Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • совершенствование умения школьников выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
  • формирование вычислительной культуры учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, взаимопомощи, чувства патриотизма.

Развивающие:

  • создание условий для развития логического и критического мышления;
  • продолжение работы по развитию внимания и памяти учащихся;
  • создание необходимых условий для развития навыков сотрудничества и самостоятельной деятельности;
  • продолжение работы по развитию познавательного интереса учащихся к изучению математики;
  • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля;

План урока:

  1. Мобилизующее начало урока:
    • сообщение темы, целей и формы проведения урока;
    • ознакомление учащихся с эпиграфом урока.
  2. Проверка домашнего задания (самопроверка с помощью образца).
  3. Теоретическая разминка (взаимоопрос учащихся).
  4. Устный счёт; определение «пункта назначения» с помощью кода (самопроверка).
  5. Работа в группах:
    • выполнение учащимися логического задания по выявлению закономерности;
    • вычисление значения выражения, содержащего несколько действийс десятичными дробями;
    • выполнение задания по работе с таблицей и вычислению суммы 5 слагаемых;
    • решение текстовой задачи.
  6. Физкультминутка.
  7. Самостоятельная работа учащихся (по дифференцированным заданиям).
  8. Проверка выполнения самостоятельной работы, анализ её результатов.
  9. Итог урока, заполнение оценочных листов.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

Без знания дробей никто не может быть сведущим в математике
Марк Туллий Цицерон (древнеримский оратор и философ)

I. Мобилизующее начало урока.

II. Проверка домашнего задания (самопроверка с помощью образца).

№705

г) 42+3,08=45,08
д) 5,934+12,8=18,734
е) 13,1+0,09=13,19

№709

а) 46,37-7,75=38,62
б) 3,27-0,008=3,262
в) 64,123-38,15= 25,973
г) 125-54,09=70,91

№716 (а)

3,8·10+3,8·100+3,8·1000=38+380+3800=4218

Критерии оценивания:

  • 8+ – "5"
  • 6–7+ – "4"
  • 4–5+ – "3"

III. Теоретическая разминка (взаимоопрос учащихся).

  • Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
  • Сформулируйте правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
  • Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей

IV. Устный счёт; определение «пункта назначения» с помощью кода (самопроверка).

Вычислите устно:

  • 0,6+0,3
  • 0,2+0,01
  • 3,5-0,2
  • 6,5-4
  • 3,3+1,7
  • 2,3-0,6
  • 5,6+0,7
  • 5-0,1

Проверьте себя:

5,13 – О   0,9 – С
6,3 – 1   4,1 – Т
0,3 – А   3,3 – Ч
1,5 – Р   1,7 – О
4,9 – 4   2,5 – И
6,1 – А   0,21 – О
4 – В   5 – 2

Составьте слово: Сочи-2014 (наше путешествие посвящено предстоящим XXII зимним Олимпийским играм)

Краткая справка об истории Олимпийских игр (см. Приложение 1)

V. Работа в группах.

  • определите диаметр монеты – логотипа Олимпийских игр Сочи-2014, выполнив следующее задание:

выявите закономерность, зависимость между числами в каждой строке и определите, какое число должно быть записано вместо «?»

  • 3,2 ( 7,5 ) 4,3
  • 5,4 ( 10 ) 4,6
  • 1,8 ( ? ) 0,9

Ответ: 2,7.

Краткая справка о логотипе Олимпийских игр (см. Приложение 1)

  • Найдите значение выражения 2,5·10 – 2,5:10 + 2,5:100и определите талисманы Олимпийских игр Сочи-2014

Ответ: 24,775

У учащихся на столах – карточки с вариантами ответов, в том числе неверными (с учётом типичных ошибок), и изображениями талисманов Олимпийских игр (прошедшими и предстоящими).

Краткая справка о талисманах Олимпийских игр (см. Приложение 1)

  • Выясните, какая сумма выделена на развитие города Сочи
Год Сумма
2010 22,2 млрд. руб.
2011 27,1 млрд.руб.
2012 26,3 млрд.руб.
2013 22,1 млрд.руб.
2014 8,4 млрд.руб.
Итого: (106,1 млрд. руб.)
  • Решите задачу: площадь Дворца зимнего спорта «Айсберг» составляет 67,83 тыс. м2, что на 12,96 тыс. м2 больше площади Ледового дворца «Большой» и на 60,65 тыс. м2 меньше площади Центрального стадиона «Фишт». Какова общая площадь всех этих сооружений?

Проверьте себя:

  • «Айсберг» – 67,83 тыс. м²
  • «Большой» – ?, на 12,96 тыс. м² м.
  • «Фишт» – ?, на 60,65 тыс. м² б.

1) 67,83 – 12,96 = 54,87 тыс. м² – «Большой»
2) 67,83 + 60,65 = 128,48 тыс. м² – «Фишт»
3) 67,83 + 54,87 + 128,48 = 251,18 тыс. м²

Ответ: 251,18 тыс. м².

Краткая справка об Олимпийских объектах (см. Приложение 1)

VI. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

VII. Самостоятельная работа учащихся (по дифференцированным заданиям).

Выполните самостоятельную работу:

на «3»

  • 23,32 + 2,61
  • 5,18 – 0,17
  • 56,64 + 7,26
  • 67,7 – 52,25

на «4»

  • (55,02 + 34,98) – (47,28 – 34,98)

на «5»

  • 12,444 – (7 – 2,92) + 1,038 + (13,65 – 3,008)

VIII. Проверка выполнения самостоятельной работы, анализ её результатов.

Проверьте себя:

на «3»

а) 25,93
б) 5,01
в) 63,90 = 63,9
г) 15,45

на «4»

1) 55,02+34,98=90
2) 47,28-34,98=12,3
3) 90-12,3=77,7

на «5»

1) 7-2,92=4,08
2) 13,65-3,008=10,642
3) 20,044

IX. Итог урока, заполнение оценочных листов.

(см. Приложение 2)

  • Чему научились на уроке?
  • Что показалось лёгким?
  • В чём испытывали затруднения?
  • Над чем ещё нужно поработать?
  • Как оцениваете свою работу?

X. Домашнее задание.

§42, №№ 706, 711(а–е), 716(б) + творческое задание

(стихотворение, сказка, доклад о десятичных дробях)

Полезные ресурсы:

  1. www.sochi2014.com/
  2. talisman.sochi2014.com/
  3. ru.wikipedia.org›wiki/Зимние_Олимпийские_игры_2014