Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Поэтому обучение лексической стороне речи – не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Будь то устная речь (аудирование, говорение) или письменная (чтение, письмо), в основе каждой – слово. Речевая перспектива в свою очередь обуславливает мотивированность и успешность овладения словарем.
Формирование лексического навыка предполагает овладение обучаемым правилами соотнесения конкретной лексической единицы (ЛЕ) с другими лексемами в тематической и семантической группах, с синонимами и антонимами, четким определением значения ЛЕ, соотнесенностью этого значения со сходными или контрастными значениями сравниваемых лексем, овладение правилами конкретного словообразования и сочетания, а также овладение вследствие этого правила выбора и употребления ЛЕ в тексте высказывания, в его грамматической и стилистической структуре, смысловом восприятии в тексте. Все компоненты должны учитываться как при введении (семантизации) ЛЕ, так и при формировании соответствующего навыка в процессе работы со словарем, с текстом, лексическими упражнениями, при активизации лексики в иноязычной речи.
Тренировка учащихся в усвоении новых слов реализуется при помощи упражнений, направленных на формирование продуктивного лексического навыка и его совершенствование. Все упражнения в связи со структурой навыка делятся на две категории: упражнения, которые направлены на запоминания слова, его семантики в единстве с фонетической и грамматической формой слова, в результате чего обеспечивается операция выбора слова из памяти, и упражнения, целью которых является упрочнение синтагматических и прагматических связей данной лексической единицы. Поскольку слово усваивается благодаря ситуативной соотнесённости и необходимости для высказывания своих мыслей и чувств, первичная тренировка в употреблении новой лексики после ее презентации осуществляется в условно-речевых упражнениях (упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, репродукцию, осуществляемых в условиях специально организованного общения). Эти упражнения сопровождаются коммуникативной установкой, а на младшем и среднем этапе могут носить игровой характер.
При ознакомлении с новой лексикой раскрывается значение слов. Способы семантизации могут быть переводными и беспереводными, что предполагает опору, как на языковую, так и экстралингвистическую наглядность. Так, например, для раскрытия значения слов широко используются картинки, предметы, дефиниция, толкование, словообразовательный анализ слова, контекстуальная догадка и др. Выбор способа и приемов семантизации новой лексики при этом зависит от нескольких факторов: от лингвистических (логических характеристик слов – понятий, а также типологии предъявляемой лексики), а также психолого-педагогических (возрастных особенностей учащихся, ступени обучения, уровня владения языком).
Таким образом, лексический навык предполагает владение формальными признаками слова, необходимыми для его оформления в речи, семантикой слова, т.е. его значением Владение словом основано не только на знании его значения, но и на владении его звуковым и зрительным образом (формой слова), его способностью сочетаться грамматически и семантически с другими словами (употребление в потоке речи).
Информационные средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и получили широкое распространение. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы их применения. Однако внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и постепенное использование их в образовании привело к появлению ряда образовательных программ. В условиях информатизации общества и образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования, появляются новые методы обучения, применение которых основывается на использовании современных средств обучения.
Изучение вопросов использования ИКТ при обучении лексике, в частности использование компьютера, представляется целесообразным и актуальным как в плане теории, так и в плане практики преподавания иностранного языка, как способ повышения качества обучения лексической стороне речи.
Процесс обучения новой лексике будет более эффективен если:
- создать условия для использования компьютера на уроке,
- стимулировать изучение новой лексики с помощью компьютерных технологий,
- способствовать развитию навыков работы с компьютером на уроке английского языка.
На сегодняшний день ИКТ заняли прочное место в учебном процессе. С помощью ИКТ реализуются следующие принципы: наглядности, доступности, дифференцированного подхода в обучении, практической направленности, системности изложения материала. Данные принципы являются основой обучения, так как содействуют развитию личности каждого отдельного ученика в рамках учебного процесса. Теперь обучение становится увлекательным и интересным, так как перед учеником ставится задача не в схоластическом традиционном виде, а в современном и привлекательном. Мультимедиа ресурсы помогают сделать каждый урок особенным как для ученика, так и для учителя. В данном случае нужно говорить о степени участия того и другого в моделировании урока. Учитель ставит проблему — ученик ищет способы ее решения, учитель предлагает форму работы и частичное наполнение урока — ученик помогает наполнить урок, например, в виде презентации, и тому подобное.
В целом обучение иностранному языку посредством ИКТ характеризуется следующими особенностями:
а) возможностью индивидуального двустороннего общения ученика с учителем, партнерами по обучению;
б) широким доступом к колоссальным по объему и разнообразию источникам языковой и неязыковой информации.
Одной из особенностей внедрения в учебный процесс ИКТ является увеличение объемов самостоятельной работы учащихся. Как правило, эта внеаудиторная работа учеников относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Она включает в себя, как самостоятельную, так и исследовательскую работу, осуществляемую под руководством учителя. Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами, называют лексическим навыком. Следовательно, цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного (обусловливающего развитие умений говорения и письма) и рецептивного (как условия осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексических навыков.
В этих условиях необходимо отчетливо представлять роль информатизационных, мультимедиа и иных компьютерных технологий, обобщенно – роль компьютера в образовательном процессе. Для получения образования на базе компьютерных технологий необходимы три основных компонента: аппаратно-програмный базис, подготовленный преподаватель и электронные учебно-методические средства.
