Урок математики по программе Л.Г. Петерсон по теме "Программа действий. Алгоритм". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Учебник: Л.Г. Петерсон, Математика, 2 класс, часть 2, урок 4.

Тип урока (по Третьякову): Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Технологическая особенность урока: Формирование активной позиции ученика, самостоятельности в принятии решений через использование технологии “деятельностного метода” на уроке.

Цель урока:

Общедидактическая цель: “Восприятие и первичное закрепление нового материала”.

Триединая цель:

  • Формировать представление о понятиях “алгоритм”, “программа действий”, “блок-схема”; способность к чтению и составлению простейших программ, заданных алгоритмом.
  • Способствовать развитию мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать по аналогии.
  • Формировать умение определять цель своей учебной деятельности, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проявлять активность и самостоятельность в процессе решения проблемы.

План урока. (Приложение 1).

Презентация к уроку.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Ритмический счёт в парах через 3.

- Сегодня мы с вами будем “открывать новые знания”. Своими знаниями мы поможем Ивану Царевичу освободить из плена злого Кощея Елену Прекрасную. (СЛАЙД 2)

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Вспомните сказку, где была спрятана смерть Кощея? Задайте последовательность поиска смерти Кощея с помощью этих картинок. (СЛАЙД 3)

 

 

На доске выстраивается цепочка:

(СЛАЙД 4)

- Как бы вы назвали полученную схему? (Путь, маршрут...).

- В математике это называется БЛОК-СХЕМА. В каждом блоке задана ОПЕРАЦИЯ, которую нужно выполнить, чтобы достичь результата

2. ДУБ: - Чтобы влезть на дуб, запишите числа от 3 до 30 через 3. (СЛАЙД 5)

Проверка: (устно по цепочке). (3,6,9,12,15,18,21,24,27,30)

- Продолжите данную закономерность.

(33,36,39,42,45,48,51).

3. СУНДУК: - Чтобы открыть сундук, найдите значения выражений и запишите в строчку через клеточку. (СЛАЙД 6)

Взаимопроверка по слайду. (СЛАЙД 7)

- Прочитайте последний ответ. Выразите его в разных единицах измерения. (5м6дм5см, 5м65см,56дм5см).

4. ЗАЯЦ: - Чтобы догнать зайца, надо быстро записать выражения по схемам различных типов задач. (СЛАЙД 8).

Самопроверка по слайду. (СЛАД 9).

5. УТКА: Последнее задание спрятано в утке. (СЛАЙД 10).

- Укажите путь Ивану Царевичу. Если известно, что ему до Елены Прекрасной надо СКАКАТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕС, ПЛЫТЬ НА КОРАБЛЕ ПО МОРЮ, ЛЕТЕТЬ НА КОВРЕ-САМОЛЁТЕ НАД ГОРАМИ.

(По ходу объяснения условия задания у доски выставляются картинки с изображением частей пути Ивана Царевича: Л – лес, М – море, Г – горы).

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ: за 1 минуту разложить карточки из конверта в 1 цепочку так, чтобы указать путь Ивану.

Проверка: - Прочитайте свою цепочку. Какой путь вы придумали? (МЛГ, ГМЛ, МГЛ...)

III. Постановка проблемы, учебной задачи.

- Почему у нас получились разные маршруты? (НЕ ЗНАЕМ ПОРЯДКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ!).

- А в математике говорят: НЕ ИЗВЕСТЕН АЛГОРИТМ.

(СЛАЙД 11).

Тема нашего урока: “Программа действий. Алгоритм”.

Поставим вопросы урока (записаны фразы на доске):

  • Что такое....., ..... ?
  • Как записать ....?
  • Где использовать ...., ...?

IV.Открытие нового знания.

ЯЙЦО: - Расшифруем путь Ивана Царевича, может быть подсказка в яйце? (М Л Г). (СЛАЙД 12)

- Расставьте картины в заданном порядке. У нас получилась программа действий Ивана Царевича из 3-х блоков. Прочитаем её. (СЛАЙД 13)

- Могу ли я переставить местами эти блоки? Почему нет?

2. Работа с учебником: с.10 (задание в красной рамке).

- Прочитайте задание.

- Поставьте пальчик на начало программы и, двигаясь по стрелкам, прочитаем вслух программу.

- Расставьте цифры-номера для каждого блока программы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ: Рассмотрите картинки, соотнесите их с программой и напишите на каждой картинке подходящий ей номер в соответствии с заданной программой.

Проверка по слайду. Встаньте те, у кого так же. (СЛАЙД 14)

ФИЗКУЛЬТМНИНУТКА.

3. Восстановите правило, используя данные учебника. (СЛАЙД 15)

АЛГОРИТМ запись алгоритма.
ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ порядок действий.

*Алгоритм придумал математик Аль-Хорезми, что означало точный набор инструкций, описывающих порядок действий для достижения результата. От его имени и пошло название “Алгоритм”.

ИТАК: - Посмотрим на вопросы нашего урока. На какие из них мы уже можем ответить? (1 и 2). Сформулируйте ответы на эти вопросы. (СЛАЙД 16).

V.Первичное закрепление.

Работа с учебником

  • с.10,№1 - УСТНО
  • с.10, №2 – УСТНО

VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Работа с учебником, с. 11, №3.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте операции.

- Рассмотрите блок-схему справа.

- Как будете записывать программу? (цифрами).

- Поведите пальчиком от начала программы до конца по стрелкам.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ: - запишите номера операций в программе действий Лены. Для удобства вычёркивайте те операции, которые взяли.

Проверка по образцу (СЛАЙД 17)

- Где можно применить программы, которые мы рассмотрели сегодня в учебнике? (режим дня, приготовление пищи, уход за домашними питомцами).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А мы с вами попробуем применить алгоритм при решении задачи.

- Давайте составим вместе алгоритм работы над задачей. (СЛАЙД 18).

- Используя данный алгоритм, будем решать задачу №7 на с.12.

- Прочитайте условие. Вопрос.

- Это простая или составная задача?

_ Что будем делать дальше? (“одеть схему на доске и в учебнике”).

- Что сделаем потом? (решим).

- Что узнаем 1 действием? Что вторым?

- Запишите самостоятельно решение и ответ.

Проверка: (СЛАЙД 19)

  • 32+28+30=90 (чел) – всего
  • 90 – 52=38 (чел) – мальчиков
  • (32+28+30) – 52=38 (чел)

VIII. Рефлексия деятельности.

Итак: - Вернёмся к вопросам нашего урока. (СЛАЙД 20).

- Составьте устно маленький рассказ о том, что мы узнали, опираясь на вопросы.

1) Мы узнали, что Программа действий – это..., Алгоритм- это....

2) Программа действий записывается с помощью блок-схемы.

3) Используются в жизни...., в математике......

IX. Домашнее задание:

1) с.10, выучить правило.

2) Составить программу действий на тему “Подготовка домашнего задания по математике”. (СЛАЙД 21)