Реализация краеведческого компонента в процессе изучения иностранного языка как основа развития социальной компетенции учащихся

Разделы: Иностранные языки


Выпускник школы сегодня должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности. Он должен уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. [3]

Истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины. [2] В условиях сельской школы, даже руководствуясь реалиями современной жизни, бывает очень трудно для учащихся увидеть связь между изучением иностранного языка в школе и своей дальнейшей взрослой жизнью. Диагностика познавательной мотивации показывает тенденцию её снижения от 5-го к 11-му классу, что вызывает тревогу, поскольку устойчивый познавательный интерес – это основание для развития профессионального интереса как мотива выбора будущей профессии, а следовательно, и в целом профессионального самоопределения. [7]

Таким образом, обозначились противоречие между повышением требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком и неустойчивым познавательным интересом к изучению иностранного языка.

Необходимость решения данного противоречия и дифференциации образовательного процесса стимулировала меня искать новые формы и приемы обучения иностранному языку для повышения мотивации школьников, развития их творчества, инициативности с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей.

Мы предположили, что реализация краеведческого компонента в процессе изучения иностранного языка в школе создаст предпосылки для формирования не только коммуникативной компетенции, познавательного интереса, но и даст дополнительные возможности в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач, будет способствовать общекультурному развитию обучающихся, их профессиональному и жизненному самоопределению, социальной адаптации. [4]

Была пересмотрена, проанализирована и переработана программа преподавания иностранного языка с 2 по 11 класс. Добавлен краеведческий компонент при работе над такими темами, как “Моя школа”, “Наша страна”, “Путешествия”, “Известные люди”, “Традиции и обычаи”, “Спорт”, “Музыка”, “Театр”, “Кино”, “Живопись”, “Жизнь молодежи”, “Экология” и др. Обращения к краеведческим материалам помогают формировать у учащихся чувства любви к родному краю, сознательное отношение к окружающему миру, гордость за свой родной край. Кроме того, использование краеведческого материала на уроках иностранного языка способствует совершенствованию у учащихся языковых знаний, творческих способностей и познавательных интересов.

Понимание значимости краеведения в учебно-воспитательном процессе привело к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое рациональное использование местного материала в учебно-воспитательном процессе. [6]

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к методике преподавания (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, В.В. Сафонова и др.), как одну из форм реализации учебного процесса, был выбран метод проектов. [5]

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ “ввести” реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру. [1]

Использование метода проектов в процессе обучения и воспитания учащихся средствами предмета “Иностранный язык” дает учителю колоссальные возможности для воспитания личности школьника, так как учитель может реально осуществлять деятельностный характер обучения за счет сочетания разных режимов работы для реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. [3] Он имеет возможность, путем организации образовательной среды и варьирования учебной нагрузки, создать каждому ученику условия для возможного выбора предпочтительной деятельности, партнера и средства обучения. Разработка проекта позволяет вовлечь школьников в процесс формирования своего знания и умения применять полученные иноязычные и междисциплинарные знания в различных видах практической деятельности, самостоятельно планировать конечный продукт проекта и, кроме этого, совместно с учителем строить индивидуальную образовательную траекторию на неделю, месяц, четверть и т. д. [5]

Выполняя проект как долговременный, полномасштабный, так и кратковременный, занимающий одно аудиторное занятие, обучающиеся обычно используют знания, полученные на других предметах, что является связующим звеном, делает единым процесс обучения. Такая система преподавания создает условия для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии, а также способствует его профессиональному и жизненному самоопределению.

Таким образом, занимаясь со школьниками с 2-11 класс, мною была разработана единая методическая система преподавания иностранного языка, которая включает в себя урочную и внеурочную деятельность.

Дети занимаются проектированием с первого года изучения иностранного языка. Основываясь на реалиях повседневной жизни, представляют семью, домашних животных, свое село, природу, которая их окружает, придумывают проекты заповедников и приютов для бездомных животных, представляют школу своей мечты, сочиняют стихи, изображают невиданных сказочных зверей и птиц, издают собственные книжки, изготавливают сувениры, оригинальные подарки, комиксы. Во внеурочное время они посещают элективные курсы, занимаются в компьютерном классе, познавая азы общения на иностранном языке при помощи виртуального сайта.

Использование краеведческого материала в преподавании иностранного языка со ступени начального общего образования способствует формированию у обучающихся первоначальных представлений о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира, на это делают акцент и новые образовательные стандарты. Выполняя проекты, обучающиеся приобретают начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. [8]

Работа с краеведческими материалами помогает формировать у обучающихся чувство любви к родному краю, сознательное отношение к окружающему миру, гордость за свой родной край. Краеведение, преподаваемое на иностранном языке, позволяет взглянуть на уже имеющиеся сведения и знания о регионе под новым углом зрения, поскольку изложение на иностранном языке не может быть сделано автоматически, перевод с языка на язык - это творческий процесс осмысления другой системы восприятия мира, другого мировоззрения, выраженного средствами языка перевода. Занимаясь исследовательской деятельностью в течение нескольких лет, школьники учатся самостоятельно формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу и предлагать пути решения проблемы, работать со справочным материалом, находить нужные источники информации, планировать, разрабатывать свои индивидуальные маршруты. Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию коммуникативных и межкультурных компетенций обучающихся, которые они демонстрируют в общении с носителями языка. Занятия проектной деятельностью позволяют обучающимся становиться лауреатами и победителями не только Всероссийских конкурсов, таких как “Poetic fantasy”, “English fairy tales”, “Первые шаги”, Молодежных чемпионатов по английскому языку, но и Международных конкурсов “British Bulldog”, начиная уже с третьего класса.

Личностно-ориентированный подход к обучению иностранного языка, способствует созданию ситуаций для самореализации школьников. Выполнение на уроках творческих проектов с использованием краеведческого материала побуждает обучающихся к исследовательской деятельности во внеурочное время, развивает интеллект, расширяет кругозор, а результативность участия в олимпиадах и других конкурсах различного уровня привлекает все большее количество детей. Повышение познавательного интереса к иностранному языку констатируют результаты психолого-педагогических диагностик, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года.

За исследуемые три года участие обучающихся школы в олимпиадах и конкурсах разного уровня повысилось на 23%, а количество призеров на 4%, доля обучающихся, имеющих устойчивый познавательный интерес к предмету выросла на 9%. Следствием повышения познавательной активности являются так же высокие учебные результаты обучения и их позитивная динамика (за последние три года – рост на 3%).

Таким образом, методическая система, построенная на использовании метода проектов и краеведческого материала, позволяет успешно заниматься социальным проектированием, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, уровень коммуникативной и социальной компетенций, способствует их профессиональному и жизненному самоопределению.

Источники и литература

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы// Иностранные языки в школе. - 2002 - №2 - С. 1-15
  2. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 2001. - №5 - С. 11-15
  3. Пассов Е.И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты.// Материалы международной научно-практической конференции “Реформирование школьного и вузовского образования и новые тенденции в преподавании иностранных языков”. - М., МПГУ. - 2002
  4. Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке// Иностранные языки в школе. – 1990. - №5 - С. 101
  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2000. - № 2 – С. 5-10
  6. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования// Иностранные языки в школе. – 2001. №3 - С. 15-17
  7. Современная школа: Приоритеты образования и социализации личности: итоги опытно-экспериментальной работы Русскополянской школы №2. – Омск. - 2008. - С.13-18
  8. Стандарты второго поколения “Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 класс”. - М.: Просвещение. - 2010