Общеизвестно, что основной целью обучения иностранному языку является развитие у школьников способности использовать язык как инструмент общения в диалоге культур. Тем не менее, я позволю себе утверждать, что эта цель – далеко не единственная, и обучение иностранным языкам позволяет развивать у ребенка различные способности.
Каждый ребенок от природы наделен определенными способностями и талантами, либо вполне очевидными, либо скрытыми. От педагога требуется умение распознать наличие у ребенка незаурядных способностей, активизировать их и направить в то или иное русло. Как помочь ребенку раскрыть, развить и затем реализовать свои способности? Во-первых, необходимо дать возможность самовыражения каждому ребенку. Во-вторых, наиболее продуктивным с точки зрения творческой активности является ранний школьный возраст. Поэтому на начальном этапе обучения особенно важна фронтальная работа с коллективом. В-третьих, следует сочетать такой вид деятельности с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Как учитель английского языка я не могу не упомянуть о том, что раннее изучение иностранного языка развивает память, внимание, воображение, эрудицию, артистизм, языковую догадку, делает ученика активным, приучает его к коллективным формам работы, прививает речевой такт и потребность быть информированным. Исходя из собственного опыта, хочу отметить, что одной из наиболее продуктивных форм работы с классом или группой являются мини-проекты по темам, предлагаемым учебной программой или выбранным учителем. Если речь идет о начальной школе, то начинать можно с самых азов, то есть с алфавита. Например, можно предложить детям сделать собственными руками красивую, красочную “Азбуку для Буратино”, снабдив ее буквами, изученными лексическими единицами и иллюстрациями. Или можно дать выход детской фантазии при создании тематических проектов, таких как “Семейное древо”, “Любимые животные”, “Мой друг”, “Мой любимый сказочный герой”, “Валентинки”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Меню” и многие другие. Все эти проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми или коллективными. Все детские работы получают практическое применение. Ими оформляются различные стенды, уголки, детские портфолио. Для учеников средней школы можно предложить интегрированные проекты. К примеру, коллективный проект “Сказки Киплинга в переводе”, работая над которым учащиеся могут проявить себя в различных областях знаний. Им предоставляется замечательная возможность попробовать свои силы в литературном переводе с английского языка на русский, продемонстрировать навыки владения компьютером при создании презентации, ораторского мастерства при защите проекта, а также проявить талант организатора. Результатом такого проекта может быть дидактическое пособие по внеклассному чтению. Что касается учеников старшей школы, то выбор тем становится намного больше, формы проектных работ – разнообразней, результаты – еще интересней, практическое применение – гораздо шире.
Перед педагогами открываются неограниченные перспективы деятельности по выявлению юных дарований среди своих учеников. Как правило, из всех работ можно выделить несколько наиболее удачных сразу по нескольким критериям оценивания, что свидетельствует о всестороннем развитии ребенка. Однако это не означает, что в дальнейшем учителю следует работать только с авторами этих работ. Индивидуальный подход к отличившимся детям необходимо сочетать с работой с классом в целом, всячески поощрять и стимулировать остальных учащихся к дальнейшему творчеству, повышать их познавательную и социальную мотивацию. Безусловно, все проектные работы, созданные детьми, заслуживают внимания, ведь каждая из них интересна по-своему. Помимо работ, претендующих на призовые места, есть и другие, достойные если не победы, то специальных номинаций, например “За увлеченность”, “За оригинальность идеи”, “За проявленное трудолюбие” и так далее. Самым главным результатом подобных мероприятий является творческая инициатива и активность, проявленная самими учениками в процессе выполнения проектных работ. Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно двигаться вперед, раскрывая все новые таланты в каждом ребенке. Не следует также ограничивать творчество детей только проектными работами. Многие педагоги уже давно и широко применяют в своей профессиональной деятельности игровую методику, ставя себе целью обучение иностранному языку как средству общения через игру. Действуя таким образом, они успешно выполняют задачу стимулирования познавательной активности ребенка и развития его креативных способностей. Изучение иностранного языка также позволяет активно использовать любовь детей к различным интегрированным занятиям, таким как музыкальные занятия, концерты, праздники, занятия по ознакомлению с детской литературой страны изучаемого языка, занятия видео-путешествия, экскурсии. Сочетание различных методик и материалов, соответствующих психологическим особенностям возрастной группы учащихся, способствует успешному осуществлению поставленных целей и задач.
В заключении следует отметить, что все вышесказанное подтверждает, что язык, будучи условием и средством развития и формирования языковой личности, одновременно является для ребенка средством развития, познания и воспитания.