Расчет биоритмов человека

Разделы: Информатика


Цель: научится моделировать биоритмы человека, используя среду электронных таблиц.

Тип урока: комбинированный

Возраст учащихся: 9 класс.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование и программа: ПК, мультимедийный проектор, MS Excel 2003.

План урока:

  1. Введение – 2 мин.
  2. Проверочная работа в виде игры «Веришь? Не веришь?» – 3 мин.
  3. Объяснение материала. – 15 мин.
  4. Практическая работа на ПК – 20 мин.
  5. Рефлексия – 3 мин.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

1. Введение

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих и задает вопрос ученикам: «Что такое биоритмы человека?».

Выслушав ответы, учитель обобщает: «Существует теория, что жизнь человека подчиняется трём циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъёмы и спады нашего состояния. Многие полагают, что «взлётам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, являются критическими, то есть неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в неё. Более того, в некоторых странах в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям рискованных профессий предоставляется выходной.

За точку отсчёта всех трёх биоритмов берётся день рождения человека. Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, то есть его физическое состояние. Периодичность ритма составляет 23 дня. Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его возбудимость, способность эмоционального восприятия окружающего. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням. Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека. Цикличность его – 33 дня».

Цель урока озвучивают учащиеся: «Научится моделировать биоритмы человека в среде электронной таблицы».

2. Проверочная работа в виде игры «Веришь? Не веришь?»

Учитель выводит вопросы (Приложение 4) с помощью мультимедийного проектора на экран.

  1. Моделирование – это процесс записи информации с помощью формального языка. Веришь? (Ответ: нет. Это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.)
  2. Модель – это объект, отражающий существенные признаки реального объекта, процесса или явления. Веришь? (Ответ: да)
  3. Состояние объекта в определенный момент времени характеризуется набором свойств и их значений. Веришь? (Ответ: да)
  4. Для полного описания системы достаточно описать только элементный состав. Веришь? (Ответ: нет. Необходимо также указать взаимосвязи элементов)
  5. Динамическая информационная модель отражает изменения системы за определенный период. Веришь? (Ответ: да)

Учащиеся отвечают только «да» или «нет». После выполнения работы, учитель разбирает каждый вопрос, учащиеся осуществляют самопроверку. Это актуализирует знания и настраивает на дальнейшую работу.

3. Объяснение материала

Учитель заранее копирует по локальной сети файл Биоритмы человека.xls (Приложение 1) на персональные ПК. Распечатывает для каждого ученика Отчет.doc (Приложение 2) и Моделирование биоритмов.doc (Приложение 3) и раздает на столы учащимся.

Учитель открывает файл Моделирование биоритмов.doc (Приложение 3) и выводит его на экран. Совместно с учащимися поэтапно разбирает задачу:

– анализ объекта (человек, с датой рождения 15.12.1997);
– информационная модель;
– математическая модель;
– компьютерная модель.

Учитель набирает формулы в электронных таблицах, напоминая как правильно это надо делать, еще раз говорит, что формулы можно копировать в другие ячейки электронной таблицы, и напоминает принцип относительной и абсолютной адресации в ЭТ. Учащиеся, если возникают вопросы, их задают.

4. Практическая работа на ПК

Учащиеся, имея образец задачи, третий этап – компьютерный эксперимент – выполняют самостоятельно, открыв файл Биоритмы человека.xls (Приложение 1) на ПК. Если формулы набраны и скопированы верно, то учащийся видит те же числа, что даны в образце учителя, если нет, то он ищет ошибку, если возникают затруднения, учитель помогает учащемуся. Учитель должен добиться, чтобы у всех учеников все получилось. Затем ребята вводят свои даты рождения и строят графическую модель своих биоритмов на втором листе в электронных таблицах.

Необходимо сохранить работы в своих папках Мои биоритмы.xls, закрыть файл и приложение. Учащиеся возвращаются за рабочие столы.

5. Рефлексия

Учитель, показывая графики биоритмов на экране, совместно с учащимися анализирует результаты моделирования, используя образец Моделирование биоритмов.doc (Приложение 3). Случайно выбрав ученика, вводит его дату рождения и также проводит анализ результатов моделирования совместно с учащимися.

4. Подведение итогов

Учитель задает вопрос учащимся: «Моделирование биоритмов человека на месяц – это статическая или динамическая информационная модель и почему?» Ответ: «Это пример динамической модели, так как состояние объекта изменялось на протяжении месяца».

Учитель: «Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале, подняв на правой руке соответствующее число пальцев».

Учащиеся поднимают руки.

Домашнее задание: Построить модель своих биоритмов в среде электронной таблицы на листе 1, построить графики своих биоритмов на месяц с конкретной даты на месяц и, проанализировав информацию, ответить на поставленные вопросы.

(Раздаточный материал учащиеся берут себе и используют его как образец при решении домашней задачи.)

Оформить решение задачи, используя образец Отчет.doc (Приложение 2) и ответить на поставленные вопросы. Принести этот файл на следующий урок на любом носителе информации.

Литература:

Информатика. 9 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб: Издательство «Питер», 2010.