Цель:
- организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о свойствах воды, попытаться удивит детей “очевидностью” ещё одного замечательного свойства воды, которое они не замечали: вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях- жидком, твёрдом и газообразном;
- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);
- развивать любознательность, умение анализировать обобщать полученные знания;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
- презентация; компьютер; мультимедийный проектор;
- экран; учебник “Окружающий мир” 2 класс;
- рабочая тетрадь учащегося; банка; стакан с водой;
- ложка; полоски бумаги белого, синего и желтого цвета.
Ход урока
1. Организационный момент.
<Слайд 1, 2>
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
2. Сообщение темы урока.
<Слайд 3>
Меня пьют,
Меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода.)
<Слайд 4>
– Кто догадался о чем мы будем говорить на уроке? (О воде.)
<Слайд 5>
– Да. Сегодня мы узнаем о том, как вода умеет путешествовать.
Прочитайте пословицу.
“Капля воды дороже золота”.
– Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)
3. Вступительная беседа о значении воды.
<Слайд 6>
Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.
Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.
– От чего погибли люди и верблюды в пустыне? (Не было воды.)
– Зачем же вода нужна человеку?
4. Новый материал.
<Слайд 7>
– Давайте вспомним, что мы знаем о воде, какая она?
– Почему про воду говорят, что она “ вездесущая”?
– Найдите воду, где она спряталась в нашем классе?
– Имеет ли вода вкус?
– Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили? (Вода без вкуса и запаха.)
– Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно ее увидеть? Какое свойство помогло вам в этом? (Прозрачность)
– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… (бесцветна)
– Перелейте воду в банку, из банки в стакан. Что это за свойство воды? (Текучесть)
– Вы налили чай, положили сахар, размешали его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому свойству? (Вода растворитель.)
– Что происходит с водой в жаркий день? (Испарение.)
– Итак, какие свойства имеет вода?
<Слайд 8>
Свойства воды:
– без вкуса
– без запаха
– прозрачность
– бесцветность
– текучесть
– растворитель
– испаряемость
<Слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15>
– Вода о себе говорит так:
Я и стужа и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
– Как это понять?
5. Инсценирование стихотворения.
<Слайд 16>
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь и я из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
– Донесся шепот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана.
– Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
– Кто из вас, ребята, может сказать, в каком состоянии бывает вода?
– Рассмотрите рисунок, и расскажите, когда вода бывает в таком состоянии.
Состояния воды:
- Жидкое
- Твердое
- Газообразное
6. Путешествие капельки.
<Слайд 18, 19, 20, 21, 22, 23>
– Мы обсудили, какие свойства имеет вода, в каком состоянии она бывает, а теперь давайте проследим путь превращения воды из одного состояния в другое. Давайте послушаем, как путешествуют капельки.
Путешествие капельки.
В маленьком родничке, что спрятался среди кустов ивы, родилась капелька. Да, да, обыкновенная прозрачная капелька воды. Откуда взялась капелька, она сама не знала. Может быть, вместе с другими упала с неба или приплыла с подземного ручейка. Сейчас она с интересом знакомилась с окружающей природой, слушала журчание своего родного родничка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала… о путешествии. А для этого ей нужно было обязательно попасть в ручеек, который вытекал из родничка. Помог ей лягушонок, на своих лапках он принес капельку и других ее подружек в ручеек.
– Счастливого пути! – пожелал лягушонок капелькам. Ручеек бежал быстро и очень скоро влился в небольшую реку. Капельки играли, переливались на солнце, катались на речной волне. Всем было очень весело. Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары изменялась, превращалась в малюсенькое облачко и, испаряясь, поднималась к небу. Настала очередь и нашей капельки. Сначала на небе она была одна, но потом к ней присоединились другие капельки, и облачко поплыло над лесами и полями, городами и селами. И все новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец туча стала такой большой и тяжелой, что хлынул дождь! Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась, она очистилась, стала прозрачной, похожей на маленький хрусталик. Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.
<Слайд 24>
– Как же называется путешествие капельки? (Круговорот воды в природе.)
7. Физкультминутка.
<Слайд 25>
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
8. Закрепление полученных знаний.
<Слайд 26>
– Летом все понятно: испарение, осадки, вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет?
– Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой?
– Может ли вода испарятся при низких температурах?
– Для чего хозяйки вывешивают выстиранное бельё на улицу?
– Высыхает ли бельё зимой на улице?
– Значит, вода испаряется в мороз?
– В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.
– Зимой в виде чего возвращается вода на землю?
– А снег это вода?
Вывод: Круговорот воды бесконечен.
9. Работа в парах.
<Слайд 27>
Рабочая тетрадь стр. 27–28.
- Отметьте свойство воды.
- Напишите, какие бывают водоемы.
- Закончи высказывание. Вода может находиться в трех состояниях:_________________
- Соедини рисунки и подписи к ним
Проверка.
10. Итог урока.
<Слайд 28>
– В каких трех состояниях находится вода в природе? (В жидком, в твердом, газообразном)
– Как происходит круговорот воды в природе?
– В виде чего бывает вода? (Пар, роса, дождь, снег, иней, лед, град, туман)
11. Рефлексия.
<Слайд 29>
Оцени свою работу.
- Я работаю с настроением.
- Я доволен собой.
- Я испытывал иногда трудности.
12. Домашнее задание.
<Слайд 30>
В тетради выполнить рисунок-схему “Как капелька путешествовала”.
Напишите пословицы о воде.