Цели урока: формировать умение изменять имена прилагательные по числам, расширять знания детей об окружающей действительности, развивать умения наблюдать и делать выводы.
Оборудование: доска, карточки с изображением одного и нескольких предметов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Каллиграфическая минутка.
- Сегодня мы прописываем буквы Н и н.
На доске записаны слова: новости, ножницы, коньки, ученик.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Подберите к предложенным существительным прилагательные. (Интересные новости, острые ножницы, новые коньки, хороший ученик)
- Какие части речи вы использовали, чтобы получить данные словосочетания?
4. Словарная работа.
- Подберите к прилагательным, записанным на доске, подходящие по смыслу существительные и запишите их в тетради.
- Серый, хищный, жадный … (волк)
- Рыжая, хитрая, ловкая … (лисица)
- Косой, слабый, трусливый … (заяц)
- Большой, косолапый … (медведь)
- Ясная, холодная, осенняя … (погода)
- Серое, хмурое, раннее … (утро).
Данные прилагательные помогли нам определить (угадать) подходящие существительные. Прилагательные передают разнообразие окружающих нас предметов. Они делают нашу речь живописной, яркой, образной.
- Какой бывает снег? (Пушистый, серебристый, холодный, жгучий, чистый и т.д.)
По частоте употребления прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.
5. Новая тема.
Учитель показывает детям карточку с изображением кленового листа.
- Сколько здесь листьев? (Один)
- Какого он цвета? (Желтого)
- Составьте и запишите словосочетание. (Желтый лист)
Учитель предлагает проделать аналогичную работу со второй карточкой, где изображено несколько листьев. Ученики записывают второе словосочетание: желтые листья.
- Мы видим, что прилагательные изменяются по числам. Число прилагательного зависит от существительного, с которым оно связано.
Например: подъемный кран – ед.число, подъемные краны – мн.число.
- Запишите под диктовку в тетради словосочетания и определите число прилагательных: Веселая сказка, хорошие друзья, верный товарищ, цветной карандаш, новые тетради, грузовая машина, душистая ягода, маленькие домики, доброе утро.
- Делаем вывод: прилагательные, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, обозначают признак одного предмета.
Прилагательные, которые отвечают на вопрос какие?, обозначают признак нескольких предметов.
6. Чтение правила в учебнике.
7. Отработка навыков по упражнениям из учебника.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Как изменяются прилагательные?
- На какие вопросы могут отвечать прилагательные в единственном числе?
- На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа?
8. Домашнее задание.
9. Выставление оценок за урок.