Подростковый алкоголизм (беседа с родителями и детьми из цикла "Вредные привычки")

Разделы: Социальная педагогика


Нет ничего страшнее и отвратительнее, чем пьяный подросток, который считает себя достаточно взрослым для совершения этого поступка.
А.С. Макаренко

Среди вредных привычек, помимо курения и употребления наркотиков важное место занимает подростковый алкоголизм. В наше время очень часто можно увидеть школьника с баночкой пива или тонизирующего напитка в руках.

История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времён. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из мёда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Чистый спирт начали получать в VI–VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. В средневековье и в Западной Европе научились получать крепкие спиртные напитки путём возгонки вина и других бродящих сахарных жидкостей. Согласно легенде впервые такую операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомлённого бодрым, тоскующего весёлым.

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующего класса. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, а правящие круги заботились только о том, чтобы больше получить дохода от продажи водки. Если население не выпивало на планируемую государством сумму, то недоимка раскладывалась на всех. Практически никаких мер на защиту здоровья народа, его нравственности не предпринималось.

С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бёрнс. Его слова сохраняют актуальность и в наши дни:

Для пьянства есть такие поводы:
поминки, праздник, встреча, проводы,
крестины, свадьба и развод,
мороз, охота, Новый год,
выздоровленье, новоселье,
печаль, раскаянье, веселье,
успех, награда, новый чин,
и просто пьянство – без причин.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у человека возникает потребность в алкоголе, задолго даже до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием. Маленький ребёнок, сидящий за праздничным столом, ждёт, что ему в рюмку нальют сладкой воды, «детского вина», и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, усваивая при этом внешний ритуал винопития. Опыты, проведенные в старших группах детского сада, показали, что если детям предложить сыграть «в свадьбу», «день рождения», то они с достаточной точностью копируют в игре внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостами, качающейся походкой гостей. Уже в это время начинает формироваться представление об алкоголе как об особом обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Школьники, которым родители разрешали употреблять спиртные напитки со взрослыми по праздникам, в несколько раз чаще чем их сверстники выпивают в компаниях друзей. Даже непреднамеренное приобщение детей к алкогольным обычаям может быть начальным, пусковым механизмом для их самостоятельного знакомства с алкоголем.

До 10 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо «лечат вином», либо «для аппетита». В более старшем возрасте мотивами употребления алкоголя становятся традиционные поводы: семейные праздники и торжества. С 14–15 лет появляются такие поводы как, «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости». Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной компании. Некоторые школьники употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний, от не понимания в семье или школьном коллективе.

Иногда первое знакомство с алкоголем подросток оценивает как «новый стиль жизни». Первоначальная устойчивость к алкоголю невелика (50–100 мл водки) и чем моложе возраст, в котором происходит первое опьянение, тем она меньше. При регулярном употреблении (2–3 раза в месяц) устойчивость подростка к действию алкоголя начинает возрастать. Это воспринимается в компании сверстников как признак «силы и крепости», отличающий лидера, представляется подростку логичным и естественным этапом в жизни, отражающим возросшую самостоятельность и взрослость.

Алкоголизм – тяжёлая хроническая болезнь. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности.

Лёгкая степень алкогольного опьянения определяется прежде всего изменением настроения. В это время человек становится беспричинно весёлым, настоящее и будущее рисуется ему в розовом свете, он склонен к переоценке своих сил, возможностей и способностей. При возрастании степени опьянения у человека продолжают снижаться функциональные способности зрительного и слухового анализаторов, увеличивается время для опознания предъявляемых сигналов принятия решения, осуществление двигательных реакций.

При средней степени опьянения часто ощущается головокружение, звон в ушах. Могут появляться иллюзорные восприятия окружающего, грубые ошибки в оценке величины предметов, расстояний между ними. На смену веселью и бодрости приходят снижение интереса к окружающему, чувство усталости, слабость, постепенно нарастает сонливость.

Тяжёлая степень опьянения характеризуется появлением симптомов глубокого отравления алкоголем. Часто наступает бессознательное состояние, которому могут предшествовать головокружение, тошнота, рвота, звон в ушах, нарушение координации, снижение тонуса мышц. Бессознательное состояние – алкогольная кома – не всегда заканчивается благополучно.

Особенно трудно приходится подросткам, злоупотребляющим алкоголем. Так у них наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость. Подростки становятся невнимательны к близким, а порой и жестокими, в отношениях с прежними друзьями – неискренними, холодными, замкнутыми, недоверчивыми. Непринуждённо они чувствуют себя только в «своём кругу». Они легко находят общий язык со злоупотребляющими алкоголем и быстро сближаются друг с другом.

Для несовершеннолетних пьющих характерны наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которое легко сменяется подавленностью, беспомощностью и пассивной подчиняемостью. Они затрудняются прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днём. У них наблюдается легковесность и поверхность суждений, излишняя словоохотливость, повышенная самооценка.

Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию и тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с поступлением алкоголя и происходит её перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т.д. особенно следует сказать об остром алкогольном отравлении, с которым справиться очень нелегко.

Алкоголь является непосредственной причиной совершения многих преступлений. Пьянки организуются инициаторами с целью вовлечения в банду, получения согласия на преступление или для того, чтобы усилить у соучастников решимость к преступлению. Алкоголь часто применяется для втягивания в преступление несовершеннолетних. Поэтому он незримо присутствует на многих уголовных процессах в качестве пособника и подстрекателя.

Итак, алкоголизм – это социальное зло, несовместимое с принципами морали и нравственности. Он пагубно сказывается на воспитании детей, разрушает семьи. Из-за злоупотребления алкоголем в человеке развивается грубость, эгоизм, моральная распущенность. Пьяницы теряют человеческий облик, становятся нарушителями закона. Спирт разрушает здоровье, расслабляет волю, уродует потомство, ведёт к деградации личности и преступности.

Но пьяницами, как и курильщиками не рождаются. Ими становятся молодые люди, которых вовремя не предупредили, не остановили руку, протянутую к сигарете и рюмке.