Для диагностики и контроля знаний учащихся по физике в 9 классе и с целью подготовки к итоговой аттестации в рамках календарно-тематического планирования, в соответствии с учебной программой, я разработала контрольную работу по теме «Механические колебания и волны. Звук», составленную в полном соответствии с правилами конструирования КИМов для ГИА по физике в 9 классе.
9-е классы обучаются по Программе, составленной в соответствии с новым, федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.
Характеристика КИМов
Контрольная работа состоит из 3-х вариантов, один из которых я представляю.
Каждый вариант работы состоит из 3-х частей и включает 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа (к каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один).
Часть 2 включает 3 задания (к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр или числа). Задания №19 и №20 – задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задание №21 – предполагает выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор).
Часть 3 содержит 4 задания с развернутым ответом. Задание №22 – практическая работа, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.
В контрольной работе представлены задания разного уровня сложности:
- базовый
- повышенный
- высокий
Задания базового уровня (простые задания на проверку усвоения наиболее важных физических понятий, явлений и законов, умение работать с информацией физического содержания):
часть 1 – 14 заданий с выбором ответа
часть 2 – № 19 и №20
Задания повышенного уровня (проверка умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, умения решать качественные и расчетные задачи по данной теме «Механические колебания и волны. Звук»): распределены между всеми частями работы: 4 задания с выбором ответа, 1 задание с кратким ответом, 1 задание с развернутым ответом.
Задания высокого уровня – часть 3 – №22, №24, №25 (проверка умения использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, проводить экспериментальные исследования).
В ходе выполнения контрольной работы проверяются следующие виды деятельности:
- Владение основным понятийным аппаратом по данной теме
- Знание и понимание смысла понятий.
- Знание и понимание смысла физических величин.
- Знание и понимание смысла физических законов.
- Умение описывать и объяснять физические явления.
- Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
- Решение задач различного типа и уровня сложности.
- Понимание текстов физического содержания по данной теме.
- Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности повседневной жизни.
Особенности:
Задания №15 и №22 – проверяют владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения.
Задания №16 – №18 – проверяют понимание текстов физического содержания.
Задание №23 – качественная задача с развернутым ответом.
Задание №24, №25 – расчетные задачи высокого уровня с развернутым ответом.
Учащиеся должны знать и уметь (виды и умений, обязательных при усвоении данного раздела физики):
- Запись и вычисление значения физических величин.
- Знание наиболее распространенных явлений, понятий, физических величин.
- Объяснение результатов наблюдений и экспериментов; проведение экспериментов, прямых и косвенных измерений.
- Расчет физических величин по графикам.
- Анализ графической информации.
- Графическое изображение колебательного движения.
- Расчет физических величин по формулам.
- Применение законов для анализа природных явлений.
Содержание КИМ
- Колебательное движение
- Свободные колебания. Колебательные системы.
- Характеристики колебательного движения.
- Математический маятник.
- Пружинный маятник.
- Превращение энергии при колебательном движении.
- Вынужденные колебания.
- Резонанс.
- Распространение колебаний в упругой среде. Волны.
- Поперечные и продольные волны.
- Характеристики волн.
- Источники звука. Звуковые колебания.
- Характеристики звука.
- Звуковые волны. Характеристики звуковой волны.
- Свойства звуковых волн (отражение, эхо, дифракция …)
Вариант контрольной работы по теме «Механические колебания и волны. Звук» Приложение 6
Ответы и возможные варианты решения Приложение 1
Задача с развернутым решением №24 – Приложение 2, Приложение 3
Задача с развернутым решением №25 – Приложение 4, Приложение 5
Критерии оценки Приложение 7
Анализ результатов выполнения контрольного среза знаний Приложение 8
Интерпретация тестовых баллов Приложение 9
Рекомендации по интерпретации анализа результатов Приложение 10
Список литературы и источники информации: Приложение 11