Компьютер обладает огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятие зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться, и не устраняется в прямом общении с педагогом. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Образный материал копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точность представлений об оригинале. Сочетание слухового восприятия образа со зрительным повышает эффективность обучения. При изучении иностранного языка важно овладение знаниями и выработка умений, доведенных до уровня автоматизма навыков. Это может быть достигнуто лишь многократным повторением. В этом случае компьютер может выступать в качестве бесконечно терпеливого репетитора, учитывая индивидуальные особенности обучаемого. Поскольку язык есть средство коммуникации, общения, а речь есть способ этой коммуникации, то овладение средствами возможно только при создании условий коммуникативных проблемных учебных ситуаций. А это означает, что надо четко отделить: занятия, где учащийся пользуется средствами для решения коммуникативных задач, и занятия, где он осваивает пользование этими средствами в системе тренинга. Обучение общению и коммуникации — это взаимодействие с преподавателем в рамках коммуникативного учебного сотрудничества. Основное свойство компьютерных систем состоит в том, что они построены именно для выполнения деятельности, организованной по алгоритму, в системе операций — именно поэтому для овладения языковыми средствами, элементами способа, действия, самым удобным является компьютер.
Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов. Наиболее часто применяются следующие:
1. Задание на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая из предложенных компьютером.
2. Упражнения для самоконтроля владением лексикой. Возможны варианты таких упражнений:
- компьютер предлагает список слов для перевода;
- компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары слов в обоих языках;
- компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
- компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.
3. Компьютерные игры:
“Делаем покупки”. Обучаемые имеют список товаров, которые они хотят купить. Они должны найти соответствующий магазин, войти и купить товары. Если в магазине нет нужных товаров, им нужно сесть в автобус и ехать в супермаркет. Обучаемые должны печатать на экране полные ответы на иностранном языке.
“Лондонские приключения”. Увлекательная игра, в которой используется карта Лондона. Играющие путешествуют по Лондону и в конце путешествия должны добраться до аэропорта Хитроу, сделав определенные покупки. Игра рассчитана на обычный урок и стимулирует употребление иностранных слов в разнообразных ситуациях.
“Поймай слово”. На экране проплывает стая рыб-слов, и рыбак должен вылавливать их и выстраивать в нужном порядке. Рабочий язык программы – иностранный. Разрешены всевозможные комбинации слов, которые появляются на экране после каждой успешной попытки и так далее.
Мультимедийный компьютерный курс “Learn to Speak English” предлагает некоторые варианты упражнений работы над формированием лексических навыков. Например:
1. VOCABULARY – словарь – базовый этап урока. Здесь собраны все слова, встречающиеся в изучаемой теме в алфавитном порядке. Цель – расширение активного словарного запаса в рамках изучаемой темы. Для успешного освоения необходимо:
- внимательно ознакомиться с данным словарем;
- прочитать предлагаемые комментарии к словам;
- рассмотреть иллюстрацию слова;
- прослушать, как диктор произносит каждое слово отдельно и в контексте предложения;
- повторить за диктором и добиться похожего произношения;
- уточнить значение слово в англо-русском словаре.
2. WORD JUMBLE – “словесная путаница”. Данное упражнение помогает закрепить полученные лексические и грамматические навыки. В нужном порядке “щелкайте” по словам в левой колонке. Выстраивая правильное предложение в правой. Если выбран правильный вариант, то предложение прозвучит целиком вместе с одобрительным комментарием. При неверном ответе предложение вернется обратно в левую колонку. Составив все пять предложений, нажмите “RESET JUMBLE”, повторите попытку снова, переведите полученные предложения на русский язык. Нажмите “MORE JUMBLE”, появиться новая порция предложений.
Коммуникативная компетенция, на которую ориентирован процесс обучения иностранному языку, нуждается в основательной языковой базе. Как показывает опыт работы, на овладение учащимися языковой компетенцией затрачивается около трети учебного времени. В связи с этим, применение программ, призванных оптимизировать этот процесс, вполне оправдано. Нельзя не принять во внимание и утверждения ученых, которые считают, что компьютер должен использоваться только в тех случаях, когда он наиболее пригоден по сравнению с другими средствами обучения для решения конкретных задач.
Таким образом, и традиционные, и современные информационные средства обучения обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Информационные средства обучения позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописать, дорисовать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках. Учащиеся с помощью многих технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо.
Получение знаний в школе особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представления об оригинале.
Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.
Следует отметить, что наличие хорошо разработанной компьютерной программы вовсе не облегчает работу преподавателя, а помогает сделать ее более результативной.
При работе с компьютером учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает у детей умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Компьютер все больше начинает играть роль коммуникативного устройства, открывающего новые педагогические возможности использования локальных и глобальных сетей. Компьютер значительно улучшил возрастные возможности детей, без особого труда осваивающих приемы работы, которые раньше были доступны только высококвалифицированным специалистам.
В заключении можно отметить, что задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Информационные технологии, прочно вошедшие в нашу жизнь, как на бытовом, так и на профессиональном уровне, делают работу над лексикой более эффективной, интересной и привлекательной. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержанию традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.