Пояснительная записка.
В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности. Оно имеет ряд особенностей, способствующих эстетическому развитию обучающихся, благодаря своей коллективной природе и качеству музыкального "инструмента" - голоса. Коллективность выступает как главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с детства - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, а значит, здоровья ребенка.
Данная дополнительная образовательная программа вокально-хоровой студии является модифицированным вариантом типовой программы для детских хоровых и вокальных коллективов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Она направлена на формирование целостного отношения к музыке как виду искусства, на комплексное развитие личности и творческое самовыражение обучающихся. Программа предусматривает непрерывность и преемственность обучения и воспитания (от 7-18 лет), сочетания разнообразных форм деятельности, воспитательных и образовательных мероприятий, логическое использование традиционного и современного музыкального материала, инновационных и здоровье сберегающих технологий. Программа отличается демократичностью (работа со всеми желающими), а также дифференцированностью музыкального образования (углубленная работа с музыкально одаренными детьми).
Программа очень тесно связана, а также является логическим продолжением школьного курса предмета "Музыка" на всех его этапах обучения, а также прослеживаются связи в образовательных областях предметов литературы, истории, коми языка и литературы (что находит отклик в репертуаре коллективов), физкультуры (т.к. решается задача физического развития обучающихся). После завершения обучения по данной программе выпускники могут продолжить обучение в учебных заведениях музыкального профессионального образования.
Также в основу данной программы положены многие аспекты (принципы и методы вокально-хоровой работы) ведущих музыкантов-хоровиков в области детского хорового исполнительства: В. Попова, Г. Струве, Д. Огороднова, П. Емельянова, Вл. Соколова и др.
Цели и задачи
Целью данной программы является реализация общей цели массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся (согласно "Концепции художественного образования в Российской Федерации").
Задачи специального развития:
- формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-хоровых представлений;
- развитие музыкальной памяти, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкость, полетность, мягкость;
- формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности, певческого дыхания, вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;
- приобретение навыка пения а-капелла, многоголосного пения;
- владение техникой современного исполнительства, сольного и ансамблевого вокального музицирования;
- укрепление здоровья обучающихся путем применения здоровье сберегающих технологий.
Задачи формирования личностных качеств:
- воспитание чувств коллективизма, ответственности, дисциплинированности, потребность и готовность к эстетической деятельности;
- развитие творческой инициативы, коммуникативных способностей, элементов самоуправления;
- воспитание интереса и любви к национальной музыке, привитие художественного вкуса;
- реализация творческих возможностей музыкально одаренных детей на основе коллективного и сольного вокального музицирования;
- расширение музыкального кругозора обучающихся;
- профилактическая работа асоциального поведения обучающихся.
Характеристика программы
Тип - дополнительная образовательная программа;
Вид - модифицированная;
Направленность - художественно-эстетическая;
- По цели обучения - развивающая художественную одаренность;
- По масштабу действия - учрежденческая;
- По возрастному признаку - разновозрастная;
- По уровню освоения - общекультурная;
Вокальная студия организуется при средней общеобразовательной школе или Доме детского творчества для детей начальной и средней школы. Возраст обучающихся от 7 до 18 лет.
Комплектование проходит по возрастному признаку и уровню подготовленности учащихся.
Занятия в вокальной студии являются более углубленным и расширенным продолжением работы, начатой в хоровом коллективе. Данный принцип студийности предполагает:
- наличие 3-х ступеней обучения и преемственность между ними;
- сочетание учебной, исполнительской и воспитательной работы с вокалистами;
- активная концертная деятельность;
- вокально-хоровой отряд в летний период (на базе детской оздоровительной площадки), участие в профильных оздоровительных лагерях.
