Цель: дать учащимся представление об особенностях отражения литературных образов в искусстве живописи и графики.
Задачи:
- познакомить с творчеством русских художников рубежа 19–20 вв. В.М. Васнецовым и И.Я. Билибиным;
- дать первоначальные основы знаний по теории искусства о живописи и графике;
- научить находить общее и отличное в различных видах искусства;
- создать атмосферу уважения и любви к русской культуре.
Ход занятия
Учитель: «… В три девятом царстве, в три десятом государстве жил-был …». А как вы думаете, почему нашу встречу я начинаю с этих слов?
Ученики: Обычно так начинаются сказки.
Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы будем вспоминать сказки. А помогут нам в этом два художника – Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Оба они жили больше ста лет тому назад, на рубеже 19 и 20 веков. Оба художника очень любили сказки и оставили нам много произведений со сказочными сюжетами и образами.
Как вы думаете, почему взрослые, как и дети, тоже любят сказки?
Ученики: В сказках совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло.
Учитель: Конечно, сказочный мир – удивительный! Кому же не хочется там побывать?! А кто создает сказки?
Ученики: Народ, писатели.
Учитель: Издавна сказки создавал народ. С помощью сказок он стремился преобразовать свою жизнь, сделать ее наряднее, интереснее. Какие народные сказки вы знаете?
Ученики: Перечисляют сказки.
Учитель: Давайте вспомним сказку «Иван-царевич и серый волк». Там есть такой эпизод: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает». Как бы вы изобразили этот эпизод?
Ученики: Показывают свои заранее приготовленные рисунки или фантазируют прямо на месте.
Учитель: Посмотрите, как представил этот эпизод Виктор Васнецов. Его картина так и называется «Иван-царевич на сером волке». Иван-царевич и Елена Прекрасная совсем как настоящие. Да и волк уж очень большой и страшный. А окружающий их лес? Темный, дремучий. Зато как тонко выписаны розовые цветочки в правом углу картины и царские наряды главных героев. Каждый камушек на головном уборе Елены Прекрасной виден! Все как настоящее, как в реальной жизни.
Точно также написана и другая картина Виктора Васнецова – «Алёнушка». Каждая травиночка здесь тщательно выписана, можно даже понять какие деревья растут возле озера (ёлки, берёзы), отражение в озере видно. Природа печальная, как будто грустит вместе с Аленушкой. А почему она грустит? Из какой сказки взял этот образ Виктор Васнецов?
Ученики: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Учитель: Правильно. Мы видим, что сказочные образы у Виктора Васнецова очень похожи на реальные. А хотите знать почему? Потому что сказочные образы он писал с настоящих людей, да и природа на его картинах очень похожа на нашу русскую природу. Свои картины художник писал на холсте масляными красками. Такой вид искусства называется живопись, а картины – живописными.
В начале урока вы рассказали мне, что, кроме народа, сказки создавали еще и писатели. Кто назовет имя самого известного русского сказочника?
Ученики: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Конечно. С его «Сказкой о царе Салтане» мы недавно познакомились. В этой сказке мир расцветает чудесами. Здесь и море, и звезды, и остров Буян, и множество необычайно ярких персонажей. Ивану Билибину, также как и нам, сказка Пушкина очень понравилась, и он создал целый цикл иллюстраций к этой сказке. Как сказка начинается?
Ученики: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царицей, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Учитель: (Показывает иллюстрацию Билибина.) А в это время на дворе стоит светлая северная ночь, молодится месяц, уютно светятся маленькие окошки избы, и, грузно проваливаясь в снегу, спешит к крыльцу «царь, стороны той государь». Светится голубой снег, горят драгоценные одежды царя, прекрасна насторожившаяся тишина зимней ночи – царь спешит к своей суженой. На рисунке нет сказочных существ, но дух сказки в ней витает. Он в самой атмосфере, в самом состоянии изображенного мира.
(Учитель показывает следующую иллюстрацию.) А этот эпизод сказки о чем рассказывает?
Ученики:
«…Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице…»
Учитель: На переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим выдвигаются на середину сцены. Художник специально их так расположил, чтобы нам зрителям удобно было смотреть. На парчовых и бархатных нарядах гостей царя Салтана – крупный орнамент драгоценных тканей. Они превращают передний план рисунка в калейдоскоп разноцветных узоров, даже можно сказать в движущийся ковер.
Свои иллюстрации Иван Билибин создавал так: сначала делал рисунок на бумаге, потом обводил контур тушью, а затем раскрашивал акварелью. Такой вид искусства называется графикой, а сами рисунки – графическими или акварельными.
Итак, сегодня мы с вами увидели, что художники по-разному представляли себе сказочный мир. Чем же сказочный мир Виктора Васнецова и Ивана Билибина отличаются друг от друга?
Ученики: У Васнецова мир сказки очень похож на настоящий мир, а у Билибина мир сказки такой, каким его себе представляют дети.
Учитель: Совершенно верно. Виктор Васнецов создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку. А Иван Билибин создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.
А чем еще отличаются произведения двух художников?
Ученики: Васнецов писал живописные картины маслом на холсте, а Билибин – создавал иллюстрации к сказкам на бумаге акварелью.
Учитель: Как такие виды искусства называются?
Ученики: Живопись и графика.
Учитель: Несмотря на то, что произведения Виктора Васнецова и Ивана Билибина такие разные, их объединяет любовь к родной природе, русскому народу и его сказкам. А сейчас мы с вами посмотрим другие произведения этих художников на сказочные сюжеты.
(Презентация)
Учитель: Понравились вам произведения Виктора Васнецова и Ивана Билибина? А музыка, которая сейчас звучала? Я вам приоткрою маленький секрет: сказки сочиняют не только писатели, поэты, художники, но и музыканты. Музыка, которую вы сейчас услышали, написал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Представляете, он тоже написал «Сказку о царе Салтане», но только с помощью музыкальных звуков. Отрывок из его музыкальной сказки, который сейчас прозвучал, называется «Полет шмеля». Но о музыкальных сказках мы поговорим в другой раз.
А теперь проверим вашу внимательность. В этом кроссворде зашифрованы имена сказочных героев из сказок, которые показали нам в своих произведениях Виктор Васнецов и Иван Билибин.
(Разгадывание кроссворда)
Учитель: Наше путешествие в сказочный мир подошло к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового. И я хочу дать домашнее задание, но не вам, а вашим родителям. Пусть ваши мамы и папы прочитают в книжках и потом вам расскажут, какие ещё картины или рисунки, кроме сказочных, создавали Виктор Васнецов и Иван Билибин.