Дополнительная образовательная программа "Вокальная студия"

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка.

В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности. Оно имеет ряд особенностей, способствующих эстетическому развитию обучающихся, благодаря своей коллективной природе и качеству музыкального "инструмента" - голоса. Коллективность выступает как главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с детства - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, а значит, здоровья ребенка.

Данная дополнительная образовательная программа вокально-хоровой студии является модифицированным вариантом типовой программы для детских хоровых и вокальных коллективов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Она направлена на формирование целостного отношения к музыке как виду искусства, на комплексное развитие личности и творческое самовыражение обучающихся. Программа предусматривает непрерывность и преемственность обучения и воспитания (от 7-18 лет), сочетания разнообразных форм деятельности, воспитательных и образовательных мероприятий, логическое использование традиционного и современного музыкального материала, инновационных и здоровье сберегающих технологий. Программа отличается демократичностью (работа со всеми желающими), а также дифференцированностью музыкального образования (углубленная работа с музыкально одаренными детьми).

Программа очень тесно связана, а также является логическим продолжением школьного курса предмета "Музыка" на всех его этапах обучения, а также прослеживаются связи в образовательных областях предметов литературы, истории, коми языка и литературы (что находит отклик в репертуаре коллективов), физкультуры (т.к. решается задача физического развития обучающихся). После завершения обучения по данной программе выпускники могут продолжить обучение в учебных заведениях музыкального профессионального образования.

Также в основу данной программы положены многие аспекты (принципы и методы вокально-хоровой работы) ведущих музыкантов-хоровиков в области детского хорового исполнительства: В. Попова, Г. Струве, Д. Огороднова, П. Емельянова, Вл. Соколова и др.

Цели и задачи

Целью данной программы является реализация общей цели массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся (согласно "Концепции художественного образования в Российской Федерации").

Задачи специального развития:

  • формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-хоровых представлений;
  • развитие музыкальной памяти, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкость, полетность, мягкость;
  • формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности, певческого дыхания, вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;
  • приобретение навыка пения а-капелла, многоголосного пения;
  • владение техникой современного исполнительства, сольного и ансамблевого вокального музицирования;
  • укрепление здоровья обучающихся путем применения здоровье сберегающих технологий.

Задачи формирования личностных качеств:

  • воспитание чувств коллективизма, ответственности, дисциплинированности, потребность и готовность к эстетической деятельности;
  • развитие творческой инициативы, коммуникативных способностей, элементов самоуправления;
  • воспитание интереса и любви к национальной музыке, привитие художественного вкуса;
  • реализация творческих возможностей музыкально одаренных детей на основе коллективного и сольного вокального музицирования;
  • расширение музыкального кругозора обучающихся;
  • профилактическая работа асоциального поведения обучающихся.

Характеристика программы

Тип - дополнительная образовательная программа;

Вид - модифицированная;

Направленность - художественно-эстетическая;

  • По цели обучения - развивающая художественную одаренность;
  • По масштабу действия - учрежденческая;
  • По возрастному признаку - разновозрастная;
  • По уровню освоения - общекультурная;

Вокальная студия организуется при средней общеобразовательной школе или Доме детского творчества для детей начальной и средней школы. Возраст обучающихся от 7 до 18 лет.

Комплектование проходит по возрастному признаку и уровню подготовленности учащихся.

Занятия в вокальной студии являются более углубленным и расширенным продолжением работы, начатой в хоровом коллективе. Данный принцип студийности предполагает:

  • наличие 3-х ступеней обучения и преемственность между ними;
  • сочетание учебной, исполнительской и воспитательной работы с вокалистами;
  • активная концертная деятельность;
  • вокально-хоровой отряд в летний период (на базе детской оздоровительной площадки), участие в профильных оздоровительных лагерях.

Обучение предполагает 3-х ступенчатую систему:

Ступень Группа Возраст обучающихся Количество обучающихся Продолжительность обучения на данной ступени
I ступень младшая 7-11 лет 13-15 от 1-4 лет
II ступень средняя 11-14 лет 13-15 от 1-3 лет
III ступень старшая 14-18 лет 10-15 от 1-4 лет

Режим занятий:

- младшая группа - 3 часа в неделю (по 40 мин.) всего 96 часов в год
- средняя группа - 3 часа в неделю (по 40 мин.) всего 96 часов в год
- старшая группа - 5 часов в неделю (2 раза по 40 мин) всего 160 часов в год.

