Цифровые образовательные ресурсы на уроках физики

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: физика, Использование ЦОР, примеры исследований учеников, испарение жидкости, сотовая связь, парниковый эффект


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (778 кБ)

Загрузить презентацию (456 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (424 кБ)


Отличительной чертой современного этапа развития общества является стремительное проникновение информационных технологий практически во все сферы деятельности человека.

Поэтому считаю необходимым учитывать в своей работе результаты постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Научная и практическая деятельность современного человека, информатизация общества в целом, подталкивает меня к пересмотру содержания и методов обучения физике, расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий. Моя профессиональная деятельность и деятельность учащихся на уроках физики стала более насыщенной и интересной при использовании цифровых образовательных ресурсов (информационных источников, содержащих графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования). Такие качественные характеристики, как мультимедийность и интерактивность, выгодно отличают цифровые образовательные ресурсы от других средств обучения, так как большой комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм подачи материала, что даёт возможность, «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание учащихся, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока; и позволяет варьировать темп изучения материала в зависимости от их уровня подготовки, способностей и интересов.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов, что делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования. Физика – наука, тесно связанная с экспериментами и исследованиями. Поэтому прекрасным экспериментальным дополнением на уроках является применение цифровых образовательных ресурсов.

В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания (суть её в том, что память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорных раздражителей ассоциируется с ним у человека). В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.

Кабинет физики оснащён автоматизированным рабочим местом учителя, имеющим выход в Интернет, интерактивной доской, коллекцией компакт-дисков CD с обучающими программами по физике, что, в отличие от традиционного способа обучения, позволяет мне

расширить возможности предъявления учебной информации, воссоздавать реальную обстановку деятельности за счёт применения цвета, графики, звука, что позволяет ускорить процесс объяснения учебного материала и повысить его качество, способствует развитию зрительной и слуховой памяти, внимания, логического и наглядно-образного мышления учащихся;
повысить мотивацию учащихся к обучению;
– учитывать индивидуальные особенности учащихся;
активизировать умственную деятельность учащихся, развивать их творческие способности;
увеличить возможности постановки учебных задач и управлять процессом их решения, так как есть возможность строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;
изменить контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
формировать рефлексию у учащихся.

Приобретённые цифровые образовательные ресурсы использую как в классе в поддержку основного курса обучения (при проведении уроков и внеклассных мероприятий), так и в виде самообразования школьников.

Цифровые образовательные ресурсы используются мной в следующих направлениях:

при подготовке дидактических материалов для уроков (с использованием готовых программ-оболочек, ресурсов сети Интернет);
при подготовке наглядных пособий для уроков: демонстрации и иллюстрации текстов, формул, фотографий; демонстрации фотографий учёных, их кратких биографий; иллюстрации методики решения сложных задач (с использованием приобретённых компакт-дисков CD, ресурсов сети Интернет);
при подготовке мультимедийных сценариев уроков, фрагментов уроков и демонстрации презентаций на уроках (Презентация 1).

Мультимедийные сценарии уроков выполняю в виде презентаций с применением программы PowerPoint, входящей в состав пакета программ MicrosoftOffice. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумываю структуру урока, последовательность слайдов предполагаю определенный темп и логику изложения материала. В данном случае компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Презентации использую при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:

материалы из Интернет-источников. Основным Интернет-ресурсом мной выбран сайт «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов», так как его можно использовать не только при изучении нового материала, но и для контроля знаний, для проведения лабораторных работ;
материалы, созданные своими руками или руками учеников школы (фотографии, видеоролики, отсканированные рисунки из различных печатных изданий);
приобретённые цифровые образовательные ресурсы (компакт-диски CD):

Интерактивные творческие задания. Физика 7-9. Данная программа содержит большое количество наглядного материала (анимации, иллюстрации, схемы); интерактивные задания различного жанра: тесты, упражнения на выбор правильного ответа, игры, пазлы, проведение научного исследования; схемы основных положений по теме; задания для работы в группах и всем классом; даёт возможность учащимся получить подсказку при выполнении задания.

Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий. Образовательный комплекс представляет собой библиотеку мультимедиа-объектов, систематизированных по темам физики. Содержит видеозаписи редких опытов, современной техники и забавных физических игрушек; анимации, показывающие процессы на молекулярном уровне, принцип действия приборов и устройств, астрономические явления; цветные фотоснимки физических явлений в окружающей жизни и рисунки из распространённых учебников; модели, в которых можно менять ход протекания процессов, задавая начальные условия.

– Открытая физика 1.1. Данная программа содержит сборник компьютерных экспериментов, видеозаписей, графических моделей физических опытов по всем разделам курса физики, методические материалы. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.

Живая физика. Это компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. В ней легко и быстро «создаются» схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. Способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор) задаются самим пользователем в удобном редакторе среды. Программа позволяет «оживить» эксперименты и иллюстрации к задачам курса физики, разработать новый методический материал, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслить лабораторную работу. Методическое сопровождение программы содержит несколько десятков готовых физических задач и моделей экспериментальных установок.

Молекулярная физика. Часть 1. Особенности программы состоят в том, что материалы темы имеют наглядную форму представления: рисунки, анимации, формулы; включает опорные конспекты по каждой теме, материал для углублённого изучения, виртуальные эксперименты, дополнительный материал по теме (фотогалерею, таблицы физических величин, биографии учёных), подборку вопросов и задач с анимационным сопровождением.

