Урок литератуного чтения по теме "Какие бывают дожди?" К.Г. Паустовский

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Урок был дан на городском семинаре по теме: “Открытые образовательные технологии как средство формирования универсальных общеучебных действий”

Цели урока:

  • Формирование гибкости мышления. Осознавать и принимать разные точки зрения в высказываниях учащихся.
  • Воспитание уважения к мнению своих товарищей.
  • Развивать у учащихся такое качество личности, как критическое мышление, коммуникативность, рефлексивность, мобильность, самостоятельность.

Задачи урока:

  • На основе научно-познавательного текста уметь выделять причинно-следственные связи.
  • Уметь выделять в тексте главное, находить ненужную информацию.
  • Понимать как различные части информации связаны между собой.

Организационный момент. Сегодня прошу Вас показать как ВЫ умеете работать с текстом, находить самое главное, важное в тексте. Как вы умеете думать, рассуждать; как умеете слушать и слышать друг друга. И, конечно же, как вы умеете работать дружно.

1 Стадия вызова.

Загадка “Осадки”

“Это слово обозначает тему, которая очень важна при наблюдении за погодой.

Они очень важны на Земле. (Дети отгадывают и составляют из букв слово на доске)

- Какие бывают осадки? ( дождь, снег, град)

Учитель предлагает учащимся, послушать звуки природы и определить, что это за осадки. (Звучит звук дождя.)

- Какие это осадки? Что это? (дождь). Какой это дождь?

Сильный или слабый? Можно ли определить цвет дождя? Какой он на цвет?

А какой он на запах?

Произнесите это слово. А что, вы, слышите в самом слове “дождь”? (Высказывания учащихся: шуршание, отрывистость).

Сообщение темы урока: Сегодня мы не только почитаем и поговорим о дожде, но и познакомимся с новым жанром литературного чтения- с научно-познавательным текстом.

Как, вы, это понимаете, “научно-познавательный текст”?

На каком уроке мы чаще всего изучаем научно-познавательные тексты?

Учитель предлагает написать синквейн про “ДОЖДЬ”. (Повторяем, что в синквейне должно быть - 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение и один синоним.)

Дети выполняют работу на листочках со схемой синквейна. (Приложение 1)

(Опросить нужно всех желающих).

2. “Стадия осмысления”

- Сейчас мы с Вами будем работать с текстом. Открыли учебники на стр. 71. Прочитали название произведения, автора этого произведения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

К.Г. Паустовский – один из самых известных писателей ХХ в. . Его произведения одинаково интересны и детям и взрослым. Сам писатель говорит о своём творчестве: “Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно. Благодаря этой вере все повести, рассказы и сказки писателя поворачивают душу читателя всего только в одну сторону в сторону добра”. (слайд 1)

- Какие произведения К.Г. Паустовского мы читали? (ответы учащихся). Правильно. Но сегодня мы познакомимся с тем, что К.Г. Паустовский писал не только сказки (“Стальное колечко”), рассказы (“Кот-ворюга”), но и научно-познавательные тексты.

(Учитель предлагает детям распределиться по группам. (Для этого учитель предлагает детям выбрать одну из цветных полосок с темой и сообщает темы, по которым дети будут изучать текст. После этого учитель объясняет, что разобраться в тексте одному сложнее, поэтому они будут работать сообща, и для этого им снова нужно объединиться в группы по одинаковому тексту).

  • 1 группа – “Приметы дождя”.
  • 2 группа – “Спорый дождь”.
  • 3 группа – “Грибной дождь”.
  • 4 группа – “Слепой дождь”.

ЦЕЛЬ работы – обратите внимание на то, как оживает Слово писателя, когда с ним связаны впечатления и как писатель пользуется словом.

(Дети возвращаются в свои группы и проводят работу по сообщению материала по темам групп и рассказывают друг другу о проделанной работе. Затем учитель предлагает обобщить и составить кластер по обобщению материала, который будет выглядеть след. образом (Приложение 2).

Затем представитель каждой группы выходит к доске с общим кластером и объясняет, что и как они изобразили. Учитель обращается к детям, есть ли у них вопросы к отвечающим. Может быть, что-то не совсем понятно. Могут задать вопрос на уточнение.

Физкультминутка. “Представь себя дождём”

 После разминки учитель предлагает вопросы для проверки осмысления текста – работа над словом.

  • Как Паустовский описывает состояние природы перед дождём?
  • Что значит “слышится нежное дыхание влаги”.
  • Что означает народное слово “крапать”?
  • После дождя оживает природа, а в произведении Паустовского “оживает слово”. Что это означает? Какое выражение вам больше всего понравилось, запомнилось.
  • Назовите главную мысль произведения.

Дом. Задание. С. 71 -74 , читать , С. 74. В.5. Пояснить задание - Придумай рассказ “Мой любимый дождик”.

3. Стадия рефлексии.

Учитель предлагает ответить на вопросы теста- презентации. (Даны отрывки из текста и дети на листочках знаком “+” отмечают правильный ответ. (Приложение 3 и Приложение 4. Презентация.Слайд 9).

Взаимопроверка и выставление оценок.

Подведение итога урока. Что запомнилось? Что понравилось?

Дети выполняют совместную работу “КАПЕЛЬКИ”.

Подведение итога урока.