Понятие о словах, обозначающих признаки предметов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • ознакомить с понятием “имя прилагательное”,
  • развивать умение ставить вопросы к именам прилагательным;
  • воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе.

Оборудование: презентация, учебник Т. Г. Рамзаевой; карточки для работы в группе, карточки индивидуальные по уровням.

Ход урока

1 Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.

2 Мотивация на урок.

- Звенит звонок весёлый,
Зовёт он на урок.
Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным будет урок!
- Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

3 Каллиграфическая минутка.

У П Х Е Г С

- Составьте слово. ( успех). Я желаю вам успешно поработать сегодня на уроке.

- Какая лишняя буква? ( г)

- Пропишите её, увеличивая на одну. Оцени работу.

4 Открытие новых знаний

Прочитайте слова: цветы, зелёный, солнышко, красивые, яркое, тонкая, кузнечик, травинка.

- Есть ли здесь существительные? Докажите (ставят устно вопрос).

- Запишите существительные в столбик. Орфограммы объясните.

  • цветы
  • солнышко
  • кузнечик
  • травинка

- Проверяем.

- Найди лишнее существительное (кузнечик – одуш., цветы – мн. ч., 2 слога)

- Прочитайте оставшиеся слова. К каждому существительному подберём одно из этих слов подходящее по смыслу и запишем. Орфограммы объясним.

  • цветы красивые
  • солнышко яркое
  • кузнечик зелёный
  • травинка тонкая

- Проверяем.

- Задайте вопрос к этим словам от существительного. Запишем.

цветы красивые какие?
солнышко яркое какое?
кузнечик зелёный какой?
травинка тонкая какая?

- Прочитаем хором вопросы.

- Если слово отвечает на вопрос какой? какая? какое? или какие? оно называет признак. Оно характеризует существительное, присоединяется к существительному, как бы прилагается к нему. Поэтому его называют прилагательное.

- Сформулируйте тему нашего урока.

“ Имена прилагательные”

- Поставьте цели урока

  • Узнать… (что такое прилагательное, что они обозначают, на какие вопросы отвечают).
  • Научиться… ( задавать вопросы, находить прилагательные).

- Прочитаем вывод, который у нас получился.

Имя прилагательное называет признаки

  • Какой?
  • Какая?
  • Какое?
  • Какие?

- Книга – верный друг детей

С ней живётся веселей.

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике на странице 29.

- Кто считает, что наш вывод совпадает?

- Что называет имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Кто понял, что такое прилагательное?

- Приведите свои примеры.

- Мы узнали с вами, что такое прилагательное, а теперь будем учиться их находить.

5 Закрепление.

Упражнение 269.

- Прочитайте стихотворение.

- Читаем каждую строчку, найдём прилагательные.

- Как доказать? (Задать вопрос, что обозначает).

6 Физминутка

  • “Покажи”: высокий, радостный, хмурый, задумчивый, весёлый, трусливый, маленький, прямой.
  • Разминка для глаз. Следите глазами за движением предметов.

7 Работа в группе.

Задание: опишите предмет, подберите такие признаки, чтоб класс смог отгадать ваш предмет.

-Какую часть речи будем употреблять?

- Возьмите синюю карточку, там написан ваш предмет.

Восемь групп по четыре человека описывают:

берёза, заяц, корова, ребята , петух, посуда, пальто, одежда.

- Проверяем.

Один представитель от группы зачитает признаки, а класс отгадает предмет.

- Запишите, разделите на слоги, поставьте ударение.

- Какую часть речи употребляли, чтоб отгадать предмет ? На какие вопросы отвечает прилагательное?

- Что объединяет эти слова? (словарные) Проверяем написание.

- Оцени словарную работу.

8 Работа по уровням.

– Выбери уровень, приступи к работе.

1 уровень ( карточка зелёная).

Соедини предмет с признаком. Составь с одной парой предложение и запиши:

колючие
хитрая
медведь большой
лиса рыжая
ёжики серые
бурый

- Проверяем 1 уровень.

- Прочитайте свои предложения.

2 уровень ( жёлтая карточка):

- Добавьте прилагательные в текст. Озаглавьте текст.

- У кого другое прилагательное?

Зимний лес.

(Пушистый) снег укрыл землю (белым) одеялом. Деревья надели (снежные) шапки. В воздухе кружатся (лёгкие) пушинки. Мы любуемся (чудесным зимним) лесом.

- Проверяем 2 уровень

- У кого другое прилагательное?

- Для чего имена прилагательные нужны нам в речи? (описания, уточнения, украшения)

- Оцени работу в карточке и в тетради.

9 Рефлексия

- Кто поставил себе зелёный, синий, серый круг?

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- Чему мы учились?

- Молодцы.