Конструктор виртуальных экспериментов. Физика. Данная программа содержит демонстрации физических явлений; более 50 пошаговых обучающих уроков и 150 примеров – моделей различных явлений; компьютерное моделирование физических процессов; автоматическое построение графиков; обширный каталог элементов; описание элементов и рекомендации по их использованию в моделях; даёт возможность для самостоятельного моделирования; возможность сохранять самостоятельно созданные модели; возможность распечатывать все модели. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет возможность визуализации упрощённой модели реального явления. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают её к реальному физическому явлению.

Курс физики XXI века. Полный курс.

Курс физики XXI века. Часть 2 «Термодинамика. Электродинамика».

Курс физики XXI века. Часть 2 «Термодинамика. Электродинамика». Данные программы позволяют учащимся  подготовиться к занятиям и экзаменам на основе решения на компьютере реальных задач; включают интерактивное пошаговое решение задач; выбор различных уровней сложности решения задач; содержат модели физических процессов; альтернативный ход решения и альтернативный набор формул; формульный калькулятор; позволяют осуществить запись и последующее воспроизведение хода решения задачи; включают полную теорию, подробный гипертекстовый учебник с комментариями, рисунками и дополнительными материалами.

Физика, 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ. Особенности программы состоят в том, что теоретический материал иллюстрирован рисунками, фотографиями, анимациями, видеофрагментами и интерактивными моделями. Закрепление материала по теме включает задания для закрепления понятий и законов, задания ЕГЭ по данной теме, интерактивные тренажёры стандартных процедур и задания, обучающие решению сложных многоэтапных заданий. Диагностический тест позволяет по результатам его выполнения автоматически сформировать индивидуальные рекомендации для дальнейшего изучения курса. Программа содержит более 3000 медиа-объектов, в том числе более 1000 подлинных задач из вариантов ЕГЭ, задания с постепенно открывающимся планом решения, задания с введением ответа в алгебраическом виде, анимированные разборы заданий типа «С», интерактивные модели и анимации, тренажёры стандартных процедур, интерактивные задания с возможностью конструирования ответа, фотографии, видеофрагменты.

Цифровые образовательные ресурсы (компакт-диски CD, презентации Power Point) применяю на разных этапах урока:

при повторении пройденного материала;
при изложении нового материала для визуализации знаний;
при проведении виртуальных лабораторных работ;
при закреплении нового материала;
при организации текущего контроля знаний.

Во внеурочное время цифровые образовательные ресурсы использую при самостоятельной работе учащихся для тренировки их внимания, памяти, мышления.

Цифровые образовательные ресурсы используются учащимися в следующих направлениях:

при выполнении исследовательских работ, проектов, рефератов по физике и защите их с использованием мультимедийной презентации (с использованием приобретённых компакт-дисков CD, ресурсов сети Интернет, собственных цифровых фотографий явлений, процессов);
в ходе самостоятельной работы с образовательными комплексами на дому.

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы

облегчить понимание изучаемого материала за счёт воздействия на слуховую и эмоциональную память, в отличие от способа подачи материала в печатной учебной литературе;
допустить адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освободить от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
получить широкие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
иметь возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать её на проверку в виде файла или распечатки;
иметь возможность получать разъяснения, подсказки, осуществлять повторение;
формировать умение принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в работе с программами тренажёрами);
развивать коммуникативные способности посредством выполнения совместных проектов;
формировать навыки исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами).

Результатами выполнения учащимися мини-проектов во внеурочное время в рамках недели предметов естественнонаучного цикла и в качестве домашних заданий являются презентации, которые сейчас используются мной в качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации.

Успешное выполнение исследовательских работ и их защита с использованием мультимедийных презентаций позволили моим ученикам стать победителями и призёрами научно-практических конференций федерального, регионального, муниципального уровней.

Так, в 2009 – 2010 учебном году

ученик 5 класса Олейников Георгий стал победителем школьной научно-практической конференции, победителем городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» (секция «Физика»), лауреатом II степени Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» с исследовательской работой «Определение факторов, влияющих на скорость испарения жидкости» (Приложение 1, Презентация 2).

ученица 8 класса Потаскаева Тамара стала призёром школьной научно-практической конференции, призёром городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» (секция «Экология»), лауреатом I степени Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» с исследовательской работой «Изучение степени влияния сотовой связи на организм человека» (Приложение 2, Презентация 3).

ученица 11 класса Петрова Лолита стала победителем школьной научно-практической конференции, победителем городского конкурса «Юные исследователи окружающей среды», призёром регионального этапа Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». Лауреатом I степени Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся  «Первые шаги» с исследовательской работой «Моделирование парникового эффекта» (Приложение 3, Презентация 4).

Трансляцию опыта по применению цифровых образовательных ресурсов в преподавании физики осуществляю на школьном уровне в форме проведения открытых уроков и выступления на заседании МО учителей естественнонаучного цикла.

В дальнейшем планирую начать использование цифровых образовательных ресурсов в следующих направлениях:

при проведении компьютерного тестирования для контроля знаний учащихся;
при организации работы учащихся на уроке с материалами сети Интернет;
при проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц.