Единица деятельностного содержания, которую
нужно освоить детям: способ образования нового типа химической связи
(ковалентной). Учебный материал: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, тексты заданий, содержащие знаки химических элементов. Ключевое задание (Задание-«ловушка»): составьте схему образования соединения атомов H и Cl (H и O). |
Средства, имеющиеся у учащихся:
- знают строение атомов химических элементов;
- сравнивают окислительно-восстановительные свойства атомов;
- составляют соединения атомов с ионной связью.
Ход мероприятия
Ребята, на прошлом занятии мы учились составлять схемы образования соединений атомов химических элементов с ионной связью. Продолжим эту работу. Каждый получил задание, приступим к его выполнению.
Задание:
Составьте схему образования соединений следующих атомов химических элементов:
1) K и F
2) Na и Br
3) Ca и S
4) H и Cl
5) H и O
Выполнение задания у доски, с обоснованием полученных результатов, например:
ученик у доски проговаривает следующий текст:
1) Калий – элемент I группы главной подгруппы, поэтому у него на последнем электронном уровне один электрон, отдавая который калий превращается в положительно заряженный ион K +.
Фтор – элемент VII группы главной подгруппы, поэтому у него на последнем электронном уровне 7 электронов, до завершения которого не хватает одного электрона, принимая его, фтор превращается в отрицательно заряженный ион F -. Это можно уложить в следующую схему:
Я получила соединение ионов, которые удерживаются друг около друга электростатическими силами.
Связь между ионами называется ионной.
По данному образцу выполняются задания 2 и 3.
Выполнение задания 4 по данному образцу вызовет затруднения.
Что показывает эта запись? Какая информация зашифрована в этой записи? ( Эта запись показывает схему образования соединения с ионной связью. H – элемент I группы главной подгруппы, поэтому у него на последнем электронном уровне один электрон, отдавая который водород превращается в положительно заряженный ион H +. Cl – элемент VII группы главной подгруппы, поэтому у него на последнем электронном уровне 7 электронов, до завершения которого не хватает одного электрона, принимая его, хлор превращается в отрицательно заряженный ион Сl -. Разноименно заряженные ионы удерживаются электростатическими силами, это говорит об образовании ионной связи).
Ребята, все согласны со схемой образования соединения атомов H и Cl?
Если обратиться к книге «Химия» автора Хомченко, которая является для меня настольной книгой, схема образования соединения атомов H и Cl отличается от составленной нами схемы и переставляет собой:
– показываем на экране:
Ребята, что показывает эта запись?
Работают в группах, предлагают свои варианты ответов, например такие (они могут быть другими):
1 группа: H0 + Cl0 = H0 Cl0
(Эта запись показывает соединение атомов H и Cl)
2 группа:
(Мы думаем, что каждый атом соединяясь оставляет свои электроны при себе, не отдает их другому атому.)
3 группа:
(Электронные формулы строения атомов H и Cl показывают распределение электронов по уровням и подуровням, показывает количество электронов на последнем электроном уровне.)
Отличается ли схемы образования соединений с ионной связью от схемы, высвеченной на экране? (Да, в предыдущих примерах соединения с ионной связью образовывали атомы, с ярко выраженными окислительно-восстановительными свойствами, то есть атомы металлы и неметаллы.)
Тогда, какие свойства будет проявлять атом водорода по отношению к атому хлора? (Атом водорода будет проявлять восстановительные свойства по отношению к хлору. Проявить восстановительные свойства – это значит отдать электроны с последнего электронного уровня.)
Значит, атом водорода будет отдавать электрон атому хлора? (Да, будет, и тогда образуется соединение с ионной связью.)
Может ли атом водорода превратиться в положительно заряженный ион H+? Что представляет собой положительно заряженный ион H+? (Положительно заряженный ион H+ – это протон, следовательно, у атома H нет электронов, хотя на схеме мы видим электрон водорода.)
4 группа:
Предлагают построить электронографические формулы строения атомов водорода и хлора, при этом обратить внимание на количество не спаренных электронов на последнем электроном уровне для того, чтобы показать, как эти электроны будут дополнять электронные уровни друг друга.
В ходе обсуждения строится схема образования соединения с ковалентной связью.
Электронная формула показывает соединение атомов H и Cl за счёт образования общей электронной пары, тогда каждый атом в этом соединении достраивает свой электронный уровень, чтобы занять энергетически выгодное состояние.
Далее записываем определение ковалентной связи:
Химическая связь, образованная за счёт общей электронной пары называется ковалентной.
Рефлексия обучающихся:
1. При выполнении первых трех примеров, стало понятно, что ионная связь образуется между атомами металлов и неметаллов, так как атомы металлов, имея на последнем электронном уровне от одного до трех электронов, отдавая их превращаются в положительно заряженные ионы. Напротив, атомы неметаллов, имея на последнем электронном уровне от четырех до семи электронов, принимая недостающие до завершения уровня электроны, превращаются в отрицательно заряженные ионы.
2. Однако при выполнении четвертого задания стало понятно, что водород не может отдать электрон и превратиться в положительно заряженный ион. Для меня положительно заряженный ион водорода – это протон. Следовательно, водород с хлором соединяются не ионной связью, а связью, образованной за счёт общей электронной пары. Такая связь называется ковалентной. Ковалентная связь образуется между атомами неметаллов.
Домашнее задание:
Составьте схему образования соединений атомов химических элементов:
P и H; S и H.
Творческое задание: придумайте три соединения атомов, образованных ковалентной связью и составьте их схемы образования.