Урок русского языка "Число имен прилагательных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: формировать умение изменять имена прилагательные по числам, расширять знания детей об окружающей действительности, развивать умения наблюдать и делать выводы.

Оборудование: доска, карточки с изображением одного и нескольких предметов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Каллиграфическая минутка.

- Сегодня мы прописываем буквы Н и н.

На доске записаны слова: новости, ножницы, коньки, ученик.

- Какой частью речи являются данные слова?

- Подберите к предложенным существительным прилагательные. (Интересные новости, острые ножницы, новые коньки, хороший ученик)

- Какие части речи вы использовали, чтобы получить данные словосочетания?

4. Словарная работа.

- Подберите к прилагательным, записанным на доске, подходящие по смыслу существительные и запишите их в тетради.

  • Серый, хищный, жадный … (волк)
  • Рыжая, хитрая, ловкая … (лисица)
  • Косой, слабый, трусливый … (заяц)
  • Большой, косолапый … (медведь)
  • Ясная, холодная, осенняя … (погода)
  • Серое, хмурое, раннее … (утро).

Данные прилагательные помогли нам определить (угадать) подходящие существительные. Прилагательные передают разнообразие окружающих нас предметов. Они делают нашу речь живописной, яркой, образной.

- Какой бывает снег? (Пушистый, серебристый, холодный, жгучий, чистый и т.д.)

По частоте употребления прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.

5. Новая тема.

Учитель показывает детям карточку с изображением кленового листа.

- Сколько здесь листьев? (Один)

- Какого он цвета? (Желтого)

- Составьте и запишите словосочетание. (Желтый лист)

Учитель предлагает проделать аналогичную работу со второй карточкой, где изображено несколько листьев. Ученики записывают второе словосочетание: желтые листья.

- Мы видим, что прилагательные изменяются по числам. Число прилагательного зависит от существительного, с которым оно связано.

Например: подъемный кран – ед.число, подъемные краны – мн.число.

- Запишите под диктовку в тетради словосочетания и определите число прилагательных: Веселая сказка, хорошие друзья, верный товарищ, цветной карандаш, новые тетради, грузовая машина, душистая ягода, маленькие домики, доброе утро.

- Делаем вывод: прилагательные, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, обозначают признак одного предмета.

Прилагательные, которые отвечают на вопрос какие?, обозначают признак нескольких предметов.

6. Чтение правила в учебнике.

7. Отработка навыков по упражнениям из учебника.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Как изменяются прилагательные?

- На какие вопросы могут отвечать прилагательные в единственном числе?

- На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа?

8. Домашнее задание.

9. Выставление оценок за урок.