Цели:
- закрепить представления о времени, то есть настоящем, прошедшем, будущем;
- систематизировать знания о днях недели и их последовательности;
- развитие познавательных УУД: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения осуществлять логические действия: классификация, анализ, синтез, обобщение;
- развивать фонетико-фонематическое восприятие.
Оборудование: карта путешествия; сундучок; карточки с цепочками слов, с пословицами, с загадками.
Ход занятия
(Учитель показывает карту путешествия на остров “Времена года” и просит учащихся назвать предмет, который они видят. Учащиеся называют карту острова.)
Учитель: Да, это карта острова “Времена года”. На острове пират Флинт зарыл свои сокровища. Чтобы завладеть этим кладом, отправимся в путешествие на остров, где нас ждут интересные открытия и забавные приключения. Кто преодолеет все препятствия и быстрее найдет клад, тот и победитель.
Любые трудности можно преодолеть только с хорошим настроением. Нужно создать хорошее настроение. Мы сейчас будем друг другу говорить добрые слова.
“Азбука хороших слов”:
Составляем “Азбуку хороших слов”. Вспомните добрые, хорошие слова на букву “У”. (Уверенный, уважаемый, умный, убедительный, увлеченный, умелый, успешный и др.).
Итак, настроение замечательное, мы готовы к преодолению препятствий на пути. Отправляемся в путь. Чтобы забраться на корабль, нужно пройти по “мостику слов”. Да вот беда – все буквы слились, выстроились в “цепочку”. Кто слова соберет, тот и по “мостику слов” пройдет.
“Мостик слов”:
ИТЬПРОРЛЕТОЮЦУКЕНТРИЯШХФЫВАПРОЛДЖЭВЕСНАКЕЙСМИТЬ
ЮБЬТИМСЧЯЭЖДТЕРОСЕНЬЛОРПАВЫФЙПРЗХЭЖДРПЛЗИМАОЕМА
– Молодцы! Вот мы и на корабле. На каждом корабле есть капитан, а как выбрать капитана?
Капитаном будет тот, кто быстрее всех разложит по порядку месяцы года (каждый получает карточки 12 месяцев).
– Итак, начали…
Теперь, когда у нас есть капитан, мы можем отправляться в путешествие. Посмотрите, здесь есть для нас загадки. Чем быстрее мы отгадаем загадки, тем скорее корабль заведем.
“Отгадай загадки”:
1. Оно за весною к нам в гости идет,
С собою немало приносит забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай. (Лето)2. Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: “За мною нагрянет зима”. (Осень)3. Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: “Вить гнезда пора!” (Весна)4. Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке были.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)
– Ребята, какие вы молодцы! А теперь вам необходимо научиться делать правильный выбор. Это умение пригодится вам на острове для того, чтобы правильно выбрать путь следования. Ваша задача исключить “лишнее” слово, дать объяснение.
Игра “Найди четвертый лишний”:
– июнь, январь, июль, август
– сентябрь, октябрь, декабрь, ноябрь
– осень, зима, месяц, лето
– март, октябрь, апрель, май
– декабрь, январь, февраль, март
– лето, понедельник, вторник, суббота
– Молодцы! Вот мы уже и на острове. А теперь пора обнаружить место, где находится клад. На этом острове 4 маршрута по направлению к кладу. Сейчас разделимся на четыре команды, и каждая из них отправится по своему маршруту искать клад. На пути будут различные ловушки, которые вы должны будите преодолеть.
Первое препятствие. Нужно внимательно выслушать фразы, которые я скажу. В некоторых из них есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их.
“Найди ошибку”:
Задания для первого маршрута.
На цветке сидела папочка.
Летом я шил у бабушки.
В среду на лугу паслась коса.
На лугу росла густая дрова.
Задания для второго маршрута.
Завтра футболисты забьют кол.
Мальчик бьет воду из стакана.
В осенний день после дождя образовалась большая луша.
В понедельник у девочки болел суб.
Задания для третьего маршрута.
Весной в нашем доме отремонтировали крысу.
Во вторник хозяйка сварила зуб.
Собака грызла гости.
Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы.
Задания для четвертого маршрута.
Зимой раскаленная печка давала сильный шар.
Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.
В этом томе я живу.
В четверг я пил томатный шок.
– Ребята, вы хорошо справляетесь с трудностями, которые вам встречаются. А теперь следующее испытание на острове.
Второе препятствие. Я читаю утверждения, вы либо соглашаетесь, либо нет. Если это бывает – вы хлопаете в ладоши, не бывает – топаете ногами.
“Бывает – не бывает”:
1. Первый день недели понедельник.
2. Осенью на деревьях распускаются листья.
3. Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи.
4. В неделе семь дней недели.
5. Весна приходит после осени.
6. В понедельник все люди отдыхают.
7. Среда – середина недели.
8. В году четыре времени года.
– Молодцы! Вы настоящие следопыты.
Третье препятствие. Посмотрите на эти предложения. Здесь заколдованные пословицы. Кто их сможет расколдовать? У пословиц, в некоторых словах перепутаны буквы из которых нужно составить слова (для разгадки: одни наборы букв нужно читать справа налево, другие – переставляя слоги.)
“Отгадай пословицы”:
1. Декабрь дог кончает, музи чинанает. (Декабрь год кончает, зиму
начинает.)
2. Ецнлос летом греет, мойзи –ромозит. (Солнце летом греет, зимой –
морозит.)
3. Выйно год – к невес торовоп. (Новый год – к весне поворот.)
4. В тябокре на одном часу и ьджод и генс. (В октябре на одном часу и
дождь и снег.)
Итог занятия
– Все препятствия, преодолев, вы добрались до клада. Было нелегко, но все справились с трудностями и помогли вам справиться дружба и умение работать командой. Каждый из вас нашел свой клад. Что же за клад вы нашли?
(Учащиеся открывают сундучок, в котором написано: “знания”).
– Правильно, это знания! Именно они помогут быть еще более умными, сообразительными и смекалистыми.