Проект "Растем крепкими и здоровыми"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


ПАСПОРТ

Цели и задачи проекта Цель: Формирование у детей с нарушением интеллекта стойкой установки на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • Создание условий для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи; совершенствование предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды.
  • Укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, привитие укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации.
  • Формирование представлений о физических потребностях своего организма, адекватных способах их удовлетворения.
  • Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.
Сроки и этапы реализации проекта I этап – Подготовительный  (февраль – август 2009 года)

1. Изучение литературы по данной теме
2. Разработка плана работы с родителями по теме проекта
3. Подбор художественной литературы по теме «Здоровый образ жизни», иллюстративного материала
4. Разработка плана работы с детьми специализированной группы: составление картотеки дидактических игр, составление программы, перспективных планов, занятий, рекомендаций
5. Оформление «Уголка здоровья» для детей
6. Подбор материалов для оформления родительского уголка «Будь здоров, малыш!»

  II этап – Практический (сентябрь 2009 – февраль 2011года)

 Работа с детьми:

  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы, чтение художественной литературы,
  • кукольное представление «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Где Тимошка здоровье искал»;
  • проведение игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные)
  • познавательные, интегрированные занятия, развлечения, праздники и тематические вечера.

Работа с родителями:

  • консультации, практические советы, рекомендации, родительские собрания, участие в родительском клубе «Родинка»;
  • использование наглядной агитации (папки-передвижки, выставка фотографий;
  • тематические выставки «Детская и методическая литература», «Дидактические игры по безопасности дорожного движения»
  • совместная деятельность родителей и детей

Работа с педагогами:

  • консультации, проблемный семинар с использованием ситуативных и игровых заданий, лекторий, круглый стол
  III этап – Обобщающий (февраль 2011 – май 2011 года)
1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями
2. Проведение итогового занятия «Быть здоровыми
хотим»
3. Презентация детского альбома «Здоровый образ
жизни»
4. Выступление на педсовете по выполнению проекта «Растем крепкими и здоровыми»
Перечень основных мероприятий 1. Разработка и реализация методических материалов для работы с детьми в соответствии с их возможностями.
2. Составление и реализация плана работы с родителями по теме: «Растем крепкими и здоровыми» (выбор ответственных за организацию).
3. Создание условий для реализации проекта.
Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатели специализированной группы, учитель-дефектолог, педагог-психолог, врач-психиатр, врач-педиатр, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, дети специализированной группы (с нарушением интеллекта)
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто:

1. Сформированность у детей стойкой установки на здоровый образ жизни.
2. Овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях: овладение культурно-гигиеническими
навыками, навыками безопасного поведения в окружающей
действительности.
3. Сформированность представлений о необходимости заботиться о своем здоровье.
4. Снижение уровня заболеваемости.
5. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.

Целевая группа проекта Дети специализированной группы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. Здоровье как общественная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. В этой связи закономерно, что дошкольное образование в последние годы тоже повернулось лицом к данной проблеме, ведь от состояния здоровья детей напрямую зависит благополучие любого общества. Если на сегодняшний день у 80% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, к моменту окончания школы их число увеличивается до 90 и более % (по сведениям РАМН), то соответственно под угрозой оказывается всё взрослое население общества, поскольку ослабление здоровья подрастающего поколения в геометрической прогрессии угрожает здоровью последующих поколений.
Базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

НОВИЗНА ПРОЕКТА

Идея создания проекта появилась в результате анализа научной, психолого-педагогической литературы, собственного опыта экспериментальной  работы с детьми данной категории на протяжении более 10 лет. Требуются новые подходы к вопросу по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью, т. к. до настоящего времени не разработана система коррекционно-развивающей работы с дошкольниками данной категории.

Проект направлен на решение вопросов по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с базовой образовательной программой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, содержание которой было расширено нами за счет включения задач по сохранению и укреплению здоровья, исходя из особенностей развития дошкольников.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:  формирование у детей стойкой установки на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.
Планируя работу по здоровьесбережению ,мы должны учесть, что воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни во многом зависит от целенаправленно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Достижение поставленной цели проекта возможно, если решать следующие задачи:

1. Укрепить жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, привить укрепляющие здоровье потребности и расширить возможности их практической реализации.
2. Формировать представления о физических потребностях своего организма, адекватных способах их удовлетворения.
3. Воспитать практические навыки и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.
4. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Подготовительный (февраль – август 2009 г.) 1. Изучение литературы по данной теме
2.Разработка плана работы с родителями по теме проекта
3.Подбор художественной литературы по теме «Здоровый образ жизни», иллюстративного материала
4. Разработка плана работы с детьми специализированной группы: составление картотеки дидактических игр, составление программы, перспективных планов, занятий, рекомендаций
5. Оформление «Уголка здоровья» для детей
6. Подбор материалов для оформления родительского уголка «Будь здоров, малыш!»
2. Практический (сентябрь 2009 – февраль 2011г.) Работа с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций
2. Беседы, чтение художественной литературы,
3. Кукольное представление «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Где Тимошка здоровье искал»;
4. Проведение игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные)
5. Познавательные, интегрированные занятия, развлечения, праздники и тематические вечера.

