Цели урока:
Образовательные:
- совершенствование умения школьников выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
- формирование вычислительной культуры учащихся.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, взаимопомощи, чувства патриотизма.
Развивающие:
- создание условий для развития логического и критического мышления;
- продолжение работы по развитию внимания и памяти учащихся;
- создание необходимых условий для развития навыков сотрудничества и самостоятельной деятельности;
- продолжение работы по развитию познавательного интереса учащихся к изучению математики;
- развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля;
План урока:
- Мобилизующее начало урока:
- сообщение темы, целей и формы проведения урока;
- ознакомление учащихся с эпиграфом урока.
- Проверка домашнего задания (самопроверка с помощью образца).
- Теоретическая разминка (взаимоопрос учащихся).
- Устный счёт; определение «пункта назначения» с помощью кода (самопроверка).
- Работа в группах:
- выполнение учащимися логического задания по выявлению закономерности;
- вычисление значения выражения, содержащего несколько действийс десятичными дробями;
- выполнение задания по работе с таблицей и вычислению суммы 5 слагаемых;
- решение текстовой задачи.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа учащихся (по дифференцированным заданиям).
- Проверка выполнения самостоятельной работы, анализ её результатов.
- Итог урока, заполнение оценочных листов.
- Домашнее задание.
Ход урока
Без знания дробей никто не может быть сведущим в математике
Марк Туллий Цицерон (древнеримский оратор и философ)
I. Мобилизующее начало урока.
II. Проверка домашнего задания (самопроверка с помощью образца).
№705
г) 42+3,08=45,08
д) 5,934+12,8=18,734
е) 13,1+0,09=13,19
№709
а) 46,37-7,75=38,62
б) 3,27-0,008=3,262
в) 64,123-38,15= 25,973
г) 125-54,09=70,91
№716 (а)
3,8·10+3,8·100+3,8·1000=38+380+3800=4218
Критерии оценивания:
- 8+ – "5"
- 6–7+ – "4"
- 4–5+ – "3"
III. Теоретическая разминка (взаимоопрос учащихся).
- Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
- Сформулируйте правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
- Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей
IV. Устный счёт; определение «пункта назначения» с помощью кода (самопроверка).
Вычислите устно:
- 0,6+0,3
- 0,2+0,01
- 3,5-0,2
- 6,5-4
- 3,3+1,7
- 2,3-0,6
- 5,6+0,7
- 5-0,1
Проверьте себя:
5,13 – О | 0,9 – С | |
6,3 – 1 | 4,1 – Т | |
0,3 – А | 3,3 – Ч | |
1,5 – Р | 1,7 – О | |
4,9 – 4 | 2,5 – И | |
6,1 – А | 0,21 – О | |
4 – В | 5 – 2 |
Составьте слово: Сочи-2014 (наше путешествие посвящено предстоящим XXII зимним Олимпийским играм)
Краткая справка об истории Олимпийских игр (см. Приложение 1)
V. Работа в группах.
- определите диаметр монеты – логотипа Олимпийских игр Сочи-2014, выполнив следующее задание:
выявите закономерность, зависимость между числами в каждой строке и определите, какое число должно быть записано вместо «?»
- 3,2 ( 7,5 ) 4,3
- 5,4 ( 10 ) 4,6
- 1,8 ( ? ) 0,9
Ответ: 2,7.
Краткая справка о логотипе Олимпийских игр (см. Приложение 1)
- Найдите значение выражения 2,5·10 – 2,5:10 + 2,5:100и определите талисманы Олимпийских игр Сочи-2014
Ответ: 24,775
У учащихся на столах – карточки с вариантами ответов, в том числе неверными (с учётом типичных ошибок), и изображениями талисманов Олимпийских игр (прошедшими и предстоящими).
Краткая справка о талисманах Олимпийских игр (см. Приложение 1)
- Выясните, какая сумма выделена на развитие города Сочи
Год | Сумма |
2010 | 22,2 млрд. руб. |
2011 | 27,1 млрд.руб. |
2012 | 26,3 млрд.руб. |
2013 | 22,1 млрд.руб. |
2014 | 8,4 млрд.руб. |
Итого: | (106,1 млрд. руб.) |
- Решите задачу: площадь Дворца зимнего спорта «Айсберг» составляет 67,83 тыс. м2, что на 12,96 тыс. м2 больше площади Ледового дворца «Большой» и на 60,65 тыс. м2 меньше площади Центрального стадиона «Фишт». Какова общая площадь всех этих сооружений?
Проверьте себя:
- «Айсберг» – 67,83 тыс. м²
- «Большой» – ?, на 12,96 тыс. м² м.
- «Фишт» – ?, на 60,65 тыс. м² б.
1) 67,83 – 12,96 = 54,87 тыс. м² – «Большой»
2) 67,83 + 60,65 = 128,48 тыс. м² – «Фишт»
3) 67,83 + 54,87 + 128,48 = 251,18 тыс. м²
Ответ: 251,18 тыс. м².
Краткая справка об Олимпийских объектах (см. Приложение 1)
VI. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
VII. Самостоятельная работа учащихся (по дифференцированным заданиям).
Выполните самостоятельную работу:
на «3»
- 23,32 + 2,61
- 5,18 – 0,17
- 56,64 + 7,26
- 67,7 – 52,25
на «4»
- (55,02 + 34,98) – (47,28 – 34,98)
на «5»
- 12,444 – (7 – 2,92) + 1,038 + (13,65 – 3,008)
VIII. Проверка выполнения самостоятельной работы, анализ её результатов.
Проверьте себя:
на «3»
а) 25,93
б) 5,01
в) 63,90 = 63,9
г) 15,45
на «4»
1) 55,02+34,98=90
2) 47,28-34,98=12,3
3) 90-12,3=77,7
на «5»
1) 7-2,92=4,08
2) 13,65-3,008=10,642
3) 20,044
IX. Итог урока, заполнение оценочных листов.
(см. Приложение 2)
- Чему научились на уроке?
- Что показалось лёгким?
- В чём испытывали затруднения?
- Над чем ещё нужно поработать?
- Как оцениваете свою работу?
X. Домашнее задание.
§42, №№ 706, 711(а–е), 716(б) + творческое задание
(стихотворение, сказка, доклад о десятичных дробях)
Полезные ресурсы:
- www.sochi2014.com/
- talisman.sochi2014.com/
- ru.wikipedia.org›wiki/Зимние_Олимпийские_игры_2014