Приложение 1. I ступень (учебно-тематический план, содержание программы, программные требования к уровню подготовки, примерный репертуар, этапы педагогического контроля).

Приложение 2. II ступень (учебно-тематический план, содержание программы, программные требования к уровню подготовки, примерный репертуар, этапы педагогического контроля).

Приложение 3. III ступень (учебно-тематический план, содержание программы, программные требования к уровню подготовки, примерный репертуар, этапы педагогического контроля).

Вокальные занятия проводятся на базе оборудованного кабинета музыки. Для занятий в кабинете имеется музыкальная аудио и видео аппаратура (музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, видеомагнитофон, микрофоны), музыкальный инструментарий (фортепиано, детские музыкальные инструменты, синтезаторы). Концертные и репетиционные занятия проводятся на сцене.

Помещение для занятий регулярно проветривается, проводится влажная уборка, соблюдается температурный режим (согласно "СанПин 2.4.4.1251-03" от 1.04.03). Обучающиеся ознакомлены с памятками о санитарно-гигиенических правилах во время занятий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • владеть необходимым запасом специфических вокально-хоровых навыков согласно содержанию программы;
  • вовлечение значительного числа учащихся желающих заниматься данным видом музыкальной деятельности, приобщение их к духовным ценностям, получение практических навыков для самостоятельного музицирования;
  • укрепление вокально-хорового коллектива как творческой единицы для участия в последующей концертной деятельности на местном, районном и республиканском уровнях;
  • просветительская деятельность коллективов в сельском социуме (пропаганда музыкального искусства, освещение творческой деятельности в СМИ, благотворительная концертная деятельность);
  • участие в профильных лагерях и тематических сменах с целью развития творческого потенциала и оздоровления обучающихся;
  • создание условий для получения дальнейшего музыкального образования выпускников, желающих поступить в соответствующие учебные заведения;
  • предполагаемая модель выпускника: проявление высокой эстетической и музыкально-певческой культуры, умение применять полученные знания, умения и навыки на практике, расширенный музыкальный кругозор.

Итоги обучения предполагается подвести в разнообразных формах:

  • творческий отчет (сольный концерт коллективов) - публичный показ достигнутых результатов в вокально-хоровой деятельности;
  • выставка-демонстрация творческих работ обучающихся (художественных, литературных...), фото летописи коллектива.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Курс обучения вокальному пению опирается на следующие принципы:

  • систематичность;
  • преемственность между вокальными группами;
  • демократичность (занятия со всеми желающими музицировать независимо от условия развития музыкальных способностей) и дифференцированность (занятия с музыкально-одаренными детьми);
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип комплексного способа воздействия на личность ребенка (применение различных видов и форм музыкальной деятельности на вокальных занятиях);
  • принцип связи исполнительской деятельности детей с окружающей жизнью с учетом применения новейших технологий и разработок в области музыкального воспитания.

В работе предполагается использование разнообразных методов и приемов как традиционных (словесные, наглядные, практические ...), так и новаторских (разнообразные "модели" занятий, применение здоровьесберегающих технологий, мониторинг и диагностика способностей, цифровых компьютерных технологий, система нетрадиционных творческих заданий, тренинги, практикумы и т.д.).

Формы занятий:

  • общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
  • групповые (ведется практическая работа над хоровыми партиями);
  • по подгруппам (ведется практическая работа над упражнениями, репертуаром);
  • индивидуальные (ведется работа с солистами);
  • сводные занятия (ведется репетиционная работа в концертном варианте над репертуаром, программой, обсуждаются организационные моменты).

Примерная структура вокального занятия:

  • организационное начало - установка на занятие, постановка задач (3 мин);
  • распевания (5-10 мин);
  • работа над формированием вокально-хоровых навыков, пение учебно-тренировочного материала для постановки голоса (5 мин);
  • работа над песенным материалом, репертуаром (25 мин);
  • заключение, итог (2 мин).

Особенностью работы с данными вокальными коллективами является обучение пению без знания детьми нотной грамоты, опираясь на слуховое восприятие. Поэтому для эффективности работы широко используются следующие приемы:

  • графическое изображение мелодии и ритма;
  • многофункциональность дирижерского жеста;
  • опора на интонационную природу звука;
  • художественно-синкретический метод практики и другие.