Работа с родителями:

1. Консультации, практические советы, рекомендации, родительские собрания, участие в родительском клубе «Родинка»;
2. Использование наглядной агитации (папки-передвижки, выставка фотографий;
3. Тематические выставки «Детская и методическая литература», «Дидактические игры по безопасности дорожного движения»
4. Совместная деятельность родителей и детей

Работа с педагогами:

– консультации, проблемный семинар с использованием ситуативных и игровых заданий, лекторий, круглый стол

3. Заключительный этап (февраль 2011 – май 2011г.) 1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями
2. Проведение итогового занятия «Быть здоровыми хотим»
3. Презентация детского альбома «Здоровый образ жизни»
4. Выступление на педсовете по выполнению проекта «Растем крепкими и здоровыми»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании проекта «Растем крепкими и здоровыми» предполагается:

1. Сформированность у детей стойкой установки на здоровый образ жизни.
2. Овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях: овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками безопасного поведения в окружающей действительности.
3. Сформированность представлений о необходимости заботиться о своем здоровье.
4. Снижение уровня заболеваемости.
5. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На данном этапе достигнуты  результаты:

– разработаны организационные мероприятия по проведению проекта (проведена диагностика, анкетирование, составлен план по внедрению проекта);
– разработана рабочая программа;
–  подготовлена материальная база.

АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА

Проект адресован детям с отклонениями в развитии 3года обучения, которые посещают специализированную группу МДОУ д/с №32 «Родничок» города Белово. Направлен на более расширенную коррекционно-развивающую работу с детьми данной категории, укрепление их физического здоровья, создание им психологического комфорта. Предполагает закрепление у детей элементарных представлений о здоровье и здоровом образе жизни как об одной из важнейших  жизненных ценностей человека.

Педагоги, занимавшиеся с дошкольниками коррекционно-развивающей работой по здоровьесбережению получают возможность измениться в сторону личностного и профессионального роста, т.к. искусство сохранения и укрепления здоровья приходит, прежде всего, со знаниями и практическим опытом.

Родители имеют возможность обмениваться опытом, накопить значительный багаж по теме проекта «Растем крепкими и здоровыми».

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Сборник дидактических игр
2. Сборник пальчиковых игр
3. Сборник логоритмических упражнений
4. Сборник художественной литературы
5. Консультации для родителей
6. Консультации для педагогов
7. Рабочая программа «Растем крепкими и здоровыми»
8. Фотоальбом «Здоровый образ жизни»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду [Текст]: Планирование и конспекты.– ТЦ Сфера, 2005. – 160с.
  2. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В. Секачев, 2008.–78с.
  3. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками [Текст]/Е.Н. Борисова. – Издание 2-е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.–144с.
  4. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 3 до5 лет). – М., 2005.–94с.
  5. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). – М., 2005.–96с.
  6. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей  [Текст]: – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.
  7. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А Стребелева. – М.: Просвещение, 2007.
  8. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с  нарушением интеллекта: метод. Рекомендации [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2009. – 175с.
  9. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] /Е.А. Екжанова, е.а. стребелева // Дефектология.– 1999. – №6. – С. 25-34.
  10.  Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / Под ред. З.И Бересневой – М.:ТЦ Сфера, 2003, –  35с.
  11.  Зманский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми [Текст]: – М., 1989.– 130с.
  12.  Игнатова Л.В., Волик В.И., Кулаков В.Д., Холюкова Г.А. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2008, – 144с. (Здоровый малыш).
  13.  Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст]: пособие для учителя/ А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2004, – 224с.
  14.  Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников [Текст]: практические разработки игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы) /В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2005, – 176с.
  15.  Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007, – 208 с.
  16.  Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. [Текст] / Программа для ДОУ.– М.: ТЦ Сфера, 2010.–112с.
  17.  Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.– 160с.
  18.  Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. [Текст]/ Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 176с.
  19.  Никонорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровичок. [Текст]: Система оздоровления дошкольников. – Воронеж:  ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96с.
  20.  Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) [Текст]: – М.: Мозаика-Синтез, 2008.–96с.
  21.  Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. [Текст]: Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.6 Школьная Пресса, 2008. – 80с.
  22.  Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/С.Н.Теплюк – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160с.
  23.  Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР [Текст]: пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений /С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.–80с.
  24.  Фесенко, М.А. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. [Текст] /М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96с.
  25.  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  26.  (Электронный ресурс) – https://urok.1sept.ru/