта. Работа направлена на получение новой познавательной информации в ходе совместной деятельности учеников. Приложение содержит необходимый для проведения игры дидактический материал: презентацию, содержащую вопросы и задания, фотографии, иллюстрации, аудиоматериалы.

Интеллектуально-познавательная викторина

“Для милых девочек” (4 класс)

Цель: развивать познавательный интерес младших школьников, расширять их кругозор.

Оборудование: презентация (Приложение 1).

Подготовительная работа:

1) подготовить презентацию (вопросы и задания), призы;

2) разделить класс на две команды (в группах должны быть девочки и мальчики, которые выберут капитана, придумают название команде);

3) организовать рабочие места для каждой команды.

Ход мероприятия

I. Звучит музыка. Вступительное слово учителя и беседа с учениками о приближающемся весеннем празднике 8 Марта.

II. Поздравления для девочек от мальчиков (чтение стихотворений, поздравительная презентация, игра на музыкальных инструментах, танец, вручение подарков).

III. Викторина с использованием презентации (Приложение 1).

Игра состоит из 13 туров, в каждом из них предлагаются вопросы и задания. Отвечать командам нужно по очереди. Капитаны руководят группами. За каждый правильный ответ присуждаются баллы. Право отвечать переходит соперникам, если ответ дан неверный. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов. Правила поведения во время игры: не выкрикивать ответы с места, не ссориться, ответы обдумывать совместно.

Тур 1. “О, весна без конца и без краю…” (1 балл)

Отгадайте загадки о весне.
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц... (Март)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришёл... (Апрель)

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край –
Нас теплом встречает... (Май)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы... (Скворечник)

Тур 2. “Великие женщины на земле Русской” (1 балл)

Ответьте на вопросы. 1. Княгиня, первая женщина на Руси, принявшая православную веру. Церковь причислила

ее к лику святых. Память ее празднуется 11 июля. (Княгиня Ольга)

2. Благочестивая крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле, исцелившая благоверного князя Петра от проказы и ставшая его женой, княгиней.

Вместе с мужем явила миру образец православной семьи. Скончалась с ним в один день и час 25 июня 1228 года. (Княгиня Феврония Муромская)

3. Смелая, мужественная рязанская женщина, которая из-за любви к близким не побоялась пойти в Орду к самому Бахмету, царю татарскому. Именно она сумела вызволить из плена брата, мужа, сына и весь полон рязанский. (Авдотья Рязаночка)

4. Русская императрица, дочь Петра I и Екатерины I, пришедшая к власти с помощью гвардии. Дала обет “никого не казнить смертью”. Во время ее правления не было вынесено ни одного смертного приговора. После ее правления остались несколько тысяч роскошных платьев. (Елизавета Петровна)

5. Императрица, “немка по рождению, но русская душой”, превратившая Россию в великую державу. Приняла православную веру, в совершенстве овладела русским языком. Просвещение России стало делом ее жизни. (Екатерина II Великая)

6. Княгиня, третья дочь графа Романа Воронцова, преданная сторонница Екатерины II. В 1784 г. стала первым директором Российской академии наук, которая была основана по её ходатайству. Cтала первой женщиной в мире, которая управляла академией наук. (Екатерина Романовна Дашкова)

7. Любимая внучка английской королевы Виктории, русская императрица с чистой душой и любящим сердцем, жена Николая II, мать пятерых детей, разделившая с семьей печальную участь. В 2000 г. с мужем и детьми причислена к лику святых. (Александра Федоровна Романова)

8. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)

9. Общий вопрос. Почитаемые на Руси женщины, которые после казни Иисуса Христа направились к его гробнице, чтобы по иудейскому обычаю омазать тело миром. Они стали первыми свидетелями чудесного воскрешения Спасителя. День их памяти – второе воскресение после Пасхи - считается днем всех женщин. (Жены-мироносицы)

Тур 3. “Поговорим об этикете” (1 балл)

Ответьте на вопросы.

1. Какое обращение к женщине принято в англоязычных странах?

