Цель: учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.
Задачи:
- закреплять умения и навыки в работе с пластилином: разминание, раскатывание, скатывание, сплющивание;
- учить соблюдать последовательность операций при изготовлении изделия,
- согласовывать действия со словами учителя;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы;
- коррекционная: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, образное мышление.
Оборудование: пластилин, стека, доска для лепки, влажная салфетка, картон голубого цвета 14x18, фигурные ножницы, иллюстрации с изображением цветов, книга В.Катаева “Цветик-семицветик”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Ребята, мы продолжаем заниматься лепкой из пластилина. Давайте проверим, все ли готово к уроку и вспомним технику безопасности при работе с пластилином.
Ученики кратко рассказывают технику безопасности.
2. Введение в тему.
Учитель. Скоро замечательный праздник наших мам 8 Марта. Что обычно получают мамы в подарок?
Ученики. Духи, украшения, конфеты, цветы.
Учитель. Цветы – это замечательный подарок. Посмотрите на картинки, у нас тоже сегодня много цветов. Знаете ли вы их названия? Сейчас проверим.
Добавьте словечко:
На клумбе цветочной он чемпион –
Пышный, душистый, яркий … (Пион)
Бутон для красы, шипы - для угрозы
Цветка не найти красивее … (Розы)
А теперь отгадайте загадки:
1. Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик)
2. Из луковицы вырос, но в пищу не гож.
На яркий стаканчик цветок тот похож. (Тюльпан)
3. Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
4. На лугу и в поле мы его встречаем,
Лепесточки белые мы на нем считаем.
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка-солнышко забралось в него. (Ромашка)
Учитель. Молодцы! Подскажите, пожалуйста, чем же сегодня мы будем заниматься на уроке?
Ученики. Лепить цветы.
Учитель. Правильно. У каждого будет свой цветок, но не простой, а волшебный, как в сказке Валентина Катаева, которую вы читали.
- Как называется эта сказка?
- А почему цветик-семицветик волшебный?
- Все ли желания девочки исполнились?
- Какие желания вам понравились и почему?
3. Подготовительная работа.
Учитель. Давайте рассмотрим образец и обсудим план работы (рис.1, 2).
(Анализ образца и составление плана работы, по ходу обсуждения учитель прикрепляет на доску цветные прямоугольники).
Рис. 1. Образец
Рис. 2. План работы
Физкультминутка. Подготовим наши пальчики к работе.
Дружно пальчики сгибаем, (сгибаем по одному)
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять – (разгибаем по одному)
Начинаем повторять.
4. Практическая часть. Работа выполняется под руководством учителя. Сначала заготавливаются цветные кусочки пластилина согласно плану работы.
1. Фон. Взять цветной лист картона. Фигурными ножницами оформить края.
2. Серединка. Скатать шарик из кусочка пластилина белого цвета, приплющить его и закрепить на цветной картон чуть выше середины листа.
3. Лепестки. Скатать семь цветных шариков, чуть вытянуть, сплющить и прикрепить к желтой серединке.
4. Стебель. Скатать зеленый шарик, раскатать его в тонкую колбаску и прикрепить к цветку.
5. Листики. Скатать шарики, чуть вытянуть, приплющить и прикрепить к стебельку с одной и с другой стороны. Стекой нарисовать прожилки.
Вытереть руки влажной салфеткой.
Физкультминутка.
Кораблик по морю плывет.
Ветер подгоняет. (Взмахи руками.)
Страна дальняя зовет (руки вытянуть вперед)
Сказку обещает. (Развести руки в стороны.)
Остров виден впереди (руки ко лбу и посмотреть вперед).
Солнце ярко светит (руки вверх).
На поляне, посмотри, (присесть на корточки),
Вырос семицветик. (Дети встают и показывают свои работы.)
Выставка работ.
Учитель. Молодцы! Посмотрите, сколько красивых цветов у нас появилось.
5. Методика “Цветик-семицветик”. (Овчарова Р.Г.)
(Цель данной методики: выявление эгоистической и коллективистической направленности личности, ее материальных и духовных притязаний).
Учитель. Цветик-семицветик может выполнить ваши желания. На маленьких листочках бумаги, которые лежат перед вами, вы можете написать три самых заветных желания. (Листочки сдают учителю)
6. Подведение итогов.
Учитель. Ребята, я желаю, чтобы все, что вы задумали, сбылось. А свои цветики–семицветики вы можете подарить мамам, чтобы и их желания тоже исполнились.
Результаты методики
Такие желания дети написали на листочках. Они хотят:
Фамилия, имя | 1 желание | 2 желание | 3 желание |
1. Б. Саша | конфет | дом и баню | машину |
2. В. Настя | не вставать рано | было все, как у зайчика Пушка | скорее вернулась мама из Москвы |
3. М. Сема | куклу Бибигон | большую куклу | косметику |
4. П. Алиса | счастья всем | любви друзьям | подарков |
5. П. Артем | научиться ходить самому | машину | конструктор |
6. Р. Аня | коляску | косметику | плюшевого щенка |
7. У. Маша | любви | новую куклу | учиться на 5 |
Обработка данных:
Фамилия, имя | Материальное | Духовное | Для себя | Для других | |
1. | Б. Саша | + + + | + + + | ||
2. | В. Настя | + + + | + + + | ||
3. | М. Сема | + + + | + + + | ||
4. | П. Алиса | + | + + | + | + + |
5. | П. Артем | + + | + | + + + | |
6. | Р. Аня | + + + | + + + | ||
7. | У. Маша | + | + + | + + + | |
Количество ответов | 13 | 8 | 19 | 2 | |
61,9% | 38% | 90,5% | 9,5% |
Проанализировав результаты, можно сказать, что у первоклассников пока преобладает эгоистическая направленность личности и материальная заинтересованность, поэтому классному руководителю необходимо спланировать воспитательную работу, направленную на сплочение классного коллектива, развитие умения общаться, обосновывать свои действия, принимать советы, заботиться об окружающих людях.