Обучение предполагает 3-х ступенчатую систему:
Ступень | Группа | Возраст обучающихся | Количество обучающихся | Продолжительность обучения на данной ступени |
I ступень | младшая | 7-11 лет | 13-15 | от 1-4 лет |
II ступень | средняя | 11-14 лет | 13-15 | от 1-3 лет |
III ступень | старшая | 14-18 лет | 10-15 | от 1-4 лет |
Режим занятий:
- младшая группа | - 3 часа в неделю (по 40 мин.) всего 96 часов в год |
- средняя группа | - 3 часа в неделю (по 40 мин.) всего 96 часов в год |
- старшая группа | - 5 часов в неделю (2 раза по 40 мин) всего 160 часов в год. |
Приложение 1. I ступень (учебно-тематический план, содержание программы, программные требования к уровню подготовки, примерный репертуар, этапы педагогического контроля).
Приложение 2. II ступень (учебно-тематический план, содержание программы, программные требования к уровню подготовки, примерный репертуар, этапы педагогического контроля).
Приложение 3. III ступень (учебно-тематический план, содержание программы, программные требования к уровню подготовки, примерный репертуар, этапы педагогического контроля).
Вокальные занятия проводятся на базе оборудованного кабинета музыки. Для занятий в кабинете имеется музыкальная аудио и видео аппаратура (музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, видеомагнитофон, микрофоны), музыкальный инструментарий (фортепиано, детские музыкальные инструменты, синтезаторы). Концертные и репетиционные занятия проводятся на сцене.
Помещение для занятий регулярно проветривается, проводится влажная уборка, соблюдается температурный режим (согласно "СанПин 2.4.4.1251-03" от 1.04.03). Обучающиеся ознакомлены с памятками о санитарно-гигиенических правилах во время занятий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- владеть необходимым запасом специфических вокально-хоровых навыков согласно содержанию программы;
- вовлечение значительного числа учащихся желающих заниматься данным видом музыкальной деятельности, приобщение их к духовным ценностям, получение практических навыков для самостоятельного музицирования;
- укрепление вокально-хорового коллектива как творческой единицы для участия в последующей концертной деятельности на местном, районном и республиканском уровнях;
- просветительская деятельность коллективов в сельском социуме (пропаганда музыкального искусства, освещение творческой деятельности в СМИ, благотворительная концертная деятельность);
- участие в профильных лагерях и тематических сменах с целью развития творческого потенциала и оздоровления обучающихся;
- создание условий для получения дальнейшего музыкального образования выпускников, желающих поступить в соответствующие учебные заведения;
- предполагаемая модель выпускника: проявление высокой эстетической и музыкально-певческой культуры, умение применять полученные знания, умения и навыки на практике, расширенный музыкальный кругозор.
Итоги обучения предполагается подвести в разнообразных формах:
- творческий отчет (сольный концерт коллективов) - публичный показ достигнутых результатов в вокально-хоровой деятельности;
- выставка-демонстрация творческих работ обучающихся (художественных, литературных...), фото летописи коллектива.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Курс обучения вокальному пению опирается на следующие принципы:
- систематичность;
- преемственность между вокальными группами;
- демократичность (занятия со всеми желающими музицировать независимо от условия развития музыкальных способностей) и дифференцированность (занятия с музыкально-одаренными детьми);
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип комплексного способа воздействия на личность ребенка (применение различных видов и форм музыкальной деятельности на вокальных занятиях);
- принцип связи исполнительской деятельности детей с окружающей жизнью с учетом применения новейших технологий и разработок в области музыкального воспитания.
В работе предполагается использование разнообразных методов и приемов как традиционных (словесные, наглядные, практические ...), так и новаторских (разнообразные "модели" занятий, применение здоровьесберегающих технологий, мониторинг и диагностика способностей, цифровых компьютерных технологий, система нетрадиционных творческих заданий, тренинги, практикумы и т.д.).
Формы занятий:
- общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
- групповые (ведется практическая работа над хоровыми партиями);
- по подгруппам (ведется практическая работа над упражнениями, репертуаром);
- индивидуальные (ведется работа с солистами);
- сводные занятия (ведется репетиционная работа в концертном варианте над репертуаром, программой, обсуждаются организационные моменты).
Примерная структура вокального занятия:
- организационное начало - установка на занятие, постановка задач (3 мин);
- распевания (5-10 мин);
- работа над формированием вокально-хоровых навыков, пение учебно-тренировочного материала для постановки голоса (5 мин);
- работа над песенным материалом, репертуаром (25 мин);
- заключение, итог (2 мин).
Особенностью работы с данными вокальными коллективами является обучение пению без знания детьми нотной грамоты, опираясь на слуховое восприятие. Поэтому для эффективности работы широко используются следующие приемы:
- графическое изображение мелодии и ритма;
- многофункциональность дирижерского жеста;
- опора на интонационную природу звука;
- художественно-синкретический метод практики и другие.
Подбор репертуара происходит с учетом следующих аспектов:
- художественная ценность произведения;
- воспитательное значение;
- возрастные и певческие возможности коллектива;
- разнообразие жанровой и музыкальной стилистики, связь с современными эстрадными направлениями;
- логика компановки концертных выступлений.
Концертные репетиционные занятия проводятся на сцене. С участниками студии предусмотрены занятия по сценическому движению с хореографом. Ведется планомерная работа с солистами и ансамблем. В начале года планируется концертная деятельность коллектива, участие в мероприятиях, в конце года - отчетный показ работы перед публикой. На различных ступенях обучения проводятся "срезы" музыкальных навыков, диагностика способностей. Каждое музыкальное произведение режиссируется, продумывается исполнительский план. Каждая программа также режиссируется с учетом восприятия ее слушателями, имеет тему и должна быть динамичной, яркой, разнообразной, со своей кульминацией, продуманным финалом. Занятия проходят живо, интересно, эмоционально, сменяя различные виды деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музицирование, творческие задания).
Предусматривается моделирование и пошив концертных костюмов для участников.
Наряду с образовательной программой в вокальных группах реализуется и воспитательная программа: экскурсионные поездки, тематические вечера, беседы, творческие встречи, коллективное посещение театральных спектаклей, туристические походы, оформляются фотоальбомы и накапливается видеоматериал о деятельности коллектива.
По желанию участники вокальной студии посещают дополнительные занятия по хореографии, театральный кружок, осваивают игру на музыкальных инструментах (фортепиано, баян, гитара).
Деятельность вокальной студии тесно связано с работой детского хорового коллектива, а также с различными учреждениями культуры и образования.
Репертуарные сборники.
- "Антология советской детской песни" (вып. 3,4 "Москва", 1989 г.)
- Бандина А., Попов В. "Школа хорового пения". "Москва", 1981 г.
- Гомонова Е. "Веселые картинки". "Москва", 2000 г.
- Дубравин Я. "Страна детства". "Советский композитор", 1987 г.
- Крылатов Е. "Прекрасное далеко". "Советский композитор", 1988 г.
- "Музыка моего народа", Сыктывкар, 1981 г.
- Поплянова Е. "Игровые каноны". М. "Владос", 2002 г.
- Поплянова Е. "А мы на уроке играем". М.: "Новая школа", 1994 г.
- "Произведения для детского хора. Хрестоматия". "Москва", 1983 г.
- Песенные сборники "Розовый слон"
- Песенные сборники "Буратино" (вып. 4,5) сост. В. Модель. Л. "Советский композитор", 1989 г.
- "Ошка мошка - радуга", Сыктывкар, 1993 г.
- Струве Г. "Ступеньки музыкальной грамотности". Санкт-Петербург, 1999
- "Хрестоматия русской народной песни", "Москва", 1985 г.
- "Хрестоматия. Музыка в школе. 5-8 класс", "Мирос", 1993 г.
- "Хрестоматия к урокам музыки", М: "Просвещение", 2001 г.
- Чичков Ю. "Избранные песни для детей", "Советский композитор", 1988.
- Шаинский В. "Избранные песни", "Советский композитор", 1987 г.
- "Танцуют дети", Сыктывкар, "Коми книжное издательство", 1992 г.
- Е. А. Гомонова. "Музыкальный фейерверк". 2005 г.
- В. Коровицын. "Радуйся солнцу", "Академия развития". 2006 г.
"Рисунки на асфальте"
"Наша школьная страна" М. "Современная
музыка", 2002 г.
Литература для учителя.
- "Музыка в школе"
- "Искусство в школе"
- "Музыкальная палитра" 1986-2012 г.