(В англоязычных странах распространены обращения: к незамужней женщине — мисс, замужней — миссис; общее обращение к замужней и незамужней в разговорной речи — мадам).

2. Какое обращение к женщине принято в Германии?

(В Германии раньше были распространены обращения: к незамужней женщине — фройлен, замужней — фрау. Сейчас обращение и к замужней, и к незамужней — мадам).

3. Какое обращение к женщине принято в Испании?

(В Испании распространены обращения: к незамужней женщине — сеньорита, замужней — сеньора).

4. Какое обращение к женщине принято во Франции?

(Во Франции для всех представительниц прекрасного пола введено обращение “мадам”. Ранее существовавшее для незамужних женщин “мадемуазель” считается ныне неприличным).

5. Какое обращение к женщине принято в Польше?

(В Польше распространены обращения: к незамужней женщине — панна, замужней — пани).

6. Какое обращение к женщине принято в России?

(В России не принято использовать обращения. Вместо них используется обращение по имени и отчеству, либо: гражданка, женщина/девушка, мать (грубо); сударыня, барышня, хозяйка (устар.); госпожа (в письме) и др.)

Тур 4. “Легенды о цветах” (1 балл)

Ответьте на вопросы.

1. Какой цветок символизирует безнадёжную самовлюблённость? (Нарцисс)

2. Индейцы называли этот цветок падающей звездой, а древние римляне - просто звездой. Соцветие этого растения на самом деле напоминает яркую звезду. Как этот цветок называют сейчас? (Астра)

3. Поэтическая история этого цветка связана с драматической любовью Жозефины Богарне к императору Наполеону. В скромном платье, единственным украшением которого был букетик этих цветов, Жозефина произвела необыкновенное впечатление на Наполеона. Вскоре состоялась их свадьба. С тех пор, где бы ни находился император, Жозефина получала в день свадьбы букет этих цветков. (Фиалка)

4. В Турции этот цветок называют “тулипа”, что означает “чалма”, “тюрбан”. В Иране, Средней Азии и в Закавказье – “лала, лола, лалэ”. А как этот цветок называют у нас? (Тюльпан)

5. Древние греки дали этому цветку название по имени богини радуги Ириды. В народе его ласково зовут “касатик, петушок, певник, пискульник, косички, радужница”. А как его называют ботаники? (Ирис)

6. В переводе с латинского этот цветок означает “меч”. В народе его зовут “сабля-трава” или “жпажник”. Листья его похожи формой на острый меч, они окружают стебли, на которых несколько цветков с шёлковыми, бархатными, махровыми или блестящими лепестками. Назовите это растение. (Гладиолус)

7. Когда египетская царица Клеопатра устроила пир в честь римского полководца Антония, пол в зале был устлан слоем лепестков толщиной в локоть. Лепестки каких цветов это были? (Роза)

8. Название этого цветка происходит от фамилии француза, который впервые привёз его в Европу три века назад. Дюма-сын в одном из своих романов описал судьбу Маргариты Готье, которая очень любила эти цветы. А Джузеппе Верди написал по мотивам этого романа оперу “Травиата”. О каком цветке идёт речь? (Камелия)

9. В легенде говорится, что богиня Диана убила юного пастуха, который своей игрой на рожке распугал дичь и помешал ей охотиться. Потом она раскаялась и попросила Зевса сделать так, чтобы из крови невинного погибшего юноши вырос прекрасный цветок - в память о нём. Зевс откликнулся на её просьбу. Что это был за цветок? (Гвоздика)

10. Молодой Пан, покровитель лугов и лесов, повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу, нежную вестницу утренней зари, залюбовался её нежной грацией и красотой. Решил Пан заговорить с нимфой, но та испугалась, убежала и превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан плакал возле куста и с тех пор стал печальным, но всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием данного цветка. (Сирень)

Тур 5 . “Что есть в печи, все на стол мечи” (1 балл)

Ответьте на вопросы.

1. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

2. Столовая приправа, имеет славянский корень “жжет”. (Горчица)

3. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

4. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

5. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

6. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

7. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

8. Это восточная сладость. Если верить переводу с турецкого, освежает горло. (Рахат-лукум)

9. На Руси говорили: “ … да … - пища наша”. О чем идет речь? (Щи, каша)

10. “Вызывать аппетит” - так по-французски называется это блюдо. (Рагу)

Тур 6. “Женщина - мать” (10 баллов)

Прочитайте выразительно стихи о маме. Вспомните известные вам колыбельные песни.

Стихотворения рекомендуется читать наизусть, но можно прочесть выразительно с экрана. Колыбельные песни можно пропеть под включенную музыку или в режиме “караоке”.

Тур 7. “Лесная аптека” (1 балл)

Ответьте на вопросы.

1. Какой лесной цветок лечит заболевания сердца? (Ландыш)

2. Какое болотное растение может заменить вату? (Мох сфагнум)

3. Какое растение помогает лечить кожные заболевания, в том числе бородавки? (Чистотел)

4. Сок какого растения останавливает кровотечения? (Крапива)

5. Почему иву называют “другом хирурга”? (При сложных переломах костей прутик ивы вставляют, как стержень, кости хорошо срастаются, а прутик ивы бесследно исчезает).

6. Какие растения можно использовать для заживления ран? (Подорожник, тысячелистник, зверобой, фиалка трехцветная, мать-и-мачеха, дуб, береза)

7. Как оказать помощь при обнаружении клеща, впившегося в тело? (Смазать клеща жиром и через несколько минут снять с кожи).

8. Определите лекарственное растение, встречающееся в лесах Рязанской области. Что оно лечит? (Зверобой, тысячелистник, мята, подорожник, береза, иван-чай, бессмертник)

Тур 8. “Сказочные красавицы” (1 балл)

Узнайте красавицу из сказки.

Красавицы из книг и мультфильмов – Спящая Красавица, Элиза (“Дикие лебеди”, Г.Х. Андерсен), Настенька (“Аленький цветочек”, С. Аксаков), Алёнушка (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”); Василиса Прекрасная, Царевна Несмеяна, Снегурочка, Красная Шапочка, Алиса, Мальвина; Белоснежка, Дюймовочка, Золушка, младшая дочь короля (“Королевич-лягушка”, братья Гримм); Жасмин, Спящая Красавица, Русалочка, Бэль.

Тур 9. “Книга – источник знаний и мудрости” (1 балл)

Закончите русские народные пословицы и поговорки.

Материнское благословение в воде не тонет, в огне не горит.

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

Материнское слово на ветер не молвится.

Ребенок без матери - что стол без скатерти.

Не та мать, которая родила, а та мать, которая вырастила.

Для матери ребенок до ста лет детенок.

Тур 10. “Что к лицу, то и красит” (1 балл)

Определите, в какой стране были в моде такие костюмы. (Россия, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия; Украина, Беларусь; Египет, Древняя Греция, Древний Рим; Индия, Япония)

Тур 11. “Пой, гармонь…” (1 балл)

Узнайте музыкальный инструмент по картинке. (Арфа, гармошка, фортепиано, домра, гармонь)

Узнайте музыкальный инструмент по его звучанию. (Гитара, скрипка, флейта, балалайка)

Тур 12. “Танцуют все…” (1 балл)

Определите по картинкам, какой танец исполняют профессиональные танцоры, как называются народные танцы. (Вальс, гопак, лезгинка, фламенко, янка и юрочка, тарантелла, танго; барыня, перепляс, трепак, гусачок; сиртаки, чечетка (степ), чардаш, картули)

Целесообразно ответы на вопросы сопровождать прослушиванием танцевальной музыки или просмотром фрагментов танцев на видео. Можно предложить детям исполнить известные танцы самостоятельно.

Тур 13. “Лейся песня на просторе…” (5 баллов)

Учащиеся поют песни о мамах, девочках под музыку по памяти или в режиме “караоке”: “Мама и дочка”, “Самая счастливая”, “Песенка мамонтенка”, “Наши мамы самые красивые”, “Мама – первое слово” и др.

Подведение итогов. Вручение призов.