Современные информационные и коммуникационные технологии при обучении студентов иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


По мнению ряда ученых понятие “инновация” возникло в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновации – это внедрение нового . Инновации в сфере образования направлены на формирование личности и, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

В настоящее время в условиях модернизации российского образования неизбежно обновление процесса обучения, в том числе обучения иностранному языку. Под обновлением подразумевается изменение методов, целей и результатов обучения, изменение стандартов и учебных программ, индивидуализация учебного процесса, широкое применение новых образовательных технологий.

Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий, так как они обеспечивают доступность образования и эффективность учебной деятельности.

В процессе модернизации образования студенты должны овладеть определенными компетенциями. Одна из которых – коммуникативная компетенция, которая предполагает овладение студентами иностранным языком.

Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, преподаватель должен искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют положительную мотивацию к предмету.

Одним из таких приемов является использование на занятиях новых информационных и коммуникационных технологий.

Для нынешнего студента, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования.

Современность предъявляет все более высокие требования к обучению, практическому овладению иностранным языком .

Использование информационных и коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Однако на занятиях по иностранному языку нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких занятий тоже нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Современные дети идут в ногу со временем, им все интересно, потому что они хотят знать о культуре других стран. Они много путешествуют, общаются друг с другом, стремятся быть всесторонне развитыми. Следовательно, они приобщаются к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, к творческой познавательной деятельности. У детей формируются умения представлять свою страну в условиях иноязычного межкультурного общения. Кроме того, главное отличие современных технологий от традиционных состоит в том, что они обеспечивают личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли продуктивной деятельности в учебном процессе, снижают нагрузки на учащихся, позволяют эффективно использовать учебное время занятия.

Информационные и коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения.

На занятиях по иностранному языку с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
  • совершенствовать умения письменной речи студентов;
  • пополнять словарный запас студентов;
  • формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка.

Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. Педагог стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией (необычные задания, неординарные действия, конструктивные предложения, конструирование хода занятия, создание учебных ситуаций, организующих творческую деятельность.

Использование информационных и коммуникационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Например, студенты 2-го курса делают презентацию по теме “Праздники в Великобритании” в программе PowerPoint.

Материал для презентации носит лингвострановедческий характер.

В начале учебного года студентам предлагается список тем для творческих работ. Темы выбирают из уже изученного материала страноведческого характера(страны изучаемого языка, города, мой город, мой колледж, выдающиеся люди и т.д.), а студенты должны их расширить, показать знания материала. В конце года они защищают свои творческие работы в форме электронных презентаций, используя все имеющиеся у них знания по лексике. грамматике, письменной речи, проявляют свои творческие способности.

Студенты 3 курса при изучении темы “Соединенные Штаты Америки” под руководством преподавателя выполняют упражнения на закрепление ранее пройденного материала по теме.

Важным моментом на начальном этапе работы является открытость планируемых результатов обучения. Цели и конечный результат – создание собственного проекта – должны быть с самого начала известны студентам. Затем при работе с темой “The United States of America” учебная задача была определена в ходе работы с текстом “Discover Washington”. Необходимо собрать информацию о городах, расширить поиск и углубить знания по данной теме.

В качестве домашнего задания студентам предлагается самостоятельно собрать сведения о городах в доступных источниках: книгах, журналах, на компакт-дисках и т.д., составить мини-сообщения к следующему занятию.

На последнем занятии по теме студенты разных курсов с помощью мультимедийной техники представляют подготовленные проекты. Исходя из коммуникативной цели проект может быть представлен в индивидуальной или в групповой форме.

В начале учебного года студентам предлагается список тем для творческих работ. Темы выбирают из уже изученного материала страноведческого характера(страны изучаемого языка, города, мой город, мой колледж, выдающиеся люди и т.д.), а студенты должны их расширить, показать знания материала. В конце года они защищают свои творческие работы в форме электронных презентаций, используя все имеющиеся у них знания по лексике. грамматике, письменной речи, проявляют свои творческие способности.

Практика показывает, что дети с большим успехом, чем взрослые , осваивают компьютер и технологии.

Таким образом, использование на занятиях по иностранному языку информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) дает преподавателю возможность разнообразить учебный процесс, сделать его продуктивным, способствуют углубленному изучению иностранного языка, мотивируют и стимулируют речемыслительную деятельность студентов, приучают их к самостоятельности и развивают познавательные и творческие способности студентов.

Используемая литература.

  1. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
  2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Иностранные языки в школе № 2, 2000.
  3. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций: Воронеж, Истоки, 2004.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования, 2002.
  5. Е.С. Полат Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе № 2, 3, 2000.