Объект изучения: Процесс преподавания информатики и ИКТ в школе с позиции компетентностного подхода в обучении.
Предмет изучения: Педагогические технологии интерактивного обучения, способствующие формированию ИКТ-компетентности школьников.
Цели:
- Рассмотреть возможность реализации компетентностного подхода в преподавании информатики и ИКТ на основе методов интерактивного обучения;
- Обеспечить содержание образования, основанного на компетентностном подходе, и соответствующих методов повышения качества преподавания информатики и ИКТ;
- Создать условия для формирования ИКТ-компетентности учащихся на уроках информатики;
- Повысить собственное профессиональное мастерство.
Задачи:
- Определить понятия «компетентность», «ИКТ-компетентность» в специализированной литературе;
- Собрать сведения о современных методах обучения, выделить методы, способствующие формированию ИКТ-компетентности и разобраться в особенностях их применения;
- Определить оптимальные методы и приемы для формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики;
- Внедрить в учебный процесс инновационные педагогические технологии и проверить эффективность их использования на уроках информатики.
Ожидаемые результаты:
- Формирование ИКТ-компетентности у школьников;
- Повышение познавательного интереса к предмету;
- Повышение качества обучения и успеваемости;
- Формирование прочных и глубоких знаний по предмету и в смежных областях;
- Приобретение навыков самостоятельной работы;
- Создание базы педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий по современным образовательным технологиям.
Актуальность темы
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объем получаемых знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрел ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется лишь объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе приобретенных и усвоенных знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Это связано с тем, что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем и задач, коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
С приходом нового тысячелетия наше общество вступило в эпоху, которую принято называть информационной. В связи с этим, на настоящем отрезке времени одной из наиболее значимых ключевых компетенций, определяющей возможность не только регулярного образования, но и самообразования, реализации принципа «Образование через всю жизнь!», является ИКТ-компетенция. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда совершаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем учреждение для обучения, ищем работу, пишем статьи и т.д. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определенные этапы работы с информацией, такие как: определение информации, управление информацией, доступ к информации, интеграция информации, оценка информации, создание информации, передача информации.
Для эффективного решения подобных задач, необходимы умения, которые обучающиеся смогут выработать только на практике, решая задачи из реальной жизни. Таких задач, к сожалению, мало, либо их нет совсем в практике школьных учителей информатики. И это главный недостаток действующих сегодня образовательных стандартов.
Получается, что обучающиеся знают весь набор существующих инструментов, а какие из них лучше выбрать и как использовать в конкретной жизненной ситуации – эти вопросы остаются для них весьма сложными. По сути, это приводит к тому, что дети хорошо заучивают приемы работы по шаблону, и если задача ему не соответствует, она становится для них фактически неразрешимой.
Таким образом, возникла необходимость создания условий для формирования ИКТ-компетентности школьников.
Чтобы сформировать компетентного человека необходимо обеспечить связь двух видов деятельности: настоящей – образовательной и будущей – практической. Как именно преодолеть противоречия между учебной деятельностью и практической деятельностью, в которой требуется проявить компетентность в решении поставленной задачи? На мой взгляд, одним из путей решения этой проблемы являются интерактивные методы обучения.
Задача учителя сегодня – попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения по своему предмету. Постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность. Вот почему особую роль играют методы, обеспечивающие интенсивное развитие личности обучающихся, такие как метод проектов, деловые игры и кейс-стади.
Более подробно принципы использования современных педагогических технологий и, в частности, интерактивных методов обучения рассмотрены в прилагаемой презентации.