Тема урока: «Табличное умножение и деление».
Задачи урока:
- Образовательные.
- обобщить знания таблицы умножения и деления;
- формировать умения применять знания при решении числовых выражений на порядок действий;
- учить решать составные задачи;
- совершенствовать универсальные учебные действия.
- Развивающие.
- развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, речь;
- активизировать запрос на интеллектуальную деятельность.
- Воспитательные.
- воспитывать эмоционально – положительные взаимоотношения в коллективе через групповую и парную работу;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование:
- Карточки с геометрическими фигурами для арифметического диктанта.
- Таблицы для устного счёта.
- Пособия для решения задач.
- Раздаточный материал для работы в парах.
- Аудиозапись для дидактической игры.
План урока
I. Логически-познавательная часть урока.
а) На доске записаны числа
18, 17, 20, 15, 22, 13, • •
- На какие две группы можно разделить эти числа?
- В какой последовательности они записаны? (чередуются)
- Как изменяются чётные числа в ряду? (увеличиваются на 2)
- Как изменяются нечётные числа в этом ряду? (уменьшаются на 2)
- Назовите ещё два числа в этом ряду.
б) Наблюдаем
18, 27, 36, 45, 54, • • •
- Что интересного заметили в записи этих чисел? (сумма цифр числа десятков и единиц равна 9; число десятков увеличивается, число единиц уменьшается)
- В какой последовательности записаны числа? (увеличиваются на 9)
- Какой общий делитель этих чисел? (9)
- Разделите: 27 на 9, 54 на 9
- Назовите ещё три числа, соблюдая закономерность.
в) Работа с карточками
- Назовите числа, которые не являются результатом табличного умножения
17 26 45 12 16 49 16 31 63 34 28 50 54 82 27 81 19 72 - Назовите, какие числа являются произведением одинаковых множителей.
- 28 – это произведение каких чисел?
- 72 = □ • □ ?
г) В группах чисел «спрятаны» примеры.
Догадайтесь и назовите неизвестные числа.
Наблюдаем: | 8 | 3 | 24 | 21 | 3 | 7 | |
Думаем: | 6 | 7 | 42 | 35 | 5 | ? | |
Делаем вывод: | 4 | 8 | ? | 16 | 4 | ? |
(Если перемножить на строке два числа, |
(Если разделить на строке два числа, |
получим третье число 8*3=24, 6*7=42, 4*8=32) |
получим третье число 21:3=7, 35:5=7, 16:4=4) |
д) Рассуждаем: а • а = 81 (даны одинаковые множители)
Считаем: а • с = 18, т.к. 18:2=9, с=2
Решаем: (а – с) • 5= ?
е) Работа в группах. Математический фокус.
Учитель диктует.
- Задумайте число, которое меньше 10 (у каждой группы своё число).
- Умножьте его на 3.
- Прибавьте 2.
- Умножьте на 3.
- Прибавьте задуманное число.
- Первую цифру результата зачеркните.
- К оставшейся цифре прибавьте 2.
- Полученное число разделите на 4.
- К результату прибавьте 19.
(Ответ 21)
II. Арифметическая часть урока.
а) Назовите знак сравнения, объясните 7 • 5 • 3 … 3 • 7 • 5
- Какое применили правило?
б) Сравните числовые выражения.
24 : 3 • 4
24 : 3 : 4
- Чем похожи?
- В чём отличие?
- В каком выражении ответ больше?
в) Не вычисляя, назовите ответ.
7 • 6 : 6 • 3 : 3
Какое применили правило?
Приведите свой пример. □ : □ • □ ?
г) Как удобнее записать выражение?
8 • 4 + 8 + 8
(8 • 6 = 48)
Установите порядок действий в числовом выражении.
Что показывает число 4?
Сколько раз число 5 взято слагаемым? Сосчитайте.
5 + 5 • 4 + 5
(5 • 6 = 30)
Вычислите удобным для вас способом. Вариативность рассуждений
4 • 6 – 4 – 4
(4 • 4 = 16)
д) Арифметический диктант.
Вычислите:
- частное чисел в кругах;
- произведение чисел в треугольниках;
- произведение чисел в прямоугольниках;
- значение выражения в пятиугольнике.
Во сколько раз число в квадрате больше числа в ромбе?
(взаимопроверка)
III. Работа в парах.
Расшифруйте закодированное слово.
1 вариант
6 • □ = |
18 |
|
Т |
О |
Б |
А |
У |
Н |
Р |
И |
□ • 3 = |
21 |
|
4 |
6 |
3 |
16 |
7 |
2 |
5 |
48 |
25 : □ = |
5 |
|
||||||||
□ : 4 = |
4 |
|
||||||||
8 • □ = |
32 |
|
||||||||
□ : 8 = |
6 |
|
||||||||
9 • □ = |
18 |
|
||||||||
30 : □ = |
5 |
|
2 вариант
9 • □ = |
27 |
|
А |
Е |
К |
Н |
А |
З |
Й |
Н |
□ : 5 = |
9 |
|
9 |
45 |
8 |
14 |
32 |
6 |
40 |
3 |
8 • □ = |
48 |
|
||||||||
□ : 7 = |
2 |
|
||||||||
6 • □ = |
54 |
|
||||||||
□ : 4 = |
10 |
|
||||||||
3 • □ = |
24 |
|
||||||||
□ : 8 = |
4 |
|
3 вариант
5 • □ = |
35 |
|
А |
М |
И |
Л |
Н |
А |
В |
Ь |
□ : 4 = |
4 |
|
24 |
7 |
36 |
9 |
4 |
16 |
3 |
30 |
6 • □ = |
54 |
|
||||||||
□ : 6 = |
5 |
|
||||||||
8 • □ = |
24 |
|
||||||||
□ : 6 = |
6 |
|
||||||||
7 • □ = |
28 |
|
||||||||
□ : 3 = |
8 |
|
IV. Решение задач.
а) Устно.
Незнайка, Мальвина и Буратино приглашают вас на Новогодний карнавал.
- Для новогоднего праздника художник нарисовал 10 масок с изображением птиц, а с изображением животных в 2 раза больше. Сколько масок с изображением животных нарисовано?
- Около ёлки было 2 хоровода. В большом 36 человек, а в малом в 4 раза меньше. Сколько ребят было в малом хороводе?
- Для участия в игре пригласили 18 человек. Участников разделили поровну на 3 команды. Сколько детей было в каждой команде?
После весёлых игр в зале зазвучала музыка (фонозапись «Метель» Г. В. Свиридова).
- В зал вошла Снежная Королева и 15 девочек – «Снежинок». Они встали в круги по 5 человек и стали исполнять красивый вальс Снежинок. Сколько было групп девочек?
- А затем Снегурочка пригласила всех на Новогоднюю сказку. 45 гостей посадили поровну на 5 рядах. Сколько зрителей было в каждом ряду?
- Давайте проверим решение задачи 9 • 5 = 45 гостей
- Во сколько действий решали задачи (В одно действие).
- Почему эти задачи решаются в одно действие? (Это простые задачи).
б) Составить задачу по краткой записи
- Какие числовые данные надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Составьте план рассуждения, решения задачи.
- Запишите решение задачи по действиям.
(взаимопроверка).
в) Работа с учебником (задачником)
1) Было – 45 учебников |
|
1) Было – 45 учебников |
Выдали по 9 учебников 3 пачки |
|
Купили по 9 учебников 3 пачки |
Осталось? |
|
Стало всего? |
- Сравните условия двух задач.
- В чем сходство условия?
- В чем отличие?
- Запишите решение задачи выражением (по вариантам).
- Обобщение. Почему решения задач отличаются? (задачи имеют разный смысл).
г) Подготовительная работа к задаче
- На сколько равных отрезков разделили нижний отрезок?
- Зрительно соотнесите верхний отрезок с нижним.
- Что вы заметили? (верхний отрезок равен 1 части нижнего отрезка)
- Сколько таких отрезков содержится в красном отрезке? (4)
- Во сколько раз нижний отрезок длиннее верхнего? (в 4 раза)
- Во сколько раз верхний отрезок короче нижнего? (в 4 раза)
- Как показать, на сколько нижний отрезок длиннее? (сделать графическую поддержку)
д) Задача повышенного уровня сложности (проектируется на доску).
Хозяйка сварила вишнёвого варенья в 6 раз больше, чем малинового, а малинового на 15 л меньше, чем вишнёвого. Сколько литров вишнёвого варенья сварила хозяйка? Сделай к задаче схематический рисунок и реши её.
- Какого варенья сварили меньше, какого больше?
- Во сколько раз больше сварили вишневого варенья?
Сделаем схематический рисунок. Ученик у доски.
- Что обозначает в условии задачи число 15? (на 15 л больше)
- Как показать на схематическом рисунке, что вишнёвого варенья на 15 л больше? (сделать графическую поддержку)
- Рассуждайте! На 15 л >, на 5 равных частей >.
- Вывод: Если 15 : 5 = 3 л на 1 часть, или малинового варенья.
- Как узнать, сколько вишнёвого варенья? (3 • 6=18 л)
- Как проверить решение задачи? (устно)
(18 л – 3 л = на 15 л > вишнёвого варенья; 18 л : 3 л = в 6 раз > вишнёвого варенья; в 6 раз < малинового варенья.)
V. Геометрическая часть урока.
а) Учимся наблюдать и сравнивать два отрезка
Точка К разделила отрезок АВ на два отрезка.
Условно АК = 8 см и КВ = 9 см.
- Чему равна длина отрезка АВ? (8 см + 9 см = 17 см)
- Как будет изменяться длина отрезка АК и КВ, если точка К будет перемещаться влево? (АК будет уменьшаться, КВ на столько же увеличиваться)
- Вычислите: чему будет равна длина отрезка АК, если точка К переместится влево на 2 см? (АК = 6 см, КВ = 11 см)
- Вычислите: чему будет равна длина отрезка КВ, если точка К переместится вправо на 1 см? (КВ = 8 см, АК = 9 см)
Сделайте вывод: если одно слагаемое (длина отрезка) увеличится на □ см, то другое слагаемое (длина другого отрезка) уменьшится на столько же см, а АВ (сумма длин двух отрезков) не изменится.
б) Самостоятельная практическая работа.
- Начертите ломаную линию, длина которой будет вычисляться по данному решению 3۰2 +5 = ? см
- Вычислите длину ломаной линии.
- Сколько будет звеньев? (3)
- Сколько звеньев одинаковой длины? (два по 3 см)
VI. Подведение итогов урока.