Подбор репертуара происходит с учетом следующих аспектов:

  • художественная ценность произведения;
  • воспитательное значение;
  • возрастные и певческие возможности коллектива;
  • разнообразие жанровой и музыкальной стилистики, связь с современными эстрадными направлениями;
  • логика компановки концертных выступлений.

Концертные репетиционные занятия проводятся на сцене. С участниками студии предусмотрены занятия по сценическому движению с хореографом. Ведется планомерная работа с солистами и ансамблем. В начале года планируется концертная деятельность коллектива, участие в мероприятиях, в конце года - отчетный показ работы перед публикой. На различных ступенях обучения проводятся "срезы" музыкальных навыков, диагностика способностей. Каждое музыкальное произведение режиссируется, продумывается исполнительский план. Каждая программа также режиссируется с учетом восприятия ее слушателями, имеет тему и должна быть динамичной, яркой, разнообразной, со своей кульминацией, продуманным финалом. Занятия проходят живо, интересно, эмоционально, сменяя различные виды деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музицирование, творческие задания).

Предусматривается моделирование и пошив концертных костюмов для участников.

Наряду с образовательной программой в вокальных группах реализуется и воспитательная программа: экскурсионные поездки, тематические вечера, беседы, творческие встречи, коллективное посещение театральных спектаклей, туристические походы, оформляются фотоальбомы и накапливается видеоматериал о деятельности коллектива.

По желанию участники вокальной студии посещают дополнительные занятия по хореографии, театральный кружок, осваивают игру на музыкальных инструментах (фортепиано, баян, гитара).

Деятельность вокальной студии тесно связано с работой детского хорового коллектива, а также с различными учреждениями культуры и образования.

Репертуарные сборники.

  1. "Антология советской детской песни" (вып. 3,4 "Москва", 1989 г.)
  2. Бандина А., Попов В. "Школа хорового пения". "Москва", 1981 г.
  3. Гомонова Е. "Веселые картинки". "Москва", 2000 г.
  4. Дубравин Я. "Страна детства". "Советский композитор", 1987 г.
  5. Крылатов Е. "Прекрасное далеко". "Советский композитор", 1988 г.
  6. "Музыка моего народа", Сыктывкар, 1981 г.
  7. Поплянова Е. "Игровые каноны". М. "Владос", 2002 г.
  8. Поплянова Е. "А мы на уроке играем". М.: "Новая школа", 1994 г.
  9. "Произведения для детского хора. Хрестоматия". "Москва", 1983 г.
  10. Песенные сборники "Розовый слон"
  11. "Рисунки на асфальте"
    "Наша школьная страна" М. "Современная музыка", 2002 г.

  12. Песенные сборники "Буратино" (вып. 4,5) сост. В. Модель. Л. "Советский композитор", 1989 г.
  13. "Ошка мошка - радуга", Сыктывкар, 1993 г.
  14. Струве Г. "Ступеньки музыкальной грамотности". Санкт-Петербург, 1999
  15. "Хрестоматия русской народной песни", "Москва", 1985 г.
  16. "Хрестоматия. Музыка в школе. 5-8 класс", "Мирос", 1993 г.
  17. "Хрестоматия к урокам музыки", М: "Просвещение", 2001 г.
  18. Чичков Ю. "Избранные песни для детей", "Советский композитор", 1988.
  19. Шаинский В. "Избранные песни", "Советский композитор", 1987 г.
  20. "Танцуют дети", Сыктывкар, "Коми книжное издательство", 1992 г.
  21. Е. А. Гомонова. "Музыкальный фейерверк". 2005 г.
  22. В. Коровицын. "Радуйся солнцу", "Академия развития". 2006 г.

Литература для учителя.

  1. Алиев Ю. Б. "Настольная книга школьного учителя - музыканта". "Владос", 2000 г.
  2. Бандина А., Попов В. "Школа хорового пения", "Музыка", 1981 г.
  3. Емельянов В. "Фонопедический метод обучения пению", 1988 г.
  4. Менабени А. "Методика обучения сольному пению". М. "Просвещение", 1987 г.
  5. Огороднов Д. "Музыкально-певческое воспитание детей". К. "Украина", 1989 г.
  6. Струве Г. "Школьный хор". М. "Просвещение", 1985 г.
  7. Юдина Е. "Первые уроки музыки и творчества", М. "Аквариум", 1999 г.
  8. Периодические издания (журналы):
    1. "Музыка в школе"
    2. "Искусство в школе"
    3. "Музыкальная палитра" 1986-2012 г.