Урок был дан на городском семинаре по теме: “Открытые образовательные технологии как средство формирования универсальных общеучебных действий”
Цели урока:
- Формирование гибкости мышления. Осознавать и принимать разные точки зрения в высказываниях учащихся.
- Воспитание уважения к мнению своих товарищей.
- Развивать у учащихся такое качество личности, как критическое мышление, коммуникативность, рефлексивность, мобильность, самостоятельность.
Задачи урока:
- На основе научно-познавательного текста уметь выделять причинно-следственные связи.
- Уметь выделять в тексте главное, находить ненужную информацию.
- Понимать как различные части информации связаны между собой.
Организационный момент. Сегодня прошу Вас показать как ВЫ умеете работать с текстом, находить самое главное, важное в тексте. Как вы умеете думать, рассуждать; как умеете слушать и слышать друг друга. И, конечно же, как вы умеете работать дружно.
1 Стадия вызова.
Загадка “Осадки”
“Это слово обозначает тему, которая очень важна при наблюдении за погодой.
Они очень важны на Земле. (Дети отгадывают и составляют из букв слово на доске)
- Какие бывают осадки? ( дождь, снег, град)
Учитель предлагает учащимся, послушать звуки природы и определить, что это за осадки. (Звучит звук дождя.)
- Какие это осадки? Что это? (дождь). Какой это дождь?
Сильный или слабый? Можно ли определить цвет дождя? Какой он на цвет?
А какой он на запах?
Произнесите это слово. А что, вы, слышите в самом слове “дождь”? (Высказывания учащихся: шуршание, отрывистость).
Сообщение темы урока: Сегодня мы не только почитаем и поговорим о дожде, но и познакомимся с новым жанром литературного чтения- с научно-познавательным текстом.
Как, вы, это понимаете, “научно-познавательный текст”?
На каком уроке мы чаще всего изучаем научно-познавательные тексты?
Учитель предлагает написать синквейн про “ДОЖДЬ”. (Повторяем, что в синквейне должно быть - 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение и один синоним.)
Дети выполняют работу на листочках со схемой синквейна. (Приложение 1)
(Опросить нужно всех желающих).
2. “Стадия осмысления”
- Сейчас мы с Вами будем работать с текстом. Открыли учебники на стр. 71. Прочитали название произведения, автора этого произведения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
К.Г. Паустовский – один из самых известных писателей ХХ в. . Его произведения одинаково интересны и детям и взрослым. Сам писатель говорит о своём творчестве: “Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно. Благодаря этой вере все повести, рассказы и сказки писателя поворачивают душу читателя всего только в одну сторону в сторону добра”. (слайд 1)
- Какие произведения К.Г. Паустовского мы читали? (ответы учащихся). Правильно. Но сегодня мы познакомимся с тем, что К.Г. Паустовский писал не только сказки (“Стальное колечко”), рассказы (“Кот-ворюга”), но и научно-познавательные тексты.
(Учитель предлагает детям распределиться по группам. (Для этого учитель предлагает детям выбрать одну из цветных полосок с темой и сообщает темы, по которым дети будут изучать текст. После этого учитель объясняет, что разобраться в тексте одному сложнее, поэтому они будут работать сообща, и для этого им снова нужно объединиться в группы по одинаковому тексту).
- 1 группа – “Приметы дождя”.
- 2 группа – “Спорый дождь”.
- 3 группа – “Грибной дождь”.
- 4 группа – “Слепой дождь”.
ЦЕЛЬ работы – обратите внимание на то, как оживает Слово писателя, когда с ним связаны впечатления и как писатель пользуется словом.
(Дети возвращаются в свои группы и проводят работу по сообщению материала по темам групп и рассказывают друг другу о проделанной работе. Затем учитель предлагает обобщить и составить кластер по обобщению материала, который будет выглядеть след. образом (Приложение 2).
Затем представитель каждой группы выходит к доске с общим кластером и объясняет, что и как они изобразили. Учитель обращается к детям, есть ли у них вопросы к отвечающим. Может быть, что-то не совсем понятно. Могут задать вопрос на уточнение.
Физкультминутка. “Представь себя дождём”
После разминки учитель предлагает вопросы для проверки осмысления текста – работа над словом.
- Как Паустовский описывает состояние природы перед дождём?
- Что значит “слышится нежное дыхание влаги”.
- Что означает народное слово “крапать”?
- После дождя оживает природа, а в произведении Паустовского “оживает слово”. Что это означает? Какое выражение вам больше всего понравилось, запомнилось.
- Назовите главную мысль произведения.
Дом. Задание. С. 71 -74 , читать , С. 74. В.5. Пояснить задание - Придумай рассказ “Мой любимый дождик”.
3. Стадия рефлексии.
Учитель предлагает ответить на вопросы теста- презентации. (Даны отрывки из текста и дети на листочках знаком “+” отмечают правильный ответ. (Приложение 3 и Приложение 4. Презентация.Слайд 9).
Взаимопроверка и выставление оценок.
Подведение итога урока. Что запомнилось? Что понравилось?
Дети выполняют совместную работу “КАПЕЛЬКИ”.
Подведение итога урока.