Табличное умножение и деление

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Табличное умножение и деление».

Задачи урока:

  • Образовательные.
    • обобщить знания таблицы умножения и деления;
    • формировать умения применять знания при решении числовых выражений на порядок действий;
    • учить решать составные задачи;
    • совершенствовать универсальные учебные действия.
  • Развивающие.
    • развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, речь;
    • активизировать запрос на интеллектуальную деятельность.
  • Воспитательные.
    • воспитывать эмоционально – положительные взаимоотношения в коллективе через групповую и парную работу;
    • прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • Карточки с геометрическими фигурами для арифметического диктанта.
  • Таблицы для устного счёта.
  • Пособия для решения задач.
  • Раздаточный материал для работы в парах.
  • Аудиозапись для дидактической игры.

План урока

I. Логически-познавательная часть урока.

а) На доске записаны числа

18,    17,    20,    15,    22,    13,    •       •

  • На какие две группы можно разделить эти числа?
  • В какой последовательности они записаны? (чередуются)
  • Как изменяются чётные числа в ряду? (увеличиваются на 2)
  • Как изменяются нечётные числа в этом ряду? (уменьшаются на 2)
  • Назовите ещё два числа в этом ряду.

б) Наблюдаем

18,    27,    36,    45,    54,    •       •       •

  • Что интересного заметили в записи этих чисел? (сумма цифр числа десятков и единиц равна 9; число десятков увеличивается, число единиц уменьшается)
  • В какой последовательности записаны числа? (увеличиваются на 9)
  • Какой общий делитель этих чисел? (9)
  • Разделите:      27 на 9,       54 на 9
  • Назовите ещё три числа, соблюдая закономерность.

в) Работа с карточками

  • Назовите числа, которые не являются результатом табличного умножения
    17 26 45   12 16 49   16 31 63
    34 28 50   54 82 27   81 19 72
  • Назовите, какие числа являются произведением одинаковых множителей.
  • 28 – это произведение каких чисел?
  • 72 = □ • □ ?

г) В группах чисел «спрятаны» примеры.

Догадайтесь и назовите неизвестные числа.

Наблюдаем: 8 3 24   21 3 7
Думаем:  6 7 42   35 5 ?
Делаем вывод: 4 8 ?   16 4 ?

(Если перемножить на строке два числа,

(Если разделить на строке два числа,

получим третье число 8*3=24, 6*7=42, 4*8=32)

получим третье число 21:3=7, 35:5=7, 16:4=4)

д) Рассуждаем: а • а = 81 (даны одинаковые множители)

Считаем: а • с = 18, т.к. 18:2=9,  с=2

Решаем: (а – с) • 5= ?

е) Работа в группах. Математический фокус.

Учитель диктует.

  • Задумайте число, которое меньше 10 (у каждой группы своё число).
  • Умножьте его на 3.
  • Прибавьте 2.
  • Умножьте на 3.
  • Прибавьте задуманное число.
  • Первую цифру результата зачеркните.
  • К оставшейся цифре прибавьте 2.
  • Полученное число разделите на 4.
  • К результату прибавьте 19.

(Ответ 21)

II. Арифметическая часть урока.

а) Назовите знак сравнения, объясните 7 • 5 • 3 … 3 • 7 • 5

  • Какое применили правило?

б) Сравните числовые выражения.

24 : 3 • 4

24 : 3 : 4

  • Чем похожи?
  • В чём отличие?
  • В каком выражении ответ больше?

в) Не вычисляя, назовите ответ.

7 • 6 : 6 • 3 : 3

Какое применили правило?

Приведите свой пример. □ : □ • □ ?

г) Как удобнее записать выражение?

8 • 4 + 8 + 8

(8 • 6 = 48)

Установите порядок действий в числовом выражении.

Что показывает число 4?

Сколько раз число 5 взято слагаемым? Сосчитайте.

5 + 5 • 4 + 5

(5 • 6 = 30)

Вычислите удобным для вас способом. Вариативность рассуждений

4 • 6 – 4 – 4

(4 • 4 = 16)

д) Арифметический диктант.

рис.1

Вычислите:

  • частное чисел в кругах;
  • произведение чисел в треугольниках;
  • произведение чисел в прямоугольниках;
  • значение выражения в пятиугольнике.

Во сколько раз число в квадрате больше числа в ромбе?

(взаимопроверка)

III. Работа в парах.

Расшифруйте закодированное слово.

1 вариант

6 • □ =

18

 

Т

О

Б

А

У

Н

Р

И

□ • 3 =

21

 

4

6

3

16

7

2

5

48

25 : □ =

5

 

□ : 4 =

4

 

8 • □ =

32

 

□ : 8 =

6

 

9 • □ =

18

 

30 : □ =

5

 

2 вариант

9 • □ =

27

 

А

Е

К

Н

А

З

Й

Н

□ : 5 =

9

 

9

45

8

14

32

6

40

3

8 • □ =

48

 

□ : 7 =

2

 

6 • □ =

54

 

□ : 4 =

10

 

3 • □ =

24

 

□ : 8 =

4

 

3 вариант

5 • □ =

35

 

А

М

И

Л

Н

А

В

Ь

□ : 4 =

4

 

24

7

36

9

4

16

3

30

6 • □ =

54

 

□ : 6 =

5

 

8 • □ =

24

 

□ : 6 =

6

 

7 • □ =

28

 

□ : 3 =

8

 

IV. Решение задач.

а)  Устно.

Незнайка, Мальвина и Буратино приглашают вас на Новогодний карнавал.

  • Для новогоднего праздника художник нарисовал 10 масок с изображением птиц, а с изображением животных в 2 раза больше. Сколько масок с изображением животных нарисовано?
  • Около ёлки было 2 хоровода. В большом 36 человек, а в малом в 4 раза меньше. Сколько ребят было в малом хороводе?
  • Для участия в игре пригласили 18 человек. Участников разделили поровну на 3 команды. Сколько детей было в каждой команде?

После весёлых игр в зале зазвучала музыка (фонозапись «Метель» Г. В. Свиридова).

  • В зал вошла Снежная Королева и 15 девочек – «Снежинок». Они встали в круги по 5 человек и стали исполнять красивый вальс Снежинок. Сколько было групп девочек?
  • А затем Снегурочка пригласила всех на Новогоднюю сказку. 45 гостей посадили поровну на 5 рядах. Сколько зрителей было в каждом ряду?
рис.2
  • Давайте проверим решение задачи 9 • 5 = 45 гостей
  • Во сколько действий решали задачи (В одно действие).
  • Почему эти задачи решаются в одно действие? (Это простые задачи).

б) Составить задачу по краткой записи

рис.3
  • Какие числовые данные надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
  • Составьте план рассуждения, решения задачи.
  • Запишите решение задачи по действиям.

(взаимопроверка).

в) Работа с учебником (задачником)

1) Было – 45 учебников

 

1) Было – 45 учебников

Выдали по 9 учебников 3 пачки

 

Купили по 9 учебников 3 пачки

Осталось?

 

Стало всего?

  • Сравните условия двух задач.
  • В чем сходство условия?
  • В чем отличие?
  • Запишите решение задачи выражением (по вариантам).
  • Обобщение. Почему решения задач отличаются? (задачи имеют разный смысл).

г) Подготовительная работа к задаче

рис.4
  • На сколько равных отрезков разделили нижний отрезок?
  • Зрительно соотнесите верхний отрезок с нижним.
  • Что вы заметили? (верхний отрезок равен 1 части нижнего отрезка)
  • Сколько таких отрезков содержится в красном отрезке? (4)
  • Во сколько раз нижний отрезок длиннее верхнего? (в 4 раза)
  • Во сколько раз верхний отрезок короче нижнего? (в 4 раза)
  • Как показать, на сколько нижний отрезок длиннее? (сделать графическую поддержку)

д) Задача повышенного уровня сложности (проектируется на доску).

Хозяйка сварила вишнёвого варенья в 6 раз больше, чем малинового, а малинового на 15 л меньше, чем вишнёвого. Сколько литров вишнёвого варенья сварила хозяйка? Сделай к задаче схематический рисунок и реши её.

  • Какого варенья сварили меньше, какого больше?
  • Во сколько раз больше сварили вишневого варенья?

Сделаем схематический рисунок. Ученик у доски.

рис.5
  • Что обозначает в условии задачи число 15? (на 15 л больше)
  • Как показать на схематическом рисунке, что вишнёвого варенья на 15 л больше? (сделать графическую поддержку)
  • Рассуждайте! На 15 л >, на 5 равных частей >.
  • Вывод: Если 15 : 5 = 3 л на 1 часть, или малинового варенья.
  • Как узнать, сколько вишнёвого варенья? (3 • 6=18 л)
  • Как проверить решение задачи? (устно)

(18 л – 3 л = на 15 л > вишнёвого варенья; 18 л : 3 л = в 6 раз > вишнёвого варенья; в 6 раз < малинового варенья.)

V. Геометрическая часть урока.

а) Учимся наблюдать и сравнивать два отрезка

рис.6

Точка К разделила отрезок АВ на два отрезка.

Условно АК = 8 см и КВ = 9 см.

  • Чему равна длина отрезка АВ? (8 см + 9 см = 17 см)
  • Как будет изменяться длина отрезка АК и КВ, если точка К будет перемещаться влево? (АК будет уменьшаться, КВ на столько же увеличиваться)
  • Вычислите: чему будет равна длина отрезка АК, если точка К переместится влево на 2 см? (АК = 6 см, КВ = 11 см)
  • Вычислите: чему будет равна длина отрезка КВ, если точка К переместится вправо на 1 см? (КВ = 8 см, АК = 9 см)

Сделайте вывод: если одно слагаемое (длина отрезка) увеличится на □ см, то другое слагаемое (длина другого отрезка) уменьшится на столько же см, а АВ (сумма длин двух отрезков) не изменится.

б)  Самостоятельная практическая работа.

  • Начертите ломаную линию, длина которой будет вычисляться по данному решению 3۰2 +5 = ? см
  • Вычислите длину ломаной линии.
  • Сколько будет звеньев? (3)
  • Сколько звеньев одинаковой длины? (два по 3 см)

VI. Подведение